| Несвоевременные мысли М.Горького - живой документ русской революции
 Несвоевременные мысли М.Горького - живой документ русской революции                      Управление народного образования                             Реферат по литературе      Тема: «Несвоевременные мысли» М. Горького - живой документ русской                                  революции.                                                   Исполнитель: Николаев А.В.                                                             Ученик 11 класса                                                           Средней школы № 55                                                                Руководитель:                                                           Учитель литературы                                                                Горявина С.Е.                               Новоуральск 2002                                     План: 1.                                                                  Введение              3 стр. 2.                                                                 Биография             4 стр. 3.   Несвоевременные   мысли   –   живой    документ    русской    революции                                                                   8 стр. 4.                                                                Заключение          15 стр. 5.                             Список                             литературы    16 стр. 6.                                                                Приложение         17 стр.                                   Введение       На дворе новые времена, настал момент многое переосмыслить, посмотреть с другой точки зрения. В чем же смысл  того  семидесятипятилетнего  периода, который мы пережили? Я думаю, что  причины  этого  следует  искать  в  самом начале этого периода, именно тогда создавались его  основы,  стержень  идеи. Ведь сама мысль, высказанная теоретиками социализма,  не  так  уж  и  плоха. Быть может, они видели то, что не  понимаем  мы  сейчас.  В  чем  же  ошибка «певцов» революции? Необходимо, безусловно, обратиться к  публицистике  того времени, в силу своих особенностей являющейся непосредственным  откликом  на происходящие события. И тут  мы  найдем  самый  яркий  пример  у  одного  из «буревестника» 17 – года – Максима Горького - это его статьи,  названные  им «Несвоевременные мысли». Именно они являются  яркой  демонстрацией  реальных событий, по - настоящему показывающих атмосферу того  времени.  Многие  годы эти статьи были неизвестны читателям, поэтому мне и стало интересно,  самому изучить данный материал. В своей работе я  хотел  бы  рассмотреть  следующие вопросы:       — раскрыть  существо  расхождений  между  представлениями  Горького  о революции, культуре, личности, народе и  реалиями  русской  жизни  1917–1918 годов; — обосновать своевременность «Несвоевременных мыслей» в момент публикации  и их актуальность в наше время; — развить свое представления о публицистике как особом виде словесности.                                   Биография       16 (28) марта 1868  родился,  а  22  марта  крещен  младенец  Алексей. Родители его «мещанин Максим Савватиев Пешков и законная  жена  его  Варвара Васильева».Алексей был четвертым ребенком Пешковых (два его брата  и  сестра умерли в младенчестве).Дед будущего писателя  со  стороны  отца  –  Савватий Пешков – дослужился до офицерства, но был разжалован за  жестокое  обращение с солдатами. Его сын Максим пять раз убегал от отца и в 17 лет ушел из  дома навсегда.       Максим  Пешков   выучился   ремеслам   краснодеревщика,   обойщика   и драпировщика. Человек он был, по - видимому, неглупый (потом  его  назначали управляющим пароходной конторой), и художественно одаренный –  он  руководил строительством  триумфальной   арки,   сооружавшейся   по   случаю   приезда Александра II.       Дед со стороны матери Василий Каширин в молодости был бурлаком,  потом открыл в Нижнем Новгороде небольшое красильное заведение и тридцать лет  был цеховым старшиной.       Большая семья Кашириных - кроме Василия Каширина с женой, в доме,  где поселились Максим и Варвара, жили их два сына с женами  и  детьми-  не  была дружной, отношение Максима Савватиевича с новой  родней  не  ладились,  и  в первой половине 1871 года Пешковы уехали из Нижнего в Астрахань.       Своего доброго, неистощимого на выдумки отца Алексей почти не  помнил: он умер в 31 год, заразившись холерой от четырехлетнего  Алеши,  за  которым самоотверженно ухаживал. После смерти мужа варвара с сыном вернулась к  отцу в Нижний Новгород.       К Кашириным мальчик попал, когда их «дело»-  так  в  старину  называли торговое или  промышленное  предприятие  –  клонилось  к  упадку.  Кустарный красильный промысел вытесняло фабричное крашение, и  надвигающаяся  бедность многое определила в жизни большей семьи.       Дядья Алеши любили выпить, а выпив – били друг друга  или  своих  жен. Попадало и детям. Взаимная вражда, жадность, постоянные ссоры  делали  жизнь невыносимой.       Наиболее яркие впечатления  каширской  жизни  описаны  Горьким  в  его повести «Детство».       Но от детства у писателя остались и светлые воспоминания,  и  одно  из самых  ярких  –  о  бабушке   Акулине   Ивановне   «изумительно   доброй   и самоотверженной старухе», которую писатель всю жизнь  вспоминал  с  чувством любви  и  уважения.  Нелегкая  жизнь,  семейные  заботы  не  озлобили  и  не ожесточили ее. Бабушка рассказывала  внуку  сказки,  учила  любить  природу, вселяла в него веру в счастье, не давала  жадному,  корыстному  каширинскому миру завладеть душой мальчика.       В автобиографической трилогии писатель с любовью воспоминает и  других добрых и хороших людей.       «Человека создает его сопротивление окружающему миру», - писал Горький спустя много лет. Это сопротивление окружающему миру,  нежелание  жить  так, как живут вокруг, рано определили характер будущего писателя.       Дед начал учить внука грамоте по Псалтырю и Часослову. Мать заставляет мальчика учить наизусть  стихи,  но  скоро  у  Алеши  появилось  непобедимое желание переиначить, исказить стихи, подобрать к ним другие слова.       Это упорное желание  переделать  стихи  по  -  своему  злило  Варвару. Терпения для занятий с сыном ей не хватало, да и вообще  внимания  на  Алешу она обращала мало, считая его причиной смерти мужа.       В семь лет Алеша пошел в школу,  но  проучился  всего  месяц:  заболел оспой и чуть не умер.       В январе 1877 года его определили в Кунавинское  начальное  училище  – школу для городской бедноты.       Учился Алеша  хорошо,  хотя  одновременно  с  учебой  ему  приходилось работать – собирать кости и тряпки на продажу. По окончании  второго  класса мальчику дали «Похвальный лист» - «за отличные пред прочими успехи в  науках и благонравие» - и наградили книгами (их пришлось подать  –  бабушка  лежала больная, а в доме не было денег).       Дальше учиться не пришлось. 5 августа 1879 года от скоротечной чахотки (туберкулеза легких) умерла мать, а через несколько дней дед сказал:  -  Ну, Лексей, ты не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…       Алеше минуло одиннадцать лет.       «В людях» было несладко. «Мальчик» при магазине «модной обуви»,  Алеша исполнял много работы, а позже,  был  поставлен  в  услужение  к  подрядчику Сергееву.       Позже,  он  плавает  посудником  на  пароходе,  опять  в  услужении  у Сергеевых, ловит для продажи птиц. Был Алексей  и  продавцом  в  иконописной лавке, работником в  иконописной  мастерской,  десятником  на  строительстве ярмарки, статистом в ярмарочном театре.       В 1886 году переезжает в Казань и устраивается на работу в крендельное заведение и булочную А.С. Деренкова, которая  в  жандармских  докладах  того времени  характеризовалась  как  «место   подозрительных   сборищ   учащейся молодежи». Этот период для  Горького  –  время  знакомства  с  марксистскими идеями. Он начинает посещать марксистские кружки, изучает  труды  Плеханова. В 1888 году он предпринимает первое длительное  путешествие  по  Руси,  а  в 1891 покидает Нижний Новгород,  где  работал  письмоводителем  у  присяжного поверенного  и  отправляется  во  второе  странствие  по  Руси,  давшее  ему бесценный опыт знакомства и понимания русской жизни в кризисный,  переломный момент ее развития. Опыт странствий отразится в цикле рассказов  «По  Руси», но опыт путешествия оставит след во всех его произведениях.       Мировая слава  приходит  к  нему  с  романом  «Фома  Гордеев»  (1899), опубликованном в журнале «Жизнь». В 1900  году  он  пишет  роман  «Трое».  В начале века Горький создает свои первые пьесы – «Мещане»  (1901),  «На  дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905).       В 1905 году  Горький  познакомился  с  В.И.  Лениным.  Это  знакомство переросло в дружбу, исполненную подчас  драматических  конфликтов,  особенно обострившихся в 1918-1921, когда Горький по настоянию  Ленина  был  вынужден уехать за границу – во вторую свою эмиграцию (1921). А  первая  пришлась  на 1906 год, когда во избежание репрессий  за  поддержку  революции  1905  года писатель эмигрирует сначала в США, а затем на Капри в Италию. В этот  период Горький сближается с А.