Гончаров
Гончаров
Обломов и обломовщина.
Роман Гончарова «Обломов» стал частью решения человечеством проблем
нравственного содержания. Уже в начале романа автор обратил внимание на
главную черту своего героя: «Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в
улыбке, в каждом движении головы, рук».
И действительно – Обломов духовно богатая натура. Благородных кровей
дворянин, красив, чистоплотен. Он умён, хотя в нём «дороже всякого ума:
честное, верное сердце!» Многих героев романа он одарил своим
благородством. Но, мне кажется, трагическое значение романа в том и
состоит, что, пробудив к сознанию духовной красоты стольких людей, сам
герой оказывается раздавленным русской обломовщиной.
Первый раз об обломовщине мы узнаём из сна, который видит Обломов в
очередной раз, заснув на своём диване. «Сон Обломова» – это великолепный
эпизод, который останется в моей памяти надолго. Он опоэтизировал облик
героя, в этом отношении, «Сон» сам по себе имеет несомненные достоинства
как самостоятельное художественное произведение. Очень хорошо видно, что
роман без «Сна» был бы произведением неоконченным. «Сон» многое разъяснил в
образе главного героя, со многим примирил нас. Онисим Суслов, на крыльцо
которого можно было попасть не иначе, как ухватясь одной рукой за траву, а
другою за кровлю избы, сразу же становился мил сердцу читателя. А заспанный
челядинец, дующий спросонья на квас, в котором сильно шевелятся мухи, и
собака, признанная бешеной лишь за то, что бросилась бежать от людей,
угрожавших ей вилами и топорами. Няня, засыпающая после жирного обеда с
предчувствием, что Илюша пойдёт дразнить козла и лазить на галерею, и много
других обворожительных подробностей.
Маленький Илюша всё время стремился на волю, погулять на улице,
поиграть в снежки с ребятами. Но никогда это ему не удаётся, потому что
весь «штат и свита» дома Обломовых тут же подхватывали его, начинали
осыпать заботами, ласками. День в Обломовке проходил бессмысленно, в
мелочных заботах и разговорах. Но главной заботою дня была кухня и обед. Об
обеде совещались целым домом. После обеда всё и все погружались в спячку.
Вот именно эта жизнь сделала Обломова таким, каков он есть. Если бы
не обломовщина, то может быть, он вырос нормальным человеком, имел цель в
жизни и был бы полноценным человеком. Но в конце своего пути Обломов на
вопрос своей избранницы: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…» –
отвечает: «Есть – обломовщина!»
Так сам герой определил исключительную злободневность и важность
своей нравственной проблемы. Вложив в уста героя это признание, Гончаров не
ошибся. Он нашёл одну из самых болезненных точек современного ему общества
– обломовщину. В те же годы русские критики оценили роман Гончарова, как
произведение, которому предстоит долгая жизнь. И я уверен, что интерес к
этому произведению не ослабеет до тех пор, пока человек будет стремиться к
нравственному совершенству, а до него, увы, ещё далеко.
|