рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Композиция романа Горе от ума


Композиция романа Горе от ума

Написанная под влиянием 3 направлений, комедия «Горе от ума» существенно

отличалась от ранее написанных произведений. В том числе это касается и

композиции пьесы. Современники писателя рассматривали ее прежде всего как

классицистическую комедию. А классицизм, как известно, требует соблюдения

нескольких его канонов.

Основным отличием «Горе от ума» является сюжет. Традиционной для комедии

классицизма была сюжетная схема, где на руку благородной девицы

претендовали сразу 2 молодых человека, образы которых противопоставлены,

причем один из них уверен в своем превосходстве, говорлив и насмешлив, а

второй скромен и почтителен; его любит невеста, обладающая такими же

качествами, и он в конце пьесы добивался ее руки. Сохранив эту схему,

Грибоедов изменил трактовку характеров, оставив их характеристики. В его

комедии соответственно противопоставлены Чацкий и Молчалин, который и

пользуется успехом, причем основными его качествами остаются «умеренность и

аккуратность».

Сильно отступает от канонов классицизма и развитие сюжета.* Странно, что

завязка любовного конфликта происходит не в начале, а лишь в 7-9 явлениях

(с приездом Чацкого), а первые явления – всего лишь подробное описание

жизни Софьи и Фамусова, это подготавливает фон, на котором в скором времени

разовьется конфликт.* Кульминацией можно назвать последнее IV действие, в

котором Чацкий «отрезвился сполна», ею же является и развязка любовной

интриги.

Однако важно заметить, что личный конфликт в комедии «Горе от ума» не

единственный.

В произведении он обретает двойственность, – происходит взаимодействие

любовного и социального планов, в чем состоит своеобразие конфликта.

Из-за необычной сюжетной схемы не соблюдаются и единства места, времени и

действия, которые, как кажется вначале, соблюдаются. В самом деле, все

действие происходит в доме Фамусова и в течение одних суток. Но иногда

Грибоедов незаметно отодвигает хронологические рамки.(монологи Фамусова о

его дядюшке Максиме Петровиче). А единства действия и не может быть,

Ведь оно разворачивается вокруг 2 сюжетных линий…

Так же видимо и соблюдение систематизации персонажей.

На первый взгляд в комедии четко прослеживается деление героев на

положительных и отрицательных, но при более внимательном рассмотрении это

деление исчезает. Фамусов, например, с одной стороны предстает

безнравственным и низкообразованным, а с другой – он заботливый и любящий

отец, а вначале симпатичен и Чацкому. «Софья начертана неясно». И даже

приблизи- тельно нельзя сказать положительный она герой или отрицательный.

Да, она совершила низкий поступок, рас –

пуская слухи, но ведь она совершает это в защиту своей любви, а это говорит

о том, что она способна любить, а это. несомненно, качество положительное.

Вообще, при детальном рассмотрении образа Софьи, мы поймем, что ее выбор ее

облагораживает, ведь она любит не подлеца Молчалина, а благородного бедного

юношу, ради любви к которому готова на все…

Впрочем, все образы многогранны, каждый по-своему интересен и заслуживает

внимательного рассмотрения. Эта многогранность позволяет говорить о

присутствии в комедии черт романтизма. Чацкий, в частности – типичный

романтический герой – одиночка, противостоящий всему свету, а в данном

случае «всей братии отцов и старших». Конечно, у Чацкого есть союзники, но

их нет на сцене. На сцене Чацкий одинок. Несчастная любовь, изгнание – все

это удел романтического героя. Спасаясь от воспоминаний, Чацкий пускается в

странствие с «мильоном терзаний» в душе.

Также, подобно романтическому произведению, здесь есть и сильные чувства,

и личная драма, и душевные пережива-

ния…

Итак, мы видим, что и главные герои, и система персонажей, и построение

сюжета, и даже видимое соблюдение 3 единств – все отступает от

классицистистических канонов. Необходимо помнить, что комедия была написана

в XIX веке (1824), когда классицизм постепенно отходил на второй план,

романтизм был в самом расцвете, и только зарождался реализм… Комедия “Горе

от ума” была написана на стыке 3 литературных эпох, в этом ее своеобразие ,

в этом ее отличие, в этом ее бессмертие…



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты