Духовные искания Пьера Безухова
Духовные искания Пьера Безухова
В монументальном романе-эпопее "Война и мир" Л.Н. Толстой отразил
множество больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX
века. Поиски смысла жизни, истинный и ложный героизм, любовь и ненависть,
жизнь и смерть – вот только наиболее важные из проблем, встающие перед
главными героями романа. И каждый решает их по-своему. Мы по-разному
относимся к героям романа. Но в кульминационный момент произведения – войне
1812 года – почти все внушают нам глубокое уважение, так как весь русский
народ поднялся в едином патриотическом порыве. Война повлияла на судьбы
всех героев книги.
Одним из моих любимых героев является Пьер Безухов. Он появляется
на первых же страницах "Войны и мира" в салоне Анны Павловны Шерер. Молодой
человек, нелепый и непривлекательный, "толстый, выше обыкновенного роста,
широкий, с огромными красными руками". Большой и неуклюжий, он никак не
вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих. Но он
же и внушает страх. Анну Павловну страшит взгляд юноши: умный, робкий,
наблюдательный, естественный. Таков Пьер, незаконнорожденный сын русского
вельможи. В салоне Шерер его принимают лишь на всякий случай, а вдруг граф
Кирилл официально признает сына. Многое вначале нам кажется в Пьере
странным: воспитывался в Париже – и не умеет вести себя в обществе. И лишь
позже мы поймем, что непосредственность, искренность, горячность –
сущностные черты Пьера. Ничто и никогда не заставит его изменить себя, жить
по общей, усредненной форме, вести бессмысленные разговоры. Образ Пьера –
центральный во всей образной системе романа. И, прежде всего потому, что он
был в центре сюжета первоначального замысла книги о декабристе, вернувшемся
из ссылки. Роман "Война и мир" построен в виде семейной хроники. История
народа воспринимается сквозь призму семейной истории. Пьер на этом фоне
уникален. За ним единственным нет никого, официально признанный и любимый
отцом, он так и не узнает своего родителя, ничего не сможет от него
перенять. Пьер изначально лишен семьи, он начинается с себя. Это составляет
сущность личности этого героя, отражает черты не его рода, а общие черты
его характера.
Как и другие герои Толстого, Пьер пройдет свой путь "от Наполеона к
Кутузову". Этот путь отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями, чем путь
князя Андрея.
Первой трагической ошибкой Пьера стал брак с Элен. Автор подробно
повествует о том, как завлекали развратные Элен и князь Василий наивного
Пьера, как вовремя прибежали с иконой благословлять их. И описав все это,
Толстой пристально всматривается в несчастного Пьера. Кого он обвиняет в
своем нелепом браке? И Пьер одерживает свою первую победу – он обвиняет
себя. Духовная установка Пьера изначально опирается на принцип истинной
нравственности: прежде всего суди самого себя.
Вторым серьезным испытанием станет для Пьера неожиданная дуэль.
Оскорбленный Долоховым, он бросает вызов и оказывается вновь вовлеченным в
чужую и чуждую игру. Казалось бы, исход дуэли – торжество справедливости:
впервые взяв в руки пистолет, Пьер попадает в своего обидчика. Но после
всего этого, бессмысленной представляется графу вся его жизнь. Пьер
переживает глубокий душевный кризис. Этот кризис – и сильное недовольство
собой, и желание изменить свою жизнь.
Торжок стал для Пьера его Аустерлицем. На этой почтовой станции он
отрекся от своего раннего нравственного бонапартизма и выбрал новый путь.
Этот путь указал ему масон Баздеев, который становится его наставником.
Обращение Пьера к масонам понятно. Баздеев предлагает ему начать жизнь с
нуля, возродиться в новом, очищенном состоянии. Но оно оправдано и
исторически. Известно, что через масонство прошли почти все декабристы, и
искали они в масонстве то же, что и Пьер – нравственные очищения. Судьбу
Пьера Лев Толстой выстраивает цепью нелогических закономерностей,
закономерностей исторических. Не будучи военным, он едет на Бородинское
поле, ибо исторически для победы необходимо участие всех, кому дорого
отечество. И Толстой заставил нас увидеть это сражение глазами Пьера, так
как именно ему видится нравственная основа этого события. Пьер останется в
Москве, чтобы убить Наполеона и спасет девочку. И, наконец, в плену он
обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к
народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды –
эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным
учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души
таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не
подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по
мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.
|