А. Богдановичем,  видным  революционером,  философом, теоретиком искусства. В 1909 году Максим Горький, А.В.  Луначарский  и  А.А. Богданов организуют партийную школу на Капри, где Горький читает  лекции  по истории русской литературы. Удивляют те заблуждения  ,  царившие  на  Капри: социализм, идеи нового мира превращались в религию, основанную на вере в  их фатальное торжество. Народ представлялся новым божеством и богостроителем.       Каприйский  период  очень  плодотворен  для  Горького   в   творческом отношении. В это время он создает пьесу «Последние» (1908), первую  редакцию «Вассы Железновой» (1910), повесть «Лето» и др.       В 1913 году после амнистии он возвращается в Петербург, где и живет до своей второй эмиграции 1921 года.       Революцию  (1917)  Горький  принял  неоднозначно.  Искренне   веря   в необходимость   и   гуманистический   пафос    социального    преобразования действительности, он опасался искажения его идеалов в  крестьянской  стране, полагая, что крестьянство (косная, неспособная к движению и развитию  масса) по сути своей не может быть революционным. Эти  сомнения  были  высказаны  в цикле статей «Несвоевременные мысли», опубликованных в газете «Новая  жизнь» (1917-1918   годах),   которая   являлась   органом   социал-демократов    - «интернационалистов», меньшевиков, сторонников Мартова.  Пораженный  сценами уличных самосудов, пьяных погромов, разграбления  и  уничтожения  культурных ценностей неграмотными и презирающими культуру людьми.  Горький  приходит  к пессимистическому выводу о  революции  как  о  тотальном  разрушении  жизни, культуры, государства. В середине  1918  года  «Новая  жизнь»  была  закрыта большевиками, и отношения Горького с новой властью обострились еще больше.       Конфликт с лидерами большевиков и самим В.И.  Лениным  обостряется,  и летом 1921 под предлогом лечения туберкулеза писатель выезжает  в  Германию, а  затем  в  Чехословакию.  В  апреле  1924  года  он  переезжает  в  Италию (Сорренто,  Неаполь).  Здесь  закончена  третья   часть   автобиографической трилогии - повесть «Мои университеты», написан роман  «Дело  Артамоновых»  и др.       Но как ни парадоксально, ни первая, ни вторая эмиграция не  отразились в творчестве писателя.       Вернулся Горький в Россию в 1931 году, став  последним  возвратившимся эмигрантом . Вернувшись, он занял положение первого советского  официального писателя,  у  него  завязались  личные  отношения  со  Сталиным,   при   его непосредственном  участии  шла  работа  Оргкомитета  I  Всесоюзного   съезда советских писателей, он же становится председателем правления основанного  в 1934 году Союза писателей СССР, у него  на  квартире  Сталин  проводит  свои знаменитые  встречи  с  писателями.  На  одной  из  таких  встреч  возник  и наполнился    конкретным    социально-политическим    содержанием     термин «социалистический реализм».       В это время Горький, находившийся под контролем агентов ОГПУ  и  своим секретаря Крючкова, переживает душевный кризис. Он чувствует себя  одиноким. Писатель не хочет  видеть,  но  видит  ошибки  и  страдания,  а  порой  даже бесчеловечность нового дела.       В то время Крючков становится  единственным  посредником  всех  связей Горького  с  внешним  миром:  письма,  визиты  (вернее,   просьбы   посетить Горького) перехватываются им, одному ему дано судить о том,  кому  можно,  а кому нельзя видеть Горького.       Умер Горький 18 июня  1936  года  –  официально  признанным  классиком советской литературы, писателем, как бы давшим новой власти то, что ей  было необходимо: своим авторитетом он как бы санкционировал ее деяния,  настоящие и будущие. И пышные похороны 20 июня 1936  года  на  Красной  площади  якобы завершили всем видимый путь сначала буревестника революции, друга,  а  затем и оппонента Ленина, бывшего эмигранта, ставшего первым советским  писателем, основоположником   метода   «социалистического   реализма»    в    советской литературе.  Таким  он  долго  оставался  в  литературоведении   последующих десятилетий, а многие его мысли так и остались несвоевременными.           Несвоевременные мысли – живой документ русской революции       Изучение жизни и творчества Горького в советскую эпоху 1917–1936 годы) трудно. Эти годы отмечены  особым  драматизмом  взаимоотношений  писателя  с властью, крайней остротой  литературной  борьбы,  в  которой  Горький  играл далеко не последнюю роль. В  освещении  этого  периода  жизни  и  творчества Горького не только нет единодушия среди исследователей, более того  —  здесь господствует крайний субъективизм в оценках. В  литературоведении  советской эпохи Горький представал  непогрешимым  и  монументальным.  Если  же  верить новейшим публикациям о писателе, в литом корпусе монумента  сплошь  пустоты, заполненные  мифами  и  легендами.  Человеку,   приступающему   к   изучению советского  периода   в   творчестве   Горького,   приходится   основательно “процеживать” этот материал ради того, чтобы с  максимальной  объективностью представить  путь  писателя  в  эти  годы:  его  надежды  и   разочарования, мучительность  исканий,  колебания,  заблуждения,  его  ошибки,  реальные  и мнимые.        Мой интерес к «Несвоевременным мыслям» не случаен. Как известно,  эта книга была под запретом  вплоть  до  “перестройки”.  А  между  тем  она  без посредников представляет позицию художника в канун и  во  время  Октябрьской революции. Она является одним из  самых  ярких  документов  периода  Великой Октябрьской революции, ее последствий и  установления  новой  большевистской власти.       По признанию самого Горького, “с осени 16-го года по  зиму  22-го”  он “не написал ни строчки” художественных  произведений.  Все  его  мысли  были связаны с бурными событиями,  потрясавшими  страну.  Вся  его  энергия  была обращена на непосредственное участие в общественной жизни: он  вмешивался  в политическую борьбу, старался выручать из застенков ЧК ни в чём не  повинных людей,  добивался  пайков  для  умирающих  от  голода  учёных   и   деятелей искусства,  затевал   дешёвые   издания   шедевров   мировой   литературы... Публицистика в силу своей специфичности была для него одной из форм  прямого общественного действия.        «Несвоевременные мысли» —  это  серия  из  58  статей,  которые  были опубликованы  в  газете  «Новая  жизнь»,  органе  группы  социал-демократов. Газета просуществовала чуть больше года — с апреля 1917-го по июль  1918-го, когда она была закрыта властями как оппозиционный орган печати.       Изучая произведения Горького 1890–1910-х годов, можно отметить наличие в них высоких надежд, которые  он  связывал  с  революцией.  О  них  Горький говорит  и  в  «Несвоевременных  мыслях»:  революция  станет  тем   деянием, благодаря которому народ примет “сознательное  участие  в  творчестве  своей истории”, обретёт  “чувство  родины”,  революция  была  призвана  “возродить духовность” в народе.       Но вскоре после октябрьских событий (в статье от 7 декабря 1917 года), уже  предчувствуя  иной,  чем  он  предполагал,  ход  революции,  Горький  с тревогой вопрошает: “Что же нового даст революция, как изменит она  звериный русский быт, много ли света вносит она  во  тьму  народной  жизни?”[1].  Эти вопросы были адресованы победившему пролетариату, который  официально  встал у власти и “получил возможность свободного творчества”.       Вся “интрига”  произведения  состоит  в  том,  что  мы  можем  увидеть столкновение идеалов,  во  имя  которых  Горький  призывал  к  революции,  с реалиями революционной действительности. Из их  несовпадения  вытекает  один из главных вопросов, возникающих в процессе изучения статей: в чём  состоит, говоря словами Горького, его “линия  расхождения  с  безумной  деятельностью народных комиссаров”?       Главная цель революции,  по  Горькому,  нравственная  —  превратить  в личность вчерашнего раба. А в действительности, как с  горечью  констатирует автор   «Несвоевременных   мыслей»,   октябрьские   события   и   начавшаяся гражданская  война  не  только  не  несли  “в   себе   признаков   духовного возрождения человека”, но, напротив, спровоцировали “выброс”  самых  тёмных, самых низменных — “зоологических”  —  инстинктов.  “Атмосфера  безнаказанных преступлений”, снимающая различия “между звериной  психологией  монархии”  и психологией “взбунтовавшихся” масс, не способствует  воспитанию  гражданина, - утверждает писатель.       Самостоятельно  проанализировав  факты,  которые  сообщает  Горький  в статье от 26.03.18[2] ,мы можем понять, о чем идёт речь,  о  так  называемом заявлении “особого собрания моряков Красного  Флота  Республики”,  вызвавшем “глубочайшее изумление”  Горького.  “Дикая  идея  физического  возмездия”  — главная идея этого  документа.  Горький  сопоставляет  содержание  заявления моряков (“За каждого нашего убитого товарища будем отвечать смертью сотен  и тысяч богачей...”) и публикацию в «Правде», авторы  которой,  “приняв  порчу автомобильного кузова за покушение на Владимира Ильича, грозно заявили:  «За каждую нашу голову мы возьмём по сотне голов буржуазии»”. Идентичность  этих заявлений свидетельствует  о  том,  что  жестокость  матросской  массы  была санкционирована самой властью, поддерживалась “фанатической  непримиримостью народных комиссаров”. Это,  считает  Горький,  “не  крик  справедливости,  а дикий рёв разнузданных и трусливых зверей”[3] .       При анализе данной статьи я хотел бы  обратить  особенно  отметить  её стилевые  качества,  придающие  слову  писателя  особую  экспрессию.  Статья строится как своеобразный диалог с авторами заявления.  Возмущённое  чувство писателя   изливается   посредством   риторических   вопросов:   “Что    же, правительство  согласно  с  методом  действий,  обещанных   моряками?”,   “Я спрашиваю  вас,  господа  моряки:  где  и  в  чём  разница  между   звериной психологией  монархии  и  вашей  психологией?”  Экспрессия  заключена  и   в решительном, чётком и  кратком  выводе-призыве:  “Надобно  опомниться.  Надо постараться быть людьми. Это трудно, но  —  это  необходимо”.  (Стоит  также упомянуть, что кронштадтские моряки угрожали Горькому  физической  расправой за его «Несвоевременные мысли»).[4]       Следующее принципиальное  расхождение  между  Горьким  и  большевиками кроется во взглядах на народ  и  в  отношении  к  нему.  Вопрос  этот  имеет несколько граней.       Прежде всего Горький отказывается “полуобожать  народ”,  он  спорит  с теми, кто, исходя из самых благих, демократических побуждений, истово  верил “в исключительные качества наших  Каратаевых”.  Вглядываясь  в  свой  народ, Горький отмечает, “что он пассивен, но — жесток, когда в его  руки  попадает власть, что прославленная доброта его души —  карамазовский  сентиментализм, что он ужасающе невосприимчив к внушениям  гуманизма  и  культуры”[5]  .  Но писателю важно понять, почему народ —  таков:  “Условия,  среди  которых  он жил, не могли воспитать в нём ни  уважения  к  личности,  ни  сознания  прав гражданина,  ни  чувства  справедливости,  —  это   были   условия   полного бесправия, угнетения человека, бесстыднейшей лжи  и  зверской  жестокости”5. Следовательно, то дурное и  страшное,  что  проступило  в  стихийных  акциях народных масс в дни революции, является, по мысли Горького, следствием  того существования,  которое  в  течение  столетий  убивало  в  русском  человеке достоинство, чувство личности. Значит,  революция  была  нужна!  Но  как  же совместить  необходимость  в  освободительной  революции  с   той   кровавой вакханалией, которой революция сопровождается? Это мучительное  противоречие я  пытаюсь  разрешить  в  последующем  анализе   «Несвоевременных   мыслей», например, анализируя статью от 14  июля  1917  года,  посвящённую  “драме  4 июля” — разгону демонстрации в Петрограде. Статья интересна для  анализа  во многих отношениях. Стоит отметить своеобразие её  композиционного  строения: в центре статьи воспроизведена (именно  воспроизведена,  а  не  пересказана) картина самой демонстрации и её разгона. А затем  следует  рефлексия  автора на  увиденное  собственными  глазами,  завершающаяся  итоговым   обобщением. Достоверность  репортажа  и  непосредственность  впечатления  автора  служат основой  для  эмоционального  воздействия  на  читателя.  И  происшедшее,  и раздумья — всё происходит  словно  на  глазах  читателя,  потому,  очевидно, столь убедительно звучат выводы, как будто  родившиеся  не  только  в  мозгу автора, но и в нашем сознании.       Всматриваясь в нарисованную  писателем  картину,  необходимо  отметить подробности и детали, не забывая об их эмоциональной окрашенности. Мы  видим участников  июльской  демонстрации:  вооружённых  и   невооружённых   людей, “грузовик-автомобиль”,   тесно   набитый   разношёрстными    представителями “революционной армии”, что мчится “точно бешеная свинья”. (Далее перед  нами возникает  образ грузовика,  вызывает  не  менее  экспрессивные  ассоциации: “гремящее чудовище”, “нелепая телега”.)  Затем  начинается  “паника  толпы”, испугавшейся  “самой  себя”,  хотя  за  минуту  до  первого   выстрела   она “отрекалась от старого мира” и  “отрясала  его  прах  с  ног  своих”.  Перед глазами наблюдателя предстаёт “отвратительная картина  безумия”:  толпа  при звуке хаотических выстрелов повела себя как “стадо баранов”, превратилась  в “кучи мяса, обезумевшего от страха”.       Горький  ищет  причину  происшедшего.   В   отличие   от   абсолютного большинства,  винившего  во  всём  “ленинцев”,  германцев  или   откровенных контрреволюционеров, он называет  главной  причиной  случившегося  несчастья “тяжкую российскую глупость”  —  “некультурность,  отсутствие  исторического чутья”.       Сами выводы, сделанные мною  из  этого  произведения,  превращаются  в постановку главных, по мысли автора, задач  революции:  