рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Куприн


Куприн

Духовные и нравственные поиски личностей по повести Куприна «Поединок»

Новый демократический подъём в стране вызывает у Куприна прилив

творческих сил, крепнущее намерение осуществить давно задуманный замысел -

«хватить» по царской армии, этому сосредоточию тупости, невежества,

бесчеловечности. Так накануне первой революции складывается крупнейшее

произведение писателя - повесть «Поединок», над которой он начал работать

весной 1902 года. Работа над «Поединком» протекала с наибольшей

интенсивностью зимой 1905 года, в грозовой атмосфере революции.

Герой А. Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его

миром непонимания, миром людей, для которых любовь - это род безумия, и,

столкнувшись с ним, погибает. Сродни ему во многом и другой купринский

герой - герой повести "Поединок" поручик Ромашов.

Само название "Поединок" многозначно: это и дуэль в финале повести, и

столкновение поручика Ромашова с отупляющим душу укладом офицерской жизни,

и внутренний поединок Ромашова с самим собою.

В отличие от Желткова, который нарисован поверхностно, главный герой

"Поединка" раскрыт психологически подробно и убедительно. В нем угадываются

черты маленького человека - он неказист внешне, порой даже смешон: "Ромашов

вдруг с поразительной ясностью представил себя, свои калоши, шинель,

бледное лицо, близорукость, свою обычную растерянность и неловкость". В

начале повести он живет мечтой, но сама мечта его в чем-то убога - он видит

себя "ученым офицером генерального штаба, подающим громадные надежды",

представляет себя то блестящим военным, удачно подавляющим бунт рабочих, то

военным шпионом в Германии, то героем, увлекающим за собой целое войско.

Однако жизнь вносит свои коррективы в его мечты: оплошность во время смотра

сделала их несбыточными, но она же сыграла огромную и благотворную роль:

происходит нравственное очищение героя страданием, его внутренним

прозрением. Он становится способным сострадать ближнему, ощущать чужое

горе, как свое. Встретив несчастного, забитого солдата Хлебникова, он

обращается к нему с библейскими словами: "Брат мой". В Ромашове все

отчетливее прорисовываются черты лишнего человека, его нравственное чувство

приходит в противоречие с окружающей его жизнью. Особенно ярко это

проявляется в сфере личных чувств, его любви к Шурочке Николаевой. Любовь

Ромашова, чистая и трогательная, сталкивает его с жестокостью и

бесчеловечностью всего мира. Образ Шурочки Николаевой- женщины, которая

равнодушно обрекает на смерть любящего ее человека ради карьеры мужа - этот

образ можно назвать в чем-то открытием А. Куприна, в чем-то его

пророчеством. Ромашов соглашается на поединок, исход которого для него

почти ясен, не только из-за способности к любви-преклонению, любви

самоотверженной и жертвенной, как и у Желткова, но и от сознания

собственной ненужности, от безысходности. Происходит крушение мечты, и не

только от сознания ее несбыточности, но и от понимания ее мелочности и

суетности. Повесть заканчивается гибелью главного героя, гибелью, близкой к

самоубийству. Но в авторском взгляде на жизнь нет безысходности - сама

возможность высоты человеческого духа, прозрения, нравственного очищения

оставляет в душе читателя чувство просветленности. Психологическая

достоверность образа Ромашова, всей картины русской жизни начала века

делают произведение созвучным современному читателю.

В повести «Поединок» Куприн показал ужасающее состояние бесправной

солдатской и опустившейся офицерской массы. Но на людей более тонкой

душевной организации вроде Ромашова служба производит отталкивающее

впечатление именно своей противоестественностью и античеловечностью. От

отрицания мелочных армейских обрядов Ромашов приходит к отрицанию войны как

таковой. Отчаянное человеческое «не хочу!» должно, по мысли юного

подпоручика. уничтожить варварский метод - решать споры между народами

силой оружия: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в

голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам... И вот уже нет больше

войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам».

Автору близко «безрассудное благородство и благородное безмолвие»

Ромашова. Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а сама

повесть во многом автобиографична. Ромашов – «естественный человек», он

инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб, его

мечты и планы легко рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастую

наивны.

Устами армейского ницшеанца Назанского, в одном из его бурных

монологов, Куприн демонстративно идеализирует безнадежно платоническое

чувство: «...сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений

заключается в... безнадежной любви? Когда я был помоложе, во мне жила одна

греза: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли,

с которой у меня никогда и ничего не может быть общего. Влюбиться и всю

жизнь, все мысли посвятить ей». Вместо сильной личности перед нами в

окружении жестокого бесчеловечного мира появляется нелепо трогательный со

своей жаждой «святого» чувства ущемленный человек.

Ромашов понял всю глупость и незрелость его юношеских фантазий,

имеющих целью лишь что-то «доказать» окружающим. Он потрясён силой

страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет задуматься

подпоручика о судьбе простого народа.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты