«Место сборника «Вечер» в творчестве А. Ахматовой
«Место сборника «Вечер» в творчестве А. Ахматовой
Министерство образования и науки Украины
Полтавский Государственный
Педагогический Университет
имени В.Г.Короленка
Кафедра зарубежной литературы
Курсовая работа на тему:
«Место сборника «Вечер» в творчестве
А.Ахматовой»
Подготовила:
студентка III курса
филологического факультета
группы ин-36
Гладкая Яна
Руководитель работы:
доц. Орлова Ольга Васильевна
Полтава
2002
Содержание
Введение 1-4
1 глава Царскосельский период жизни А.Ахматтовой 5-15
2 глава Место сборника «Вечер» в творчестве А.Ахматовой 16-29
Заключение 30-32
Библиография 33
-1-
Введение: Я голос
ваш, жар вашего дыханья,
Я - отраженье вашего
лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья.
Ведь все равно
я с вами до конца
А.Ахматова « Многим.»
Анна Ахматова блестящий представитель одного из содержательных
периодов русской литературы, который принято называть « серебренным веком
», и открыла новую значительную главу современной поэзии. Сама того не
осознавая, творя стихи о простой земной любви, поэтесса делала « доброе
дело »- очищала и просвещала -и делала это действительно по-женски, просто
и без само оглядки, правдой всей своей души и совести. И по этому в
конечном итоге, она имела право сказать, что творила ее:
Не для страсти,
Не для забавы,
Для великой земной
любви…(2, I, 75)
В наибольшей степени имя А. Ахматовой связано с поэзией, которая и до этого
времени не прекращает интересовать нас. Лирика Ахматовой питалась земными,
повседневными чувствами, не выводилась за пределы « мирской суеты.» Где то
в житейской пестряди, у самой кладки в пыли обыденного существования
зарождались истоки ахматовской поэзии. Где-то в порах бытия капли
соединялись, сливались и давали жизнь чувствам, бившим ключом. Поэзия
Ахматовой была близка идущей рядом жизни. Ничего парящего над повседневным,
вознесенного над обычным течением жизни. Никаких
-2-
туманностей, бесплотных высей, ускользающих видений, сонного марева.
Ахматова искала – и находила – новые поэтические ценности в самой
доподлинной жизни, обступающей нас со всех сторон бесчисленными вещами и
сооружениями, пестрыми нагромождениями быта, множеством житейских
обстоятельств. Может быть именно этой реальной обстановкой и потрясла
А. Ахматова своего читателя, который не был обманут возвышенной,
неземной,
недоступной поэзией. Его захватывало чудесное описание отчетливой поэзии
реального мира, где читатель находил себя, узнавал свои чувства. Что же
связывает лирику Ахматовой с нами, людьми 21 века, да все, тоже
незабываемое, яркое, нежное чувство любви. Как и тогда в эпоху А. Ахматовой
люди любили, обожали, расставались и возвращались также все происходит и
сейчас.
Любовь в стихах А. Ахматовой – это чувство живое и подлинное,
глубокое и человечное, хотя в силу реальных жизненных причин обычно
тронутое печалью облагораживающего страдания. В любовной лирики Ахматовой
нет романтичного культа любви с ее взлетами, пареньями. Это больше всего
любовь – жалость, любовь – тоска, которая так похожая на любовь реальную.
В лирике Ахматовой совмещались возвышенные начала : чуть земные
штрихи, тончайшие психологические черточки – и столкновения, доведенные до
грани, до бурь.
Но поверх всех драм, горестей «любовной пытки», разочарований и
разлук неслась сияющая нота, почти гимн «великой земной любви».
-3-
При анализе творчества А. Ахматовой раннего периода можно выделить
следующие цели :
- изучить раннее творчество поэтессы ;
- узнать, какое влияние на ее творчество оказало Царское Село, место,
где она родилась, выросла, где сделала первые шаги своего творчества ;
- определить какие мотивы раскрываются в ее ранних стихотворениях ;
- познакомиться с ее сборником «Вечер» - первым сборником молодой
поэтессы ;
- указать все темы, затрагиваемые в ранних стихотворениях ;
- определить основную, ведущую тему лирики А. Ахматовой раннего
периода ;
- ознакомиться с особенностями творения стихов, непосредственно
обращаясь к определенным стихотворениям помещенным в сборнике «Вечер»
После этого сделать выводы о том, является ли поэзия А.
Ахматовой отдельным, полноправным звеном мировой литературы .
В структуру работы входят:
Первый раздел посвящен исследованию жизни А. Ахматовой в Царском Селе,
определению влияния Царского Села на формирование раннего творчества
А. Ахматовой. Во втором разделе анализируется непосредственно творчество
поэтессы, а именно, сборник «Вечер». Выделив главную тему сборника мы
-4-
определим какое позитивное или негативное влияние она производит на
читателя. Далее
обратимся к особенностям творческой манеры А. Ахматовой. Ознакомившись с
особенностями творчества перейдем к анализу ее раннего стихотворения
«Молюсь оконному лучу…»
Кроме двух разделов в структуру работы входят также
вступительная часть в которой раскрывается актуальность данной темы и
заключение в котором в обобщенной форме выложен и проанализирован
исследованный материал.
-5-
Царский период жизни и творчества А. Ахматовой.
Имя Анны Ахматовой – одно из немногих имен русской поэзии
20 века, отмеченных в десятилетиях неизменностью читательских симпатий,
хотя революционные потрясения и социально – исторические приемы этих годов,
казалось бы, способны были безвозвратно предать забвению этот лирический
голос. Но он оказался сильнее всех социально – исторических процессов.
Более того, он не только звучал тогда, но и сейчас его звуки звучат в душах
читателей.
А. Ахматова относится к тем поэтам у кого нет ни
генеалогии, ни сколько - ни будь заметного «развития». Такие поэты, как
она, рождаются просто. Они приходят в мир с уже сложившейся дикцией и не
повторным строем души. Она никогда никого не напоминала и, что, может быть,
еще важней, ни один из бесчисленных подражателей даже не подошел близко к
ее уровню. По складу своего таланта «Ахматова открыла мир с помощью такого
тонкого и чувствительного инструмента, дарованного ей природой, что все
звучание и красочные подробности вещей, жестов и событий легко и
естественно входили к ней в стих, наполняя его живой… силой жизни.»
(10,117)
Откуда же появилась такая чудесная женщина, такой искусный поэт.
«Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец
был в то время отставной инженер – механик флота. Годовалым ребенком я была
перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет». ( I,23)
-6-
С детства А. Ахматова была близка с природой. Примером этому
могло послужить то, что каждое лето Анна Ахматова проводила под
Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, возле моря. Кроме того, Царское
Село представляло собой великолепную зеленую территорию с множеством
великолепных парков, выгон, где Ахматова проводила множество своего
времени.
Большое впечатление на нее произвел древний Херсонес, около которого
она жила. Читать Анна Андреевна училась еще по азбуке Л.Н. Толстого. С
детства начала говорить на французском. Первое стихотворение написала в 11
лет.
Училась она в Царской женской гимназии. Атмосфера пушкинского окружения
сопутствовало развитию ее творчества дальше. К А.С. Пушкину А. Ахматова
будет обращаться на протяжении всего жизненного пути. Он станет для нее
учителем, другом, идеалом духовной свободы. Но самые первые стихи начались
для А. Ахматовой не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова. В
1905 году родители А. Ахматовой развелись и мать с детьми уехала на юг.
Живя в Евпатории А. Андреевна сильно тосковала по Царскому Селу и писала
множество стихов, которые хоть как-нибудь приближали ее к нему. Так начался
творческий путь А. Ахматовой. Именно Царское Село, было колыбелью ее
чудесных произведений и стихов.
Узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в
столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и «не
позорила славную фамилию». Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо
Анны Горенко вошла Анна
Ахматова. Не то чтобы она сомневалась в своем таланте и правильности
-7-
выбранного пути или искала тех выгод, которые дает писателю раздвоенность;
главное заключалось в необходимости блюсти приличие, поскольку в знатных
семьях ( к ним относилась и семья Горенко) к профессии литератора
относились с высока и полагали ее приличной для тех, у кого не было способа
заявить о себе иначе. И вот она перед нами « королева бродяга» - как она
себя именовала, она живет в сердцах читателей и доносит свой до времени
затаенный раздирающий грудь, зов, к людям из бездны, из глубины.
Имя молодой Ахматовой тесно связано с акмеизмом –
поэтическим течением, начавшим оформляться около 1910 года, то есть
примерно тогда же, когда она начала публиковать свои первые стихи.
Основоположниками акмеизма были Н. Гумилев и С. Городецкий,
провозгласившие необходимость частичного отказа от некоторых заветов
«традиционного символизма». Они считали себя пришедшими ему на смену.
Акмеисты поставили своей целью реформировать символизм, главной бедой
которого было то, что он «направил свои главные силы в область неведомого»
и «попеременно братался то с мистикой, то с теософией». Первым условием
акмеистов была трезвость и здравая реалистичность взгляда на мир. Мир
должен
предстать таким, каков он есть, - зримым, живым, плотским, смертным. Кроме
того, слово, должно быть четким и с определенным значением, точнее говоря,
оно должно обозначать то, что оно обозначает в реальном языке реальных
людей : конкретные предметы и конкретные свойства. «У акмеистов, - писал
Городецкий, - роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками,
запахом и цветом, а
-8-
не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще.»
(8,21)
А. Ахматова до последних дней своей жизни очень высоко
оценивала роль акмеизма и в своей собственной жизни, и в литературе той
эпохи. Она не переставала называть себя акмеисткой – как бы в
противостояние тем, кто не хотел видеть роли и значение этого течения.
