рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Есенин


Есенин

Р Е Ф Е Р А Т

Тема: «Судьба и личность С. Есенина»

Работу выполнила

учащиеся XI В

Шгиназии Л.

Казанчиян Э.

Руководитель

учитель литературы

Грушевская О.И.

г. Ставрополь 2003 г.

Есенин прожил всего тридцать лет. Но след оставленный им в советской

поэзии, настолько глубок, что его не стерли не усилия некоторых глухих и

слепых его современников, ни последующие десятилетия, в которые ощутимо

давала о себе знать инерция недоверчивого отношения к поэту. Его поэзия

всегда жила в душе и в памяти нашего народа, потому что она уходит своими

корнями в толщу народной жизни, питается ее соками, растет из ее глубин.

Есенин отличается такой силой искренности и непосредственности чувств,

такой напряженностью нравственных поисков и такой чисто человеческой

неповторимостью, что говорить о его сложном и противоречивом творчестве

совершенно невозможно без учета его биографии, его жизненного пути.

Особенно важное значение для понимания мировоззрения и поэтического

мышления поэта имеют те условия, в которых формировалась его творческая

личность.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (21 сентября) 1895г. в

селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. Воспитывался он

у деда по материнской линии. Есенин с любовью вспоминал об этом суровом, но

добром к нему к нему человеке «умудренном книжностью», который в зимние

вечера пел ему старинные песни, «рассказывал библию и священную историю».

Запомнилась и поэту бабка, знавшая множество сказок, «которые слушают и

знают все крестианские дети». «Детство прошло среди полей и степей». «В

детстве Я рос, дыша атмосферой народной жизни » - писал о себе поэт.

После окончания четырехгодичного сельского училища его отдают в

Спас-Клепиковскую школу, готовившую учителей церковно-приходских школ; дед

мечтал об учительской карьере внука. Есенин вынес из школы «крепкое знание

церковно-славянского языка».Уже в эти годы (1910-1912) начало проявляться

яркое поэтическое дарование юноши, обозначилась одна из ведущих тем его

творчества – тема родного края, русской природы («Хороша была Танюша краше,

не было в селе», «выткался на озере алый свет зори» и др.).

После окончания Спас-Клепиковской школы весной 1912 г. Есенин

отправился в Москву к отцу, который, переехав из деревни, к этому времени

стал приказчиком у одного из замоскворецких купцов. Так началась Московская

жизнь Есенина.

Нравственные поиски и стремление к поэтическому творчеству приводят

Есенина в «Суриковский кружок». В программе кружка говорилось «Суриковский

кружок смотрит на себя не только как на кружок писателей из простого

народа, а как на кружок, около которого объединяются и воспитываются

духовно народная интеллигенция, вышедшая из народа и порвавшая с ним

связи».

Пребывание Есенина в «Суриковском кружке» расширило его представление

о жизни, вызвало новые интересы, углубило их демократическую

направленность. Однако вскоре, почувствовав ограниченность этой среды,

Есенин стремится продолжить свое образование и поступает в Московский

городской народный университет имени А.Л. Шанявского, благотворителя,

который ставил своей целью сделать высшее образование доступным для широких

демократических слоев. Полтора года Есенин обучается на историко-

философском отделении, в программу которого входили такие предметы, как

политическая экономия, теория права, история новой философии, общая

история. Одновременно растет его поэтическая активность, в журналах все

чаще появляются стихи, главным образом о русской природе («Береза»,

«Черемуха», «Проша» и др.)

Новый этап развития Есенина связан с петроградским периодом жизни.

Весной 1915 г. Есенин приезжает в Петроград и сразу же посещает Блока,

читает ему свои стихи. Эта встреча навсегда врезалась в память Есенина;

позже он писал, что Блок научил его «Лиричности». В одном из своих писем

Блок назвал Есенина «талантливым крестьянским поэтом».

Есенину было двадцать лет, когда появилась первая книга стихов, как

бы подводившая итого ранним его поискам, - сборник «Радуница». Он вышел в

начале 1916 года. Слово «радуница» взято из религиозного лексикона. С этим

названием связаны многие стихи книги, навеянные религиозными

представлениями и поверьями, хорошо знакомыми Есенину еще по рассказам

деда, по урокам закона божьего в Спас-Клепиковской школе. Несомненно, здесь

примешивалось и клюевское влияние.

Для таких стихотворений характерно использование христианской

символики, но поэта интересует не сам по себе тот или иной религиозный

сюжет.

