Мысль народная в Войне и мире
Мысль народная в Войне и мире
"Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
Роман "Война и мир" был задуман как роман о декабристе, возвращающемся
после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой работал с архивными
материалами, тем больше понимал, что нельзя написать этот роман, не
рассказав как о самом восстании, так и о войне 1812 года. Так замысел
романа постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею.
"Война и мир" - это повествование о подвиге народа, о победе его духа в
войне 1812 года. Позже, говоря о романе, Толстой писал, что главная мысль
романа - "мысль народная". Она заключается не только и не столько в
изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый
положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой
нации. Во второй части эпилога Толстой говорит о том, что до сих пор вся
история писалась как история отдельных личностей, как правило тиранов,
монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей
силой истории. Толстой считал, что это - так называемое "роевое начало",
дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух и
воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так
победу в Отечественной войне Толстой объясняет тем, что столкнулись две
воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была
справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля
к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России
над Францией была предопределена. Война 1812 года стала рубежом, испытанием
всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует
необыкновенный подъем перед Бородинским сражением, веру в победу; для Пьера
Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию
захватчиков - он даже разрабатывает план убийства Наполеона; для Наташи,
отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать
было стыдно и гадко; для Пети Ростова, принимающего участие в военных
действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для
Денисова, Долохова, даже Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все
личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе.
Эта воля к победе особенно ярко проявляется в массовых сценах: в сцене
сдачи Смоленска (вспомним купца Ферапонтова, который, поддавшись какой-то
неведомой, внутренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что
нельзя вынести - поджечь); в сцене подготовки к Бородинскому сражению
(солдаты надели белые рубахи, как бы готовясь к последней схватке), в сцене
боя партизан с французами. Вообще, тема партизанской войны занимает особое
место в романе. Толстой подчеркивает, что война 1812 года действительно
была народной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками.
Действовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова,
создают свои отряды и герои романа - Василий Денисов и Долохов. Жестокую,
не на жизнь, а на смерть войну Толстой называет "дубина народной войны";
"Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной
силой, и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с
целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила
французов до тех пор, пока не погибло все нашествие".
|