С Царским Селом жизнь и творчество Ахматовой связано
нерасторжимо и, кажется, навеки. Об этом пишут все ее биографы, освещая
начало ее пути . Марина Цветаева называла поэтессу, в одном из своих
стихотворений, «Царско-сельской Музой» :
…Ах, я счастлива !
Никогда заря,
Не згорала чище.
Ах, я счастлива, что тебя даря,
Удаляюсь – нищей,
Что тебя, чей
голос – о глубь, о мгла! -
Мне дыханье сузил,
Я впервые именем
назвала
Царско-сельской Музы. (13,15)
Но со временем Царское Село для Ахматовой уже давно стало
только воспоминанием о когда-то родном ей мирке, с которым она потом
захотела и смогла выйти в мир. Давным-давно его покинув, как ей казалось
навсегда, она туда еще не раз возвращалась, и в жизни, и в стихах разных
лет, и в поздних набросках автобиографической прозы. Но каждый раз
возвращение ее к образу
Царского Села, знаменовало нечто важное и новое в ее творчестве.
-9-
Пройдя, постепенно изменяясь и приобретая новые смыслы,
через все ее творчество, образ Царского Села с некоторых пор требовал от
нее какого-то нового переосмысления . Как будто ей надо было с этим
ближайшим, любимейшим, почти священным для нее символом свести какие-то
старые счеты, чтобы не остаться «замурованной» в прошлом, чтобы и этот
плен «сбросил с крыльев свободный стих».
А между тем она ведь действительно так никогда и не
рассталась с Царским Селом, где когда-то прошли ее детство, отрочество и
юность, не рассталась вплоть до последних этапных своих созданий – цикла
«Северных элегий», послевоенных стихотворений «Городу Пушкина», «Поэмы без
героя».
Ахматова прожила в Царском Селе до 16 лет, потом, после пятилетнего
перерыва, еще шесть лет (1910 – 1916) в доме своего мужа Н.С. Гумилева;
неоднократно и довольно подолгу жила она там и в 20-х - 30-х, г.г., правда,
была там уже только редкими наездами, а в 1944г. увидела его варварски
разграбленным, разрушенным и сожженным :
О, горе мне ! Они тебя сожгли…
О, встреча, что разлуки тяжелее !
Здесь был фонтан, высокие аллеи…
И первый поцелуй… (I,214)
Каждый из царско-сельских периодов ее жизни так или иначе отразился в ее
стихах. Но вот, что кажется удивительным, когда перелистываешь собрания ее
стихов : среди пятидесяти стихотворений 1910 – 1916 г.г. указывается место
написание – Царское Село, только 8 или 9 раз. Именно это связано
-10-
непосредственно с Царским Селом, по содержанию или хотя бы по своей
лирической атмосфере. Остальные как будто могли возникнуть и не там. Образ
«Музы Плача», кажется теперь гораздо более поэтически точным, чем «царско-
сельская Муза».
Музе Царского Села, естественно надлежало бы по крайней мере
его
воспеть, - Ахматова же с ним прощается уже при первом возвращении, в первой
же своей книге «Вечер»:
На землю саван тягостный
возложен,
Торжественно гудят колокола,
И снова дух смятен и потревожен
Истомой скукой Царского Села.
Пять лет прошло. Здесь все мертво и немо,
Как будто мира наступил конец.
Как навсегда исчерпанная тема,
В смертельном сне покоится дворец. (I, 79)
Но этим стихотворением отнюдь не закончились ее воспоминания о Царском
Селе. Очень редко и в двойственном восприятии, то буднично обыденном, то
отстраненном, фигурируют в стихах Ахматовой знаменитые скульптуры Царского
Села. «В Павловске, в парках, в детстве меня окружала античная скульптура и
архитектура. Это было повседневным обычным зрелищем», - рассказывала
Ахматова в 1964 году художнице А.В. Любимовой. Но и «повседневное обычное
зрелище» в ее стихах сохранилась лишь детально, навеки врезанной в память
чем-
-11-
то совсем другим :
…И, исполненный жгучего бреда,
Милый голос как песня звучи.
И на медном плече Кифареда,
Красногрудая птичка сидит. (I, 121)
Парковая «античность» однажды еще неожиданней обернется «феерией» - в
одном из набросков «балетного мебретто», которое сопутствовало созданию
«Поэмы без героя». С Царским Селом связано в поэзии А. Ахматовой нечто
гораздо более важное : здесь родился в ее стихах образ ее Музы . Придя к
ней однажды, чуть ли не на пороге между детством и юностью, она с тех пор
живет в
ее стихах . Это не общая Муза всех поэтов Мира, а только ее Муза, ни на что
не похожая, и уж конечно, отнюдь не мифическая богиня. Это явление
творческой благодати , воплощенное в пленительно-прекрасный женский облик,
в женскую жизнетворящую ипостась. Она знает свою Музу в лицо, узнает ее в
любом преображении , даже в самом обманчивом , даже , с годами ,
искаженном. У нее
свой «нрав» - поначалу даже неожиданно веселый . Ее прихода ждет поэтесса,
ждет с чистой душой , она для нее нечто высшее :
Когда я ночью жду ее прихода ,
Жизнь кажется висит на волоске,
Что почести, что юность, что свобода
Перед милой гостьей с дудочкой в
руке.
«Муза» (I, 132)
Но чаще – печальней ; потом она надолго станет Музой Плача в творчестве 30-
х
-12-
годов в поэме «Реквием». Но с царско-сельской юностью для Ахматовой было
связано еще более важное , незабываемое, к чему она не рас возвращалась и
называла «царско-сельской идиллией» . Очень большую роль сыграл пейзаж
Царского Села для написания стихотворений А. Ахматовой. Надолго останется
в поэзии и в прозе «идеалистический образ». Образ лебедей на царско-
сельских прудах является таковым :
Уже кленовые листы
На пруд слетаются лебединый
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины…(I,219)
«Царско-сельская идиллия» еще долго будет давать о себе знать в поэзии
А. Ахматовой. Так в середине тридцатых годов в стихотворении « Одни
глядятся в ласковые взоры…» впервые царско-сельский парк стал у Ахматовой
«зловещим парком», в который «черный масленичный вечер» ее влечет
«неспешный бег коня».
Лирика А.Ахматовой отказалась быть надгробным
украшением. «Как все живое, она продолжала жить, и ее цветущие побеги
тянулись к солнцу,а не во тьму…»(15,79) Царское Село нашло свой образ и в
маленьком цикле всего из двух стихотворений под названием «Царско-
сельские строки»:
… Из прошлого ,восставши молчаливо
Ко мне на встречу тень моя идет.
(«Все души милых на высоких
звездах») (I,126)
-13-
… Каждая клумба в парке
Кажется свежей
могилой.
(«Пятым действием драмы»)
(I,127)
Оба стихотворения – «осенние» по лирическому пейзажу ,оба
печально-ностальгические. В них сквозь ностальгическую грусть как будто
пробивается вера в приближающееся начало чего –то нового,
обещающего,светлого:
…Здесь столько лир повешено на
ветки,
Но и моей как будто место
есть.
А этот дождик ,солнечный и
редкий,
Мне утешенье и благая
весть.(I,134)
Царское Село начала 20-х г.г непосредственно отразилось в одном из черновых
набросков воспоминаний Ахматовой об О.Э Мандельштаме (ГПБ №79):« Царское
в 20-х г.г представляло собой нечто невообразимое. Все заборы были сожжены.
Над открытыми люками водопада стояли ржавые кровати из лазаретов первой
войны, улицы заросли травой. На воротах недавно великолепного дома графа
Стенок- Фемора красовалась огромная вывеска «Случной пункт». В оборванных и
странных фигурах я иногда узнавала царскоселовцев. Гостиничный двор был
закрыт.»(15,187)
В 1925 г. А.Ахматова, тяжело больная, жила в Царском, в пансионе
Зайцева.
Стихотворения «Из цикла «Юность»» связано с Царским Селом по двум линиям.
Одна из них якобы продолжает эпические мотивы «Русского Трианона»,другая,
,-вероятно одна из поздних отзвуков той – лирическая ,давней, но не
гумилевской
-14-
«царско-сельской идиллии»:
Ты неотступен, как совесть,
Как воздух, всегда со мною,
Зачем же зовешь к ответу?
Свидетелей знаю твоих. (I,221)
Ахматовой всегда было свойственно острое ощущение некой
исторической подпочвы своей судьбы и связанной с этим нравственной
ответственности . Судя по обрывочным ее воспоминаниям , Ахматова вовсе не
склонна была как-то особо выделять себя среди тогдашних молодых
царскоселах. «В Царском Селе она делала все, что полагалось в то время
благовоспитанной барышне . Умело сложить по форме руки, сделать реверанс,
учтиво и коротко ответить по-французски на вопрос старой дамы …» - пишет А.
Ахматова дополняя мемуары закадычной подруги . Но Царское Село диктовало
Ахматовой не только стихи . «Проза всегда казалась мне и тайной , и
соблазном . Я с самого начала все знала про стихи – я никогда ничего не
знала о прозе»,- пишет Ахматова в кратком предисловии к одной из последних
книг. Для первого опыта в прозе она выбрала Царское Село – место своего
детства, точнее тот дом в котором она жила. Получилось что-то вроде
автобиографического очерка, живого, немногословного.
Как и в стихах, в этой фрагментарной прозе сказывается умение самыми
простыми словами вылепить выразительную деталь . Перед нами открывается
совсем необычная , всем знакомая картина Царского Села , а скорее всего
какая-то его обратная сторона схваченная зорко и жестоко , без малейшей
поэтизации , но по-своему поэтически. Но наиболее весомую роль в творчестве
Ахматовой
-15-
сыграла поэзия , которая отражала все периоды жизни Ахматовой в Царском
Селе. Наибольше воспоминаний о нем было в детстве . Поэтому вся ранняя
поэзия Ахматовой переполнена красотой природы, пейзажами царско-сельских
парков. Кроме того здесь родились первые чувства поэтессы. Они нашли свое
место в таких сборниках , как «Вечер», «Четки», «Белая стая».
Таким образом , через весь творческий путь А. Ахматовой
белой полосой прошло Царское Село. Начиная от раннего и заканчивая поздним
периодом ее работы Царское Село было как бы талисманом ее , оберегом. Оно
внесло темы , без которых не существовало бы общество. Его прекрасная
природа отразилась во многих ее стихотворениях. А как можно было писать о
любви к родине, не любя своей. Царское Село – это «живая вода», тот кусок
жизни и русской истории А. Ахматовой , где она проявила себя наиболее
полно.
-16-
Место сборника «Вечер» в творчестве
А. Ахматовой
Любовь покоряет обманно,
Напевом простым, неискусным.
Еще так недавно – страстно
Ты не был седым и грустным…
«Любовь покоряет обманно».
А.
Ахматова
Можно ли представить русскую поэзию без любовной лирики. Без
пушкинских «я вас любил; любовь еще, быть может…», без тютчевских «Любовь,
любовь – гласит преданье…» и других стихов – странно и нелепо заниматься
перечислением и называнием – без некрасовских , блоковсакх , любовных
циклов… А Кузмин, Аннский, Пастернак ? Вынуть, исключить этот главный
лирический мотив – все равно что лишить поэзию души. Лирика последняя
защитница земли, человечности в этом мире, последний оплот, последнее
прибежище свободы на земле. Непосредственное поэтическое восприятие мира и
составляет сущность поэзии. Это было характерно и для ранней поэзии
А. Ахматовой , но кроме того ее поэзия была оригинальной и
неповторимой. Ахматова стремилась показать общее состояние внешней
действительности через чувствительные шорохи женской души, через ее
чувства, стремление, переживания. Такое восприятие действительности и
составляет сущность поезии
-17-
Анны Ахматовой. Блестящим олицетворением любовной лирики А. Ахматовой есть
сборник «Вечер». Он вышел в 1912 году – первая книга поэта , царско-
сельской поступью вошедшего в русскую литературу. Кажется, лишь единожды
подписавшись «А.Г.», очень быстро став знаменитой , Анна Ахматова , у
которой, по словам Ю. Ахенвальда не было «таланта счастливости», пошла на
встречу своей судьбе – призванию и восхищению, забвению и злобе,
бездомности и скитальчеству. За десять лет после выхода «Вечера» Ахматова
выпустила еще четыре книги стихотворений, как продолжение первой.
Центром всего сборника «Вечер»,основным его нервом, его
идеей и принципом является любовь. Стихия женской души неизбежно должна
была начать с такого заявления себя и любви. Из этого можно сказать , что
вся ранняя лирика А. Ахматовой «загнана в любовь». Но именно здесь
рождались подлинно поэтические открытия, такой взгляд на мир , что
позволяет говорить о поэзии Ахматовой как о новом явлении в развитии
русской литературы ХХ века. В одном из своих стихотворений Ахматова
назвала любовь «пятым временем года». Из этого-то необычного , пятою
времени увидены ею остальные четыре, обычные. В состоянии любви мир видится
заново. Обострен слух и глаз, напряженны все чувства. Поэтому стихи
Ахматовой так предметны, они возвращают вещам первозданный смысл, они
останавливают внимание на том, мимо чего обычно мы равнодушно проходим, не
ценя и не чувствуя.
-18-
Но стихи Ахматовой – не фрагментарные зарисовки, не
разрозненные психологические этюды. Велика их обобщающая сила.
Стихотворение может начинаться как непритязательная песенка :
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На камнях в огороде
Лебеду полю (I,112)
А заканчивается оно библейски :
Будет камень вместо хлеба,
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
«Песенка» (1911) (I,115)
Любовь в стихах Ахматовой отнюдь не только любовь – счастье, тем более
благополучие. Часто, слишком часто это – страдание, своеобразная антилюбовь
и пытка , мучительный излом души, болезненный, декадентский. И лишь
неизменное ощущение ценностных начал кладет грань между такими и собственно
декадентскими стихами. Образ такой «больной» любви у ранней Ахматовой был и
образом больного времени, и образом больного мира :
Сердце к сердцу не приковано,
Если хочешь – уходи.
Много счастья уготовано
Тем, кто волен на пути.
Я не плачу, я не жалуюсь,
Мне счастливой не бывать.
-19-
Не целуй меня, усталую, -
Смерть прейдет поцеловать. (I,213)
Любовь у Ахаматовой почти некогда не предстает в спокойном перебывании.
Чувство, само по себе, острое и необычное, получает дополнительную остроту
и необычность проявляясь в предельном кризисном выражении взлета или
падения, первой встречи или совершившегося разрыва , смертельной опасности
или смертельной тоски. Если проанализировать творчество А. Ахматовой в 20-е
годы и подсчитать сколько раз в стихах употребляется , скажем , слово
«тоска», то можно сделать выводы , что слово ведь живет в контексте. И,
кстати , именно это слово – «тоска» - может быть, сильнее прочих
ахматовских стихов говорит о жизненной силе их:
Ты поверь не змеиное острое жало,
А тоска мою выпила кровь
В белом поле я тихою девушкой стала,
Птичьим голосом кличу любовь…(I,192)
Это и та грусть-тоска, которой часто проникнута народная песня, вообще
народная стихия в поэзии А. Ахматовой очень сильна. Легко обнаруживаемые
внешние перемены ее ( элементы просторечия , плача или заклинания )
ограничены и естественны потому, что они выражают глубоко национальные
мироощущения. В чем его суть? И опять приходится сказать о любви. Стихи
Ахматовой , и правда , часто грустны :они несут особую стихию любви –
жалости. Есть в народном русском языке, в русской народной песне синоним
слова
-20-
«любить» - слово «жалеть». И вот в самых первых стихах Анны Андреевны
Ахматовой живет не только любовь любовников. Она часто переходит в другую,
любовь -жалость или даже ей противопоставляется или даже ею вытесняется :
…Он был со мной совсем еще недавно,
Такой влюбленный , ласковый и мой,
Но это было белою зимой ,
Теперь весна, и грусть весны отравна,
Он был со мной совсем еще недавно… (I,240)
Вот это переживание, страдание, грусть в любви – жалости делает многие
стихи Ахматовой подлинно народными, эпичными, роднит их со столь близкими
ей и любимыми ею некрасовскими стихами. И открывается выход из мира
камерной замкнутой, эгоистической любви – страсти, любви – забавы к
подлинно «великой земной любви» и больше – все любви, для людей и к людям.
Любовь у Ахматовой в сомой себе несет возможность саморазвития, обогащения
и расширения, чуть ли не космического.
Здесь, конечно, следует привести пример, я это и сделаю,
только позволю себе выбрать не то хрестоматийное, хотя все равно
прекрасное, про неправильно одетую перчатку или узкую юбку или про то как
«пахнут морем» устрицы, а что-нибудь еще более веселое и не укладывающееся
в «добропорядочные» и благоразумные представления о поэзии ценителей ее
воспитательного значения:
Мне с тобою пьяным весело –
-21-
Смысла нет в твоих рассказах.
Осень ранняя развеселила
Флаги желтые на вязах. (I,113)
Какие это живые, не ходульные, не высокопарные стихи о любви, какое легкое
и нежное признание в ней! Как это все не похоже на то что было до Ахматовой
в поэзии (и как не похоже даже на то , что она сама писала в свой поздний
период). Да, конечно, она опиралась на прекрасную традицию любовной лирики
Пушкина, Тютчева на опыт своих старших современников : Анненского, Блока –
достаточно назвать такие стихи как «Есть в близости людей заветная черта…»,
«Хорони, хорони меня ветер», «Маскарад в парке». А как нерасторжимо
рифмуются в стихах Ахматовой радость жизни и ее трагическая подоплека! Ей
удалось связать их также прочно, как например, в двух строках «вселость
едкую литературной шутки и друга первый взгляд, беспомощный и жуткий».
Непосредственное поэтическое восприятие мира невозможно
подделать: у Ахматовой оно появляется в жадном, взволнованном влиянии к
миру во всех его соль незначительных для равнодушного и значительных для
заинтересованного взгляда подробностях:
…На кустах зацветает крыжовник
И везут кирпичи за оградой
Кто ты : брат мой или любовник,
Я не помню и помнить не надо. (I?120)
-22-
При чем тут кирпичи, зачем они? А при том, что любовь к человеку – такое
щедрое и захватывающее чувство, что распространяется и на цветущий
крыжовник, и на какие-то кирпичи. Тем и отличается от романсной, это своей
двоюродной простоватой сестры, что избегает «поэтизмов», а «кирпичи» ее
как рас не портят. И вообще очень часто в ранних стихах Ахматовой ни слова
о любви не сказано, речь идет о чем угодно: о цветах запах которых далеко
слышен, о ветре душном, о сладком запахе винограда – а мы все равно с
волнением почему-то понимаем, что это – тоже о любви. Любовь предполагает
горячее, заинтересованное внимание к миру, к жизни во всех ее проявлениях,
любовь обостряет зрение и утончает слух:
Весенним солнцем это утро пьяно,
И на террасе роз слышней,
А небо ярче синего фаянса. (123)
Или : Жарко веет ветер душный
Солнце руки обожгло
Надо мною свод воздушный
Словно синее стекло…(123)
Сладок запах синих виноградин…
Дразнит опьяняющая даль. (I137)
Эти Ахматовские проходные приметы, вскользь оброненные замечания даются
напряжением не столько зрением, сколько другим, что даже у нее в поздних
стихах встречаются все реже: на них уже не хватило сил.
Нужно еще добавить, что любовная тема в «Вечере» передает, как правило,
состояние промежуточное между «счастием безмятежным» и безысходностью.
-23-
Ахматова обращается не к самому пику любовных отношений, характеризующемуся
межличностной гармонией или иллюзией этой гармонии,-а к моментам
предчувствия, предшествующим самой любви, или (это бывает чаще) к моментам,
следующим после разрыва, после того, как пришла уверенность что любовь не
состоялась. Отсюда и рождается ощущение тоски, горечи, печали, одиночества.
Но здесь они передают лишь состояние человеческой души. Поэт пока не
связывает человеческие взаимоотношения со временем породившим их.
Но следует заметить, что тема любви не является единственной
темой сборника. Здесь следует назвать еще некоторые весьма важные темы:
тема родины в многочисленных модификациях, тема памяти, тема уязвимой
совести , урбанистическая тема и тема жизни и смерти. Но сама тема любви,
как наивысшие проявление человеческого духа, в которой личностное начало
каждого человека находит максимальное воплощение, достигает в сборнике
наивысших высот. Очень уместно процитировать Гегеля: «Подлинная сущность
любви в том, чтобы отказаться от сознания самого себя , забыть себя в
другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести себя и
обладать собой». Любовная поэзия Ахматовой – это прежде всего поэзия, в
которой на поверхности лежит повествовательное начало. Читателям
представляется чудесная возможность расшифровать горести и печали героини
на свой вкус. Языком на котором общалась снами Ахматова был – язык любви –
самый доступный. Любовь есть воплощение бесконечности в конечном.
А. Ахматова – поэт строгих ритмов, точных рифм и коротких
фраз.
-24-
Синтаксис ее не перегружен придаточными конструкциями, он – прост.
Простота поэтического языка Ахматовой определяется очень существенными на
фоне традиций символизма отрицательными признаками: отсутствие мелодических
повторений, анафорического параллелизма, рассчитанного на музыкальное
воздействие («напевного стиля»). Повторение у Ахматовой являются средством
простого эмоционально-логического усиления, как в обычной речи. Ее язык по
грамматической простоте родствен английскому. Ничто не обнажает слабость
поэта так, как это делает классический стих, поэтому он редко встречается в
чистом виде. Нет трудней задачи, чем написать две строчки, чтобы они
прозвучали по своему, а не насмешливым эхом чьих-то стихов. Стихи Ахматовой
никогда не были подражательными. Ее оружием было сочетание несочитаемого.
Когда героиня на одном дыхании говорит о силе чувств, «на правую руку
надетой перчатке с левой руки», - дыхание стиха – его размер сбивается до
такой степени что забываешь каким он был изначально. Как пишет В.
Жирмунский, рифмы у нее легкие, размер не стесняющий. Иногда она упускает
один два слога в последней строке четверостишия, чем создает эффект
перехваченного горла или невольной неловкости, вызванной эмоциональным
напряжением. Но дальше этого она не шла, ее было не нужно : она свободно
чувствовала себя в пространстве классического стиха и не считала свои
высоты достижением или чем-то особенным. Но для читателей это было и будет
неземным, возвышенным, непостижимым.
-25-
Анализ стихотворения А.Ахматовой «Молюсь оконному лучу…»
Как мы уже говорили, Ахматова начала писать свои стихи еще в
детстве и сочинила их великое множество. То была пора, если воспользоваться
выражением А. Блока «подземного роста души». От тех стихов, аккуратно
записывавшихся в дневник, почти ничего не осталось, но те отдельные
произведения, что все-таки сохранились, уже выказывают некоторые весьма
характерные «ахматовские черты». Стихотворение «Молюсь оконному лучу…»
принадлежит к самым ранним ее стихам, которое было помещено в сборник
«Вечер». Написано оно в 1909 году. В стихотворении ничего не объясняется,
читатель сам должен догадаться, что хотела сказать Ахматова, что она хотела
выразить. Здесь звучит мысль о том, что само время - оно наилучшее
лекарство, которое лечит все. Оно поможет пережить страдания, а красота и
гармония проявляются даже в обычных предметах, нужно лишь присмотреться.