Уже в первом сборнике обнаружилось одно из сильнейших качеств

есенинской лирики – глубокое чувство любви к Родине. Образ родины предстает

прежде всего в картинах родного пейзажа, исполненных в нежных,

романтических приподнятых красках. Поэт видит полевую Россию в радостном

весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с прихотливо

извилистыми реками, веселыми рощами, с малиновыми закатами и морозными

звездными ночами. Он умеет передать не только красоту и богатство русской

природы, но и мироощущение, сыновнюю любовь русского человека к своей

земле.

Однако в раннем творчестве Есенина есть произведение в котором

прозвучала тема социального неравенства и крестьянского бунта. Эта была

повесть «Яр» (1915). В ней содержались картины убийства крестьянами

помещика, расправы над взбунтовавшимися мужиками. В начале 20-х годов в

творчестве Есенина происходит весьма заметные перемены, причины которых

лежат в самой советской действительности. К этому времени уже совершенно

отчетливо определились результаты новой экономической политики. И особенно

значительны они были в области взаимоотношений между городом и деревней. В

20-е годы лозунг «смычки» между городом и деревней становится одним из

самых популярных в стране, он входит в сознание народа как одно из основных

условий самого существования советского государства.

Большую роль сыграла заграничная поездка Есенина. Он побывал в

Германии, Италии, во Франции, в Бельгии, в Америке. Но что поразило Есенина

– это «индустриальный быт» Европы и Америки, высокая и совершенная техника

намного облегчающая жизнь человека. Поездка Есенина за границу помогла ему

еще более убедиться в том, насколько высокая городская техника в условиях

советской России необходима для возрождения русской деревни.

1923-1925 годы были самыми плодотворными в творчестве Есенина. Он

обретает более устойчивую позицию в оценке советской действительности. В

стихотворении «Русь уходящая» (1924) поэт без тени сожаления говорит о том

старом, что отмирает и уходит в прошлое в советской деревне, и

противопоставляет ему нарождающееся новое. Еще более отчетливо и

категорично эта тема звучит в стихотворении «Русь советская» (1924).

Поездки в родное село, происшедшие перемены в нем приводят поэта к

раздумьям о собственном творчестве. Есенин испытывает острое и горькое

чувство обиды за то, что в родных местах он «словно иностранец», «как

пилигрим угрюмый». Ему даже кажется, что его «поэзия здесь больше не

нужна».

Есенин, который во многом отказался от своих прошлых взглядов и

настроений, чувствовал в 1924-1925 гг. необходимость по – новому сказать о

революции, не так, как говорил о ней в своих поэмах 1918-1919 гг.,

написанных в духе Христианской символики.

В 1924 г. он пишет «песнь о великом походе» - поэму о защите

Петрограда от белогвардейских полчищ Юденича. В этом произведении ярко

выразилось то новое, что стало особенно характерным для творчества Есенина

последних лет. Сохраняя свою привязанность к исконно –русскому, поэт

сочетает ее с не менее глубокой привязанностью к новой революционной эпохи.

Национальная основа поэмы ощущается во всем; в тематике, ритмике, лексике,

образной системе.

Есенина все более увлекает историко-революционная тематика. Он пишет

«Балладу о двадцати шести», посвященную Бакинским комиссарам, небольшую

поэму «36» о политических ссыльных, борцах против самодержавия.

Так Есенин «на расстоянье» увидел то «большое», что совершалось в

ходе революции. Так много волновавший его вопрос о судьбах крестьянской

России получает конкретно-историческое разрешение. Самым крупным и

значительным произведением на эту большую тему является его поэма «Анна

Снегина» (1925).

Поэма «Анна Снегина»- лучшее и самое убедительное опровержение

ошибочных суждений критиков, будто стихи Есенина о советской

действительности лишены лиризма. Она говорит о том, что поэт не только

полностью сохранил, но и намного улучшил свое лирическое дарование. Поэма

дает развитие лирической темы в созвучии с общественными думами и чувствами

автора, и это было движение в том же направлении, в котором развивалась

лирика Маяковского.

В последние три года жизни Есенина явно привлекает и так называемая

философская лирика, которую точнее можно определить как лирику житейских

раздумий. В эту пору Есенин много размышляет над жизнью. Он критически

оценивает свое прошлое, учитывает опыт пережитого, задумывается над

будущим.

Поэт был прав, когда говорил о том что его лирика жива одной большой

любовью к Родине. Любовь к Родине, к национальным истокам нашла выражение

не только в содержании произведений, но и в характере поэтического мышления

поэта, в художественной форме его произведения. Это прежде всего

обнаруживается в глубокой внутренней связи его поэзии с народным устно-

поэтическим творчеством.

Как и в народном творчестве, у Есенина почти пейзажных стихов, но в

то же время и нет стихотворений, в которых бы так или иначе не ощущалась

связь с миром природы. Поэт постоянно обращается к образам природы в тех

случаях, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в

жизни, о своем месте в прошлом, настоящем и будущем. Нередко в его стихах

природа настолько сливается с человеком, что сама оказывается как бы

отражением каких-то человеческих чувств, а человек в свою очередь,

предстает как частица природы. У русской природы Есенин позаимствовал и

многие краски своей поэзии. Трудно назвать другого русского поэта, у

которого краски сыграли бы такую же большую роль, как в творчестве Есенина.

Часто мы встречаемся в поэзии Есенина с синим и голубыми цветами. Это не

просто индивидуальная привязанность поэта к таким краскам.

Сергей Есенин – один из величайших русских поэтов, развивающих

замечательную и своеобразную традицию русского стиха – напевность. Лирика

Есенина целиком пронизана песенной стихией. «Засосал меня песенный плен», -

писал о себе поэт, подчеркивая эту особенность своих произведений. «Степным

пеньем» назвал поэт свое творчество.

В последние годы жизни поэта все теснее становились его связи с

советской литературой. Есенин стремился ближе стать к советским читателям,

жить единой жизнью с ними.

Когда в 1924 г. группа крупнейших советских писателей «попутчиков»

обратились с письмом в центральный комитет партии, Есенин также подписал

это письмо, в котором, в частности, говорилось: «Писатели советской России,

мы убеждены, что наш писательский труд и нужен, и полезен ей».

Вместе с тем Есенина не переставали тревожить беспокойные,

мучительные мысли. Рядом с произведениями, в которых Есенин, выражал

стремление понять новую эпоху, найти в ней свое место, в его стихах

последнего года жизни звучат и мотивы осуждения неправильно прожитой жизни.

Расшатанное здоровье заставило Есенина лечь на излечение в больницу для

нервнобольных.

Трагическим свидетельством тяжелого угнетенного состояния поэта

является его поэма «черный человек». Это разговор Есенина с мрачным

пришельцем, который имеет страшную власть над поэтом. Он смеется над ним,

издевается над его стихами – никому не нужной «дохлой мушкой», гнусавит,

«над усопшим монах». Страх и тоска охватывают поэта, он не в силах оказать

ему сопротивление. «Черный человек» двойник поэта, он живет в нем, и его

нельзя уничтожить, не убив себя. Так наступало предвестие конца.

Пытаясь вырваться из этого мрачного состояния, Есенин решает резко

переменить обстановку – он переезжает в Ленинград, забрав вещи и рукописи,

но, будучи не в силах справиться с самим собой, кончает самоубийством 27

декабря 1925г.

Трагическая смерть, безусловно, была связана с внутренним

неуравновешенным состоянием поэта, которое было непосредственной причиной

его гибели. Но тогда уже стало понятным и другое: смерть поэта – это не

мгновенная катастрофа.

Русская литература прошлого проявила не мало усилий для разрешения

вопроса о «Власти земли» над крестьянином в условиях социальной

несправедливости. Есенин-первый крестьянский поэт, сделавший попытку

внутренне преодолеть эту «власть земли». Его опыт не прошел бесследно в

советской поэзии, его, несомненно учитывали многие поэты.

Значение творчества Есенина для советской поэзии было понятно далеко

не сразу. Многие современники поэта вообще отрицали его, пустив в обиход

оскорбительное слов «есенинщина», подразумевая под ним пессимизм,

упадочничество, аморальность. Лишь немногие по достоинству сумели тогда

оценить талант Есенина.

Поэзия Есенина не только не утратила своего эстетического и идейно

нравственного значения для современности, но и обрела свою силу. Многие

советские поэты, высоко оценивали поэтическое наследие Есенина, брали на

вооружение его творческие достижения. Лирика Есенина противостоит разного

рода формалистическим экспериментам, бессмысленной игре словами и звуками,

тем поэтическим шарадам и ребусам, которыми порою увлекаются некоторые

поэты.

Демократическая, народная сущность лирики Есенина теснейшим образом

связана с традициями русской поэзии. Есенину было незнакомо чувство

национальной исключительности. Он мечтал о том времени, «когда пройдет

вражда племен», когда «людская речь в один язык сольется». И в тоже время у

поэта было сильно развито национальное чувство. В 20-е годы поэзия Есенина

объективно противостояла пренебрежению к русской классике, которое

наблюдалась у некоторой части литераторов и у целых литературных групп.

Творчество Есенина учило и учит дорожить традициями национального

искусства. Всепоглощающая забота о судьбах народных, о счастье родины,

пристальное внимание Есенина к устному поэтическому творчеству и до

сегодняшнего дня являются поучительным примером для советских поэтов.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты