Двойники Раскольникова
Двойники Раскольникова
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был написан в очень
тяжелый период для самого писателя – на каторге. Там он и столкнулся с
«сильными личностями», характеры которых воплотил в главных героях своего
произведения.
В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории «наполеонизма» -
возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей.
Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор
произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя,
показывает её утопический результат на образах «двойниках» - Свидригайлова
и Лужина.
Раскольников, бедный студент из обедневшей дворянской семьи, подавленный
нищетой и несправедливостью жизни пытается найти выход из этого положения.
Он полон желания решительно изменить свою жизнь, пусть даже через
преступление. Иногда он сомневается в правильности своих мыслей, боясь
загубить свою душу, но его манит результат. Его идея заключалась в том, что
можно совершить преступление ради общего блага. И он решился на убийство
этой старухи – процентщицы, которую считал глупой, ничтожной, вредной
старушонкой. Раскольников совершил это преступление, думая, что он нашёл
объяснение своей идее. Он разделил человечество на две категории: «на
тварей дрожащих» и на «сверхлюдей», решив испытать себя. Поняв, что он не
«существо высшего порядка», совершив убийство, он убил в себе все то
человеческое, что связывало его с окружающим миром, оставаясь наедине с
душевными страданиями и муками совести.
В плену этой же ложной теории находится и Свидригайлов – один из наиболее
сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную
мораль и растратил свою жизнь на развлечения. Свидригайлов, виновный в
смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только
встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в
отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно. Он даже помог
Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения
совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он
пускает себе пулю в лоб.
Казалось бы, очень много общего в поступках этих героев, но на сколько,
на самом деле, были различны их жизненные ориентиры. Раскольников учится,
пробивается в жизни сам и заботится о матери, сестре. Свидригайлов –
зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Оба героя, подчинившись
одной идее, остались по разные стороны «баррикады». Стало ясно самому
Раскольникову, - «не переступил он, на этой стороне остался», потому что
«гражданин и человек». А вот Свидригайлов переступил, человека и гражданина
в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть
раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись
пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие,
кончает жизнь самоубийством. Смерть для него – освобождение от всех
преград, от «вопросов человека и гражданина». Это и есть результат идеи, в
котором хотел убедиться Раскольников. Поэтому Достоевский оставляет Родиону
право на жизнь на каторге, на каторге где происходит мучительное
освобождение от этой идеи, возвращение к людям, обретая истинные ценности.
В своем произведении «Преступление и наказание», Достоевский убеждает нас
в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается
победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению.
|