Стихотворение, как видим, «сделано» буквально из обихода, из житейского
немудреного быта – вплоть до позеленевшего рукомойника:
На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть. (I,107)
Предметом поэтического воодушевления и изображения могут послужить даже
пятно плесени на сырой стене, и лопухи, и крапива, т.е. , как писала сама
-26-
поэтесса, стихи «растут из сора». Она не создает цельной живописной
картины, на фоне которой развертывалось бы действие, она с большой остротой
индивидуального восприятия фиксирует отдельные импрессионистические штрихи.
Вряд ли в те ранние годы она старалась сформировать поэтическое кредо, она
сначала старалась увидеть поэзию в обычной жизни – изобразить жизненную и
реальную поэзию. Именно логично, лаконично, четко и ясно отображала
действительность А. Ахматова. Она воспевала ее не поднимаясь в облака, а
оставаясь на земле. Это были условия акмеистического искусства, сторонником
которого была Ахматова. Первое, что сразу же останавливает взгляд, это -
строгость , четкость рисунка , а также какая-то внутренняя почти
драматическая напряженность чувств. Также, можно выделить очень важную
форму чтения – «разговорность». Стихотворение написано с установкой на
прозаический рассказ , иногда перерываемый эмоциональными возгласами .
Разговор обращен к возлюбленному. Он не требует повышения голоса, он как
бы
не требует зрителя и основан на психологических нюансах. Есть в этом
стихе и чисто ахматовская недосказанность, то есть, та самая знаменитая ее
черта как художника. Недосказанность парадоксально сосуществует у нее с
совершенно четкими и почти стереоскопическим изображением :
Молюсь оконному лучу –
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце- пополам…(I,56)
-27-
Большую роль в ее стихотворениях играет психологизм. Очень характерная для
всей ее последующей лирики эта ранняя строка:
Сегодня я с утра молчу,
А сердце – пополам. (I,56)
Она выражает лучше других психологизм ее стихов. Любовная драма
развертывающаяся в стихе, происходит как бы в молчании: ничто не
разъясняется, не комментируется, слов так мало, что каждое из них несет
огромную психологическую нагрузку. Читатель должен скорее всего
обратиться к собственному опыту. Его скрытый сюжет относиться к многим,
многим ситуациям в жизни. В этом стихе нам не важно, что именно произошло
в жизни героини. Ведь самое главное – боль , растерянность, желание
успокоиться хотя бы при свете солнечного луча. Мудрость ахматовской
миниатюры чем-то похожа на японские хокку. Она заключается в том, что она
говорит о целительной для души силе природы.
Простота и строгость лирики Ахматовой отражена в
метрической форме ее стихотворений. Именно такой является форма стиха
«Молюсь оконному лучу…» Ахматова редко пользуется сложной строфической
композицией. В ее стихотворении господствует простая форма строфы из
четырех стихов, чаще всего с тремя или четырьмя ударениями в стихе.
Ахматова пользуется дольниками , т. е. размером , получившим широкое
распространение в русской литературе ХХ в., в котором число неударных
слогов между ударениями не урегулировано (1 или 2). Но сравнивая с
дольниками А.Блока, которые звучат напевно, как трехсложные размеры, у
Ахматовой это синкопированные ритмы с прозаической разговорной интонацией.
-28-
Ахматова пользуется неполными рифмами, которые у ее современников
получили название « рифмоидов»: моем/ нем , простой/пустой
Чаще всего это женские рифмы с усеченной замыкающей согласной,
ослабленной в живом произношении редукцией заударного слога. Специфичным
для Ахматовой является употребление усеченных мужских рифм . Она
использует перекрестное рифмование:
На рукомойнике моем,
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть. (I,56)
Ахматова пользуется не метафорами, а сравнениями, т. е. не отождествлением
поэтических образцов, а их сопоставлением: « он словно праздник золотой…»
Сравнения эти многочисленны . Они вводятся такими словами: словно, будто,
как- будто, как бы.
Наряду со сравнениями для качественного определения предмета или
действия служат у нее качественные слова – прилагательные и наречия, в
выборе которых особенно проявляется ее мастерство. В ее стихотворении очень
важную роль играют прилагательные: « оконный луч», « он бледен ,тонок,
прям…», «невинный», «простой», «золотой». Некоторые из них повторяются,
создавая при этом как бы эмоциональный тон стихотворения.
Таким образом, «Вечер» - это сборник, в котором
устойчивые черты лирической героини только определяются, ищут характерные
особенности, в полной мере определяющие момент взаимодействия авторского
сознания и окружающего мира. От первой, еще робкой пробы пера к устойчивой
и уверенной
-29-
поэтической манере – вот тот путь, который преодолела Ахматова в первом
сборнике стихов. В «Вечере» она намечает те основные темы своего
творчества, которые сопутствуют ей в течении десятилетий ее поэтического
труда. Выбор этих тем не случаен. Они на ряду с принципами воплощения
авторского сознания, с композиционным своеобразием ахматовской лирики
определяют концепцию личности, стоящую в центре творчества А. Ахматовой
раннего периода.
|