рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Мой Лермонтов


Мой Лермонтов

Проектная деятельность.

Мой Лермонтов.

Работа ученика 9 класса Б

Заверняева Дмитрия.

Лермонтов Михаил Юрьевич

(15.10.1814 - 27.07.1841).

Биография

Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова

(1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной

Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А.

Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был

неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий.

После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его

воспитанием, полностью отстранив отца.

Детство поэта прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии.

Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел

французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на

воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских

народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы

Кавказа, приветствую вас!..", 1832). В 1827 семья переезжает в Москву, а в

1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского

университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное

образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к

литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется

преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую

поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества

Лермонтова. В 1828-1829 гг. он пишет поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег",

"Два брата" (опубликованы посмертно), "Последний сын вольности", "Измаил-

Бей", "Демон".

В центре байронической поэмы - герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне

с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы; над ним

тяготеет "грех", преступление, обычно облеченное тайной и внешне

предстающее как страдание.

В марте 1830 Московский пансион по указу Сената он был преобразован в

гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется "по прошению" и проводит лето в

подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи

экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского

университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение

Лермонтова Е. А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей

приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический "цикл" 1830

["К Сушковой", "Нищий", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."),

"Ночь", "Подражание Байрону" ("У ног твоих не забывал..."), "Я не люблю

тебя: страстей ..."].

По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя

и кратковременное чувство к Н. Ф. Ивановой (1813-1875), дочери драматурга

Ф. Ф. Иванова.

В эти годы (1830-1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся

любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения.

Возникает жанр "отрывка" - лирического размышления, в центре которого

определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления.

Стихотворения 1830-1831 содержат и социальные мотивы и темы. Политическая

лирика в прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая

проблематика, как правило, выступает у него в системе философских и

психологических размышлений. Это особенно заметно в лермонтовской лирике

начала 1830-х гг. Московский университет жил философскими и политическими

интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В.

Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова нет

сведений, однако, он, возможно, разделял свойственный им дух политической

оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории

профессора М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в "Жалобах

турка" (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830-1831

["30 июля. (Париж) 1830 года", "10 июля. (1830)"], событиям Великой

французской революции ("Из Андрея Шенье", 1830-1831) и эпохе пугачёвщины

("Предсказание", 1830). Так подготавливается проблематика первого

прозаического опыта Лермонтова - романа "Вадим" (1832-1834) с широкой

панорамой крестьянского восстания 1774-1775 гг.

Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина

(1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету

Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и

продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах

["К Лермонтов" ("У ног других не забывал...", 1831), "Она не гордой

красотою...", 1832, и другие], так и в поздних произведениях: "Валерик",

посвящение к VI редакции "Демона"; образ ее проходит в стихотворении "Нет,

не тебя так пылко я люблю", в "Княгине Литовской" (Вера).В 1830-1831 раннее

лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.

После 1832 Лермонтов обращается к балладе ("Тростник", 1832; "Желанье" -

"Отворите мне темницу", 1832; "Русалка", 1832) и прозе.

В поэмах Лермонтова в это время определяются как бы две тематические

группы: одна тяготеет к средневековой русской истории ("Последний сын

вольности", 1831; "Литвинка", 1832), другая - к экзотическим кавказским

темам ("Измаил-Бей",1832; "Аул Бастуиджя". 1833-1834; "Хаджи-Абрек", 1833).

В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург,

надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему

отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение

заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре

1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских

юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая

служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой

деятельности (быт школы в грубо натуралистичном виде отразился в так

называемых юнкерских поэмах - "Петергофский праздник", "Уланша",

"Гошпиталь" - все 1834). Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен

корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году

выходит поэма "Хаджи Абрек" - первое выступление Лермонтов в печати (по

преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора). Лермонтов

отдает в цензуру первую редакцию драмы "Маскарад", работает над поэмами

"Сашка", "Боярин Орша", начинает роман "Княгиня Лиговская". Известно о

знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым, И. И. Козловым и близкими к

формирующимся славянофильским кружкам С. А. Раевским и А. А. Краевским. В

романе "Княгиня Литовская" (1836; не окончен; опубликован в 1882) Лермонтов

впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему "физиологии"

1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над "Маскарадом" (1835-1836),

первым произведением, которое он считал достойным обнародования, трижды

подавал в драматическую цензуру и дважды переделывал; драма, однако, была

запрещена.

В период 1836-1837 гг. Лермонтов создает "Боярина Оршу" (1835-1836), первую

оригинальную и зрелую поэму. Орша - первая попытка Лермонтова создать

исторический характер - феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской

чести. Эта тема была продолжена в "Песне про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1838). Своего рода

аналогом "Песни..." в лирике Лермонтова было "Бородино", отклик на 25-ю

годовщину Бородинского сражения (1837) - "микро-эпос" о народной войне

1812.

В 1835-1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с Пушкиным

он также незнаком. Тем более принципиальный характер получает его

стихотворение "Смерть Поэта" (1837; опубликовано 1858), написанное сразу же

по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был

арестован; началось политическое дело о "непозволительных стихах". Под

арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни был ты,

печальный мой сосед"), "Узник", положивших начало блестящему "циклу" его

"тюремной лирики": "Соседка", "Пленный рыцарь" (оба - 1840) и другие.

В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова

прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал

через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в

Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он "изъездил

Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в

Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в

чистом поле, засыпал под крик шакалов...", в ноябре был в Тифлисе. В 1837

он записывает народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"), стремясь

передать колорит восточной речи и психологию "турецкого" сказителя;

народный характер поэт раскрыл в "Дарах Терека", "Казачьей колыбельной

песне", "Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н. М.

Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н. В.

Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится со ссыльными

декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А.

Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским ("Памяти А. И. Одоевского",

1830).

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование

Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели,

картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры;

лучшие из них связаны с кавказской темой.

Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. X. Бенкендорфа.

В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский

гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк,

стоявший в Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается в

Петербург. 1838-1841 - годы его литературной славы. Он сразу же попадает в

пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским,

П. А. Плетнёвым, В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. У

Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал "Тучи". В 1840 в

Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники

"Стихотворения" и "Герой нашего времени".

Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около

30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее

большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.

В 1838-1840 поэт входит в "Кружок шестнадцати" - аристократическое общество

молодежи, частью из военной среды, объединенное законами корпоративного

поведения и политической оппозиционностью участников.

В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако

основы прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом противоположны

пушкинским; ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и поэтика

"гармонической точности" в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у

Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не

все принимают в его творчестве. Столь же "выборочно" принимают его и

формирующиеся московские славянофильские кружки. Со своей стороны,

Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А. С.

Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял с ними личные связи, напечатал в

"Москвитянине" (1841) балладу "Спор", но остался холоден к социально-

философским основам их учения ("Родина", 1841).

Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом

"Отечественные записки".

Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций

лермонтовских стихов, а также "Бэла", "Фаталист", "Тамань".

В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение

с сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным поводом было

светское соперничество - предпочтение, отданное Лермонтову кн. М. А.

Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен

Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта

защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся

примирением. Лермонтов, тем не менее был предан военному суду; под арестом

его навещают друзья и литературные знакомые. Под арестом состоялось новое

объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был

отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую

армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру

командующего войсками Кавказской линии генерала П. X. Граббе, а в июле уже

участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в

Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет

представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием; он

полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться

литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой

он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается

проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор").

14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В

мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения

на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон",

"Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу

один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".

В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе

своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в

пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора

повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял

его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в

фамильном склепе в Тарханах.

Моё отношение к Лермонтову.

Лермонтов - один из моих любимых поэтов, мне нравится его лирика,

патриотическая, романтическая и просто красивая. Лермонтов начал очень рано

писать стихи, в свои юные годы он написал много сильных произведений.

Например, в семнадцать лет он уже написал такие произведения как "Парус" и

"Два великана". Это больше всего поразило меня в нём. Он сделал огромный

вклад в русскую литературу. И только его трагическая гибель пятнадцатого

июля тысяча восемьсот сорок первого года оставила ненаписанными большое

число великолепных произведений. Возможно, самые замечательные и

талантливые произведения могли бы быть ещё созданы великого поэта.

В день смерти великого Пушкина Россия обрела нового великого поэта -

Михаила Лермонтова, который стал достойным преемником Пушкина. Несомненно,

Лермонтов стал народным поэтом, некоторые стихи его были переложены на

музыку и стали песнями и романсами («Выхожу один я на дорогу…»). За

двадцать семь неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда

прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца

– Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия, что так рано ушёл из жизни

гений русской литературы.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты