рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова


Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова

"Герой нашего

времени"

М.Ю.Лермонтова

Нравственно-психологоческий роман( его

художественные особенности ).

"Герой нашего времени" - первый в русской прозе лирико-психологический

роман. Лирический потому, что у автора и героя "одна душа, одни и те же

муки". Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не

события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое

богатство романа заключено прежде всего в образе "героя времени". Через

сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что

нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное,

которое глубже слов, идей.

Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание

раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печерина ( в первых

трех повестях ) к их мативам ( в 4 и 5 повестях ), тоесть от загадки к

разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печерина, а

его внутренний мир, психология.

Автор использует принцып хронологической инверсии ( отказ от

последовательного изображения ). Такая разочарованная позиция в точности

соответствует "разачарованной", противоречивой личности человека.

В первых трех повестях ("Бэла", "Максим Максимыч", "Тамань")

представленны лишь поступки героя. Лермонтов демонстрирует примеры

печеринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо

как жертвы его страстей ( Бэла ), либо как жертвы его холодного расчета (

бедные контабандисты ). Невольно напрашивается вывод, что психологическим

нервом Печерина является власть и эгаизм: "какое дело мне: странсвующему

офицеру, до радостей и бедствий человеческих ?"

Но не все так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед

нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В

"Княжне Мери" звучит трезвый отчет Печерина. Он понимает скрытый механизм

своей психологии: "Во мне два человека: один живет в полном смысле этого

слова, другой мыслит и судит его." А позже Григорий Александрович открыто

формулирует свое жизненное кредо: "Я смотрю на страдания к радости других

только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы..."

На основании этого правила Печерин развивает целую теорию счастья: "Быть

для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого

положительного права,- не самая ли это сладкая пища нашей гордости ? А что

такое счастье ? Насыщенная гордость." Казалось бы, умный Печерин, знающий в

чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо

пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него

утомление и скука... Почему же судьба героя так трагична ?

Ответом на этот вопрос является последняя повесть

"Фаталист". Здесь решаются уже проблемы нестолько психологические, сколько

философские и нравственные.

Повесть начинается с философского спора Печерина с Вуличем

о предопределении человеческой жизни. Вулич - сторонник фатализма. Печерин

же задается вопросом: "Если точно есть предопределения, то зачем же нам

дана воля, рассудок ?" Этот спор прверяется тремя примерами, тремя

смертельными схваиками с судьбой. Во первых, попытка Вулича убить себя

выстрелом в висок окончившийся неудачей; во-вторых, случайное убийство

Вулича на улице пьянымказаком; в-третьих, отважный брасок Печерина на

казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о

том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом

философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печерин, о смерти

которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней

повести не только спасается от казалось бы верной гибели, но и впервые

совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в

финале романа звучат поздравления с победой над смертью: "офицеры меня

поздравляли - и точно было с чем ".

Герой относится к фатвлизму прредков двойственно: с одной

стороны он иронизирует над их наивной верой в светила небесные, с другой

стороны, он откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера -

благо. Но отвергая прежнюю наивную веру, он сознает, что в его время 30-е

годы нечем заменить утраченные идеаллы. Несчастье Печерина в том, что он

сомневается не тоолько в необходимости добра вообще; для него не только не

существует святынь, он смеётся "над всем на свете"... А безверие порождает

либо бездействие, либо пустую деятельность, которые являются пыткой для

умного и энергичного человекаю

Показывая мужество своего героя Лермонтов одновременно

утвердил необходимость борьбы за свободу личности. Григорий Александрович

очень дорожит своей свободой: " Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать

раз поставлю свою жизнь на карту, но свободы своей не продам". Но такая

свобода без гуманистических идеалов связанна с тем, что Печерин постоянно

пытается подавить голос своего сердца: "я давно уже живу не сердцем, а

головой".

Однако Печерин не самодовольный циник. Выполняя "роль

палача или топора в руках судьбы", он сам страдает от этого не меньше, чем

его жертвы,весь роман - это гимн мужественной, свободной от предрассудков

личности и одновременно реквием одаренному, а может быть гениальному

человеку который не смог "угадать своего высокого назначения".

Набито: Диденко Александром.

27 марта 1996 г.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты