Философское осмысление жизни в поэме В. Маяковского Облако в штанах
Философское осмысление жизни в поэме В. Маяковского Облако в штанах
СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИРИКЕ
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЖИЗНИ В ПОЭМЕ В.МАЯКОВСКОГО “ОБЛАКО В
ШТАНАХ”.
“Вы думаете, это бредит малярия?”
В. Маяковский — один из лучших поэтов начала ХХ века, века
глубоких социальных перемен. Поэма “Облако в штанах” была закончена к
июлю 1915 года. В ней поэт выступает как “тринадцатый апостол” (первое
название поэмы, запрещенное цензурой) олицетворяющий грядущую
революцию. Революция для Владимира Маяковского — это разрушение
старого мира во имя создания нового, гибель во имя рождения. Поэма
отражала распущенную силу миллионов, стихийно поднимающихся против
капитализма и уже осознающих свой путь к борьбе.
Поэма была прямым откликом на империалистическую войну, хотя
отдельные метафоры и сравнения были навеяны злободневностью, например:
“Тело твое я буду беречь и любить, как солдат, обрубленный войной,
ненужный, ничей, бережет свою единственную ногу”. В. Маяковский в
поэме “Облако в штанах” стремился всем содержанием дойти до самого
корня человеческих страданий в том устройстве общества, которое делает
войну неизбежной. В поэме выражено сочувствие страдающему человеку, а
также показано прославление активности самих угнетенных и
обездоленных. Поход против слабостей людей, искалеченных и
оболваненных капитализмом, разоблачение иллюзий и заблуждений
страдающего человека были органической частью мятежного пафоса
“Облака”. В поэме В. Маяковского отразились настроения масс, которые
еще далеко не избавились от неуверенности в своих силах, от
преувеличения сил врага: “Слышу: тихо, как больной с кровати, спрыгнул
нерв. И вот, — сначала прошелся едва — едва, потом забегал,
взволнованный, четкий”. Отвлеченное противопоставление страдания
счастью, исступленное воспевание страдания и жертвы врывались
диссонансом в активную, бунтарскую проповедь “Облака”. И для этого
были свои причины. Муки труда и рабства, невежества и одичания, нищеты
и моральной деградации, в которые капитализм вверг широкие трудящиеся
массы, не могли пройти для них бесследно. В. Маяковский с необычайной
силой утверждает – молодость нового мира, нового пути: “У меня в душе
ни одного седого волоса, и старческой нежности нет вней! Мир против
мощью голоса, иду — красивый, двадцатидвухлетний”. Маяковский
отвергает “старую жизнь”: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше
искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию”. Эти четыре
крика “Долой!” помогают осмыслить идейное значение поэмы. Но в
реальном движении образов все четыре крика “Долой!” кричат об одном:
всей своей поэмой Маяковский добирался до главного, существенного зла,
раздражаясь общими бедствиями и всеми несчастиями героя поэмы.
Поэт соединяет личные переживания лирического героя с
переживаниями всей страны. Могучий голос поэта, выступающего от имени
многих, масштаб обобщений, истинность и сила чувства рождают у
Маяковского высокий стиль, торжественную интонацию. Поэма с ее прямым
обращением к угнетенным и обездоленным, с ее утвержлениями великой
миссии поэта — апостола, с ее принципиальным противопоставлением живой
разговорной речи “красивости” и выхолощенности языка декадентской
литературы объективно наследовала и по-своему развивала революционно –
демократические традиции, отвергнутые поэтами декаденса. Поэма “Облако
в штанах” — это замечательная поэма, написанная человеком, искренне
верящим в идею революции, в прекрасное светлое будущее, в неизбежность
счастья. Именно эта искренность и является, на взгляд литературоведов,
причиной того, что даже сейчас, когда общество перестраивается, жизнь
меняется, поэта В. Маяковского остается прекрасным образцом
художественного слова, отражая осмысление старой жизни и переход к
новой.
|