Куприн
Куприн
Духовные и нравственные поиски личностей по повести Куприна «Поединок»
Новый демократический подъём в стране вызывает у Куприна прилив
творческих сил, крепнущее намерение осуществить давно задуманный замысел -
«хватить» по царской армии, этому сосредоточию тупости, невежества,
бесчеловечности. Так накануне первой революции складывается крупнейшее
произведение писателя - повесть «Поединок», над которой он начал работать
весной 1902 года. Работа над «Поединком» протекала с наибольшей
интенсивностью зимой 1905 года, в грозовой атмосфере революции.
Герой А. Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его
миром непонимания, миром людей, для которых любовь - это род безумия, и,
столкнувшись с ним, погибает. Сродни ему во многом и другой купринский
герой - герой повести "Поединок" поручик Ромашов.
Само название "Поединок" многозначно: это и дуэль в финале повести, и
столкновение поручика Ромашова с отупляющим душу укладом офицерской жизни,
и внутренний поединок Ромашова с самим собою.
В отличие от Желткова, который нарисован поверхностно, главный герой
"Поединка" раскрыт психологически подробно и убедительно. В нем угадываются
черты маленького человека - он неказист внешне, порой даже смешон: "Ромашов
вдруг с поразительной ясностью представил себя, свои калоши, шинель,
бледное лицо, близорукость, свою обычную растерянность и неловкость". В
начале повести он живет мечтой, но сама мечта его в чем-то убога - он видит
себя "ученым офицером генерального штаба, подающим громадные надежды",
представляет себя то блестящим военным, удачно подавляющим бунт рабочих, то
военным шпионом в Германии, то героем, увлекающим за собой целое войско.
Однако жизнь вносит свои коррективы в его мечты: оплошность во время смотра
сделала их несбыточными, но она же сыграла огромную и благотворную роль:
происходит нравственное очищение героя страданием, его внутренним
прозрением. Он становится способным сострадать ближнему, ощущать чужое
горе, как свое. Встретив несчастного, забитого солдата Хлебникова, он
обращается к нему с библейскими словами: "Брат мой". В Ромашове все
отчетливее прорисовываются черты лишнего человека, его нравственное чувство
приходит в противоречие с окружающей его жизнью. Особенно ярко это
проявляется в сфере личных чувств, его любви к Шурочке Николаевой. Любовь
Ромашова, чистая и трогательная, сталкивает его с жестокостью и
бесчеловечностью всего мира. Образ Шурочки Николаевой- женщины, которая
равнодушно обрекает на смерть любящего ее человека ради карьеры мужа - этот
образ можно назвать в чем-то открытием А. Куприна, в чем-то его
пророчеством. Ромашов соглашается на поединок, исход которого для него
почти ясен, не только из-за способности к любви-преклонению, любви
самоотверженной и жертвенной, как и у Желткова, но и от сознания
собственной ненужности, от безысходности. Происходит крушение мечты, и не
только от сознания ее несбыточности, но и от понимания ее мелочности и
суетности. Повесть заканчивается гибелью главного героя, гибелью, близкой к
самоубийству. Но в авторском взгляде на жизнь нет безысходности - сама
возможность высоты человеческого духа, прозрения, нравственного очищения
оставляет в душе читателя чувство просветленности. Психологическая
достоверность образа Ромашова, всей картины русской жизни начала века
делают произведение созвучным современному читателю.
В повести «Поединок» Куприн показал ужасающее состояние бесправной
солдатской и опустившейся офицерской массы. Но на людей более тонкой
душевной организации вроде Ромашова служба производит отталкивающее
впечатление именно своей противоестественностью и античеловечностью. От
отрицания мелочных армейских обрядов Ромашов приходит к отрицанию войны как
таковой. Отчаянное человеческое «не хочу!» должно, по мысли юного
подпоручика. уничтожить варварский метод - решать споры между народами
силой оружия: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в
голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам... И вот уже нет больше
войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам».
Автору близко «безрассудное благородство и благородное безмолвие»
Ромашова. Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а сама
повесть во многом автобиографична. Ромашов – «естественный человек», он
инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб, его
мечты и планы легко рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастую
наивны.
Устами армейского ницшеанца Назанского, в одном из его бурных
монологов, Куприн демонстративно идеализирует безнадежно платоническое
чувство: «...сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений
заключается в... безнадежной любви? Когда я был помоложе, во мне жила одна
греза: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли,
с которой у меня никогда и ничего не может быть общего. Влюбиться и всю
жизнь, все мысли посвятить ей». Вместо сильной личности перед нами в
окружении жестокого бесчеловечного мира появляется нелепо трогательный со
своей жаждой «святого» чувства ущемленный человек.
Ромашов понял всю глупость и незрелость его юношеских фантазий,
имеющих целью лишь что-то «доказать» окружающим. Он потрясён силой
страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет задуматься
подпоручика о судьбе простого народа.
|