Философские проблемы
Философские проблемы
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"
"Война и мир" была написана в 60-е года прошлого века. Правительство
Александра отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, они
бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа - это
были самые злободневные вопросы времени. Они постоянно волновали Толстого.
Толстой всегда был против революции, но надеялся путем просвещения, реформ,
конституций, то есть утопическим путем воздвигнуть идеальный социальный
строй. "Война и мир" - одно из самых замечательных произведений литературы.
Годы работы над романом - это время напряженнейшего труда писателя.
Творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью. Роман задумывался
как грандиозное исследование полувековой истории России в ее острых
столкновениях и сопоставлениях с Европой, как постижение национального
характера русского народа и всего строя его жизни. В романе поставлены
психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы, говорится
об истинном и ложном патриотизме, о роли личности в истории, о национальном
достоинстве русского народа, о дворянстве, в романе действуют свыше двухсот
исторических лиц. Представляя события с человеческой, нравственной стороны,
писатель нередко проникал и в их подлинную историческую сущность. Наполеон
претендовал на великую роль в истории, рассчитывал творить историю,
подчиняя ее собственной воле. Толстой говорит, что он деспот не только по
положению но и по убеждению. Он развенчивает его величие. "Нет величия там,
где нет простоты, добра и правды", - писал Толстой. В "Войне и мире", этом
романе-исследовании, огромная роль отводилась картине характеров и нравов.
Он воссоздает душевные переживания разных людей этого времени, их духовные
устремления. Лучшими представителями дворянства являются Пьер Безухов и
Андрей Волконский. Они оба стремятся к разумному устройству общества, оба
неустанно стремятся дойти до правды. В конечном итоге они доходят до
обращения к народу, к сознанию необходимости служить ему, слиться с ним,
отрицают все формы либерализма. Характерно, что вообще дворянская культура
того времени представлена в романе преимущественно этими умственными и
нравственными исканиями "образованного меньшинства". Внутренний мир
человека, исследование души - вот одна из философских проблем, волнующих
Толстого. У Толстого свой собственный взгляд на историю. Философские
рассуждения в его романе - это его мысли, его думы, его мировоззрение, его
понятие жизни. Одна из важных проблем "Войны и мира" - это соотношение
личности и общества, руководителя и массы, жизни частной и жизни
исторической. Толстой отрицал роль личности в истории. Он отказывался
признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы
то ни было "идею", а также желания или власть отдельных, пусть даже и
"великих" исторических деятелей. Он говорил, что все решает "дух войска",
утверждал, что существуют законы, управляющие событиями. Эти законы
неизвестны людям. Одна из философских проблем романа - это вопрос о свободе
и необходимости. По-своему и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он
говорит, что свобода человека, исторического деятеля - кажущаяся, человек
свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им
свою волю, а просто соответствовать истории, меняться, расти и таким путем
влиять на ее ход. Глубока мысль Толстого в том, что человек тем менее
свободен, чем ближе он поставлен к власти. В своих философско-исторических
взглядах Толстой был близок Герцену. Роман назван "Война и мир". Смысл
названия: мир отрицает войну. Мир - это труд и счастье, война - это
разобщение людей, разрушение, смерть и горе. Тема сочинения очень трудная,
скорее она годится для выпускников института филологического факультета или
аспирантов, которые занимаются исследованиями в-творчестве Толстого. Я
недостаточно полно отразила в своем сочинении все философские проблемы 4-х
томного романа "Война и мир", да это и понятно: нельзя на двух листах
уместить все мысли Толстого, он же гений, но главные я все же отразила.
Можно было бы еще добавить о том, как решает Толстой вопрос о роли женщины
в обществе. Он отрицательно относился к эмансипации женщины, если Тургенев,
Чернышевский женщину рассматривали в другом аспекте, то Толстой считает,
что для женщины место - домашний очаг. Поэтому Наташа Ростова просто мать и
жена в конце романа. А жаль! Она .ведь была не просто девушкой, а одаренным
человеком, излучающим тепло и свет, хорошо пела. В этой позиции я с Толстым
не могу согласиться, потому что умной женщине мало быть просто домашней
"гусыней", ей все равно хочется большего. И если у Наташи был богатый
духовный мир, то куда же он делся, ушел в домашний быт? В этом Толстой-
консерватор. Мало он написал и о тяжелом положении крепостного
крестьянства, всего несколько страниц на всю громадную эпопею. Сцена
богучаровского бунта - единственно яркий эпизод этого плана. Я думаю, это
отразилось бы в его другом романе "Декабристы".
|