Лирика Лермонтова
Лирика Лермонтова
Лирика Лермонтова.
Вхождение Л. в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся
Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя
поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных экземплярах
его знаменитое стихотворение «Смерть поэта». Но писал Л. уже многие годы.
Писал, но не публиковал. Л. боготворил Пушкина как поэта. Он не был с ним
знаком, хотя у них были общие друзья. Молодой Л. только мечтал о том,
чтобы
понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из них было стихотворение
«Бородино».В стихотворении «Бородино» рассказ о войне доверен старому
солдату. Характерно, что Л. сумел показать народный взгляд на войну. И
говорит солдат просторечным языком, с характерными пословицами и
поговорками. Даже неправильность речи солдата («Постой-ка, брат мусью»)
подчеркивает взгляд на войну. Напряженность битвы передается подбором
особой лексики:
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел...
Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени
всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических целей:
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой...
Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к серьезному
воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность людей
перед лицом врага.
Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: «Уж мы пойдем ломить
стеною...». Основная мысль стихотворения выражается в словах: «Да, были
люди в наше время, не то, что нынешнее племя ...». В этих словах жалоба на
настоящее поколение, зависть к великому прошедшему, полному славы и
доблести. Л. считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.
И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не откликнуться
на это
трагическое событие? Как видим, в первом же стихотворении, которое стало
известно
общественности, проявился его вольнолюбивый дух. Для лирики Л.
свойственны двойственность в восприятие мира, такая же, которую он показал
в своем романе
«Герой нашего времени». В душе Л. был свой идеальный особый мир, который
резко
отличался от действительности. «В уме своем я создал мир иной...».
Необычайно широка тематика стихотворений Л.. За свою короткую жизнь (он
умер в 27 лет) он создал огромное количество философских, романтических,
патриотических стихотворений о любви и дружбе, о природе, о поисках
смысла жизни. Когда читаешь эти стихотворения, тебя охватывает странное
чувство. В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что сердце
невольно сжимается от боли:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Эта горечь распространяется не только на него самого, но и на все
поколение («Дума»). «Дума» - поэтическая исповедь, чистосердечная и
печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в
первом четверостишье высказывается общее суждение о поколении 30-х
годов:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее иль пусто, иль темно...
Последующие четверостишья развивают и доказывают мысль высказанную
ранее.
Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое
обращено
и на всех, и во внутренний мир души. Л. огорчает то, что многие его
современники
живут «ошибками отцов и поздним их умом». Он говорит о декабристах,
которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том,
что у его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни
прочных привязанностей, ни убеждений:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви ...
Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники
поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение
убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа.
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Какая ирония звучит в словах!
Мы жалко бережем в груди остаток чувства...
Мы иссушили ум наукою бесплодной...
К добру и злу послушно равнодушны...
«Дума» - это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции,
которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не
могла.
Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение «Выхожу один
я на дорогу». В нем проявилось исключительное мастерство поэта в
изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные
картины природы,
которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение
сопровождается
риторическими вопросами: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего?
Жалею ли о чем?" Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в
общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть...
Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности,
автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла.
Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, - это
контраст природы и
внутреннего состояния человека:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Л. явно
просматривается
грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются
и
расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с
особенностями
эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи».
|