Мой Лермонтов
Мой Лермонтов
Проектная деятельность.
Мой Лермонтов.
Работа ученика 9 класса Б
Заверняева Дмитрия.
Лермонтов Михаил Юрьевич
(15.10.1814 - 27.07.1841).
Биография
Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова
(1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной
Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А.
Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был
неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий.
После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его
воспитанием, полностью отстранив отца.
Детство поэта прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии.
Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел
французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на
воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских
народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы
Кавказа, приветствую вас!..", 1832). В 1827 семья переезжает в Москву, а в
1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского
университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное
образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к
литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется
преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую
поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества
Лермонтова. В 1828-1829 гг. он пишет поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег",
"Два брата" (опубликованы посмертно), "Последний сын вольности", "Измаил-
Бей", "Демон".
В центре байронической поэмы - герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне
с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы; над ним
тяготеет "грех", преступление, обычно облеченное тайной и внешне
предстающее как страдание.
В марте 1830 Московский пансион по указу Сената он был преобразован в
гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется "по прошению" и проводит лето в
подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи
экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского
университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение
Лермонтова Е. А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей
приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический "цикл" 1830
["К Сушковой", "Нищий", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."),
"Ночь", "Подражание Байрону" ("У ног твоих не забывал..."), "Я не люблю
тебя: страстей ..."].
По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя
и кратковременное чувство к Н. Ф. Ивановой (1813-1875), дочери драматурга
Ф. Ф. Иванова.
В эти годы (1830-1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся
любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения.
Возникает жанр "отрывка" - лирического размышления, в центре которого
определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления.
Стихотворения 1830-1831 содержат и социальные мотивы и темы. Политическая
лирика в прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая
проблематика, как правило, выступает у него в системе философских и
психологических размышлений. Это особенно заметно в лермонтовской лирике
начала 1830-х гг. Московский университет жил философскими и политическими
интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В.
Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова нет
сведений, однако, он, возможно, разделял свойственный им дух политической
оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории
профессора М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в "Жалобах
турка" (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830-1831
["30 июля. (Париж) 1830 года", "10 июля. (1830)"], событиям Великой
французской революции ("Из Андрея Шенье", 1830-1831) и эпохе пугачёвщины
("Предсказание", 1830). Так подготавливается проблематика первого
прозаического опыта Лермонтова - романа "Вадим" (1832-1834) с широкой
панорамой крестьянского восстания 1774-1775 гг.
Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина
(1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету
Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и
продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах
["К Лермонтов" ("У ног других не забывал...", 1831), "Она не гордой
красотою...", 1832, и другие], так и в поздних произведениях: "Валерик",
посвящение к VI редакции "Демона"; образ ее проходит в стихотворении "Нет,
не тебя так пылко я люблю", в "Княгине Литовской" (Вера).В 1830-1831 раннее
лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.
После 1832 Лермонтов обращается к балладе ("Тростник", 1832; "Желанье" -
"Отворите мне темницу", 1832; "Русалка", 1832) и прозе.
В поэмах Лермонтова в это время определяются как бы две тематические
группы: одна тяготеет к средневековой русской истории ("Последний сын
вольности", 1831; "Литвинка", 1832), другая - к экзотическим кавказским
темам ("Измаил-Бей",1832; "Аул Бастуиджя". 1833-1834; "Хаджи-Абрек", 1833).
В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург,
надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему
отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение
заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре
1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских
юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая
служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой
деятельности (быт школы в грубо натуралистичном виде отразился в так
называемых юнкерских поэмах - "Петергофский праздник", "Уланша",
"Гошпиталь" - все 1834). Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен
корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году
выходит поэма "Хаджи Абрек" - первое выступление Лермонтов в печати (по
преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора). Лермонтов
отдает в цензуру первую редакцию драмы "Маскарад", работает над поэмами
"Сашка", "Боярин Орша", начинает роман "Княгиня Лиговская". Известно о
знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым, И. И. Козловым и близкими к
формирующимся славянофильским кружкам С. А. Раевским и А. А. Краевским. В
романе "Княгиня Литовская" (1836; не окончен; опубликован в 1882) Лермонтов
впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему "физиологии"
1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над "Маскарадом" (1835-1836),
первым произведением, которое он считал достойным обнародования, трижды
подавал в драматическую цензуру и дважды переделывал; драма, однако, была
запрещена.
В период 1836-1837 гг. Лермонтов создает "Боярина Оршу" (1835-1836), первую
оригинальную и зрелую поэму. Орша - первая попытка Лермонтова создать
исторический характер - феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской
чести. Эта тема была продолжена в "Песне про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1838). Своего рода
аналогом "Песни..." в лирике Лермонтова было "Бородино", отклик на 25-ю
годовщину Бородинского сражения (1837) - "микро-эпос" о народной войне
1812.
В 1835-1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с Пушкиным
он также незнаком. Тем более принципиальный характер получает его
стихотворение "Смерть Поэта" (1837; опубликовано 1858), написанное сразу же
по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был
арестован; началось политическое дело о "непозволительных стихах". Под
арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни был ты,
печальный мой сосед"), "Узник", положивших начало блестящему "циклу" его
"тюремной лирики": "Соседка", "Пленный рыцарь" (оба - 1840) и другие.
В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова
прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал
через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в
Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он "изъездил
Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в
Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в
чистом поле, засыпал под крик шакалов...", в ноябре был в Тифлисе. В 1837
он записывает народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"), стремясь
передать колорит восточной речи и психологию "турецкого" сказителя;
народный характер поэт раскрыл в "Дарах Терека", "Казачьей колыбельной
песне", "Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н. М.
Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н. В.
Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится со ссыльными
декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А.
Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским ("Памяти А. И. Одоевского",
1830).
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование
Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели,
картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры;
лучшие из них связаны с кавказской темой.
Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. X. Бенкендорфа.
В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский
гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк,
стоявший в Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается в
Петербург. 1838-1841 - годы его литературной славы. Он сразу же попадает в
пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским,
П. А. Плетнёвым, В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. У
Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал "Тучи". В 1840 в
Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники
"Стихотворения" и "Герой нашего времени".
Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около
30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее
большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.
В 1838-1840 поэт входит в "Кружок шестнадцати" - аристократическое общество
молодежи, частью из военной среды, объединенное законами корпоративного
поведения и политической оппозиционностью участников.
В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако
основы прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом противоположны
пушкинским; ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и поэтика
"гармонической точности" в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у
Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не
все принимают в его творчестве. Столь же "выборочно" принимают его и
формирующиеся московские славянофильские кружки. Со своей стороны,
Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А. С.
Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял с ними личные связи, напечатал в
"Москвитянине" (1841) балладу "Спор", но остался холоден к социально-
философским основам их учения ("Родина", 1841).
Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом
"Отечественные записки".
Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций
лермонтовских стихов, а также "Бэла", "Фаталист", "Тамань".
В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение
с сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным поводом было
светское соперничество - предпочтение, отданное Лермонтову кн. М. А.
Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен
Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта
защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся
примирением. Лермонтов, тем не менее был предан военному суду; под арестом
его навещают друзья и литературные знакомые. Под арестом состоялось новое
объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был
отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую
армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру
командующего войсками Кавказской линии генерала П. X. Граббе, а в июле уже
участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.
В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в
Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет
представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием; он
полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться
литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой
он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается
проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор").
14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В
мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения
на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон",
"Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу
один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".
В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе
своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в
пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора
повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял
его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в
фамильном склепе в Тарханах.
Моё отношение к Лермонтову.
Лермонтов - один из моих любимых поэтов, мне нравится его лирика,
патриотическая, романтическая и просто красивая. Лермонтов начал очень рано
писать стихи, в свои юные годы он написал много сильных произведений.
Например, в семнадцать лет он уже написал такие произведения как "Парус" и
"Два великана". Это больше всего поразило меня в нём. Он сделал огромный
вклад в русскую литературу. И только его трагическая гибель пятнадцатого
июля тысяча восемьсот сорок первого года оставила ненаписанными большое
число великолепных произведений. Возможно, самые замечательные и
талантливые произведения могли бы быть ещё созданы великого поэта.
В день смерти великого Пушкина Россия обрела нового великого поэта -
Михаила Лермонтова, который стал достойным преемником Пушкина. Несомненно,
Лермонтов стал народным поэтом, некоторые стихи его были переложены на
музыку и стали песнями и романсами («Выхожу один я на дорогу…»). За
двадцать семь неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда
прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца
– Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия, что так рано ушёл из жизни
гений русской литературы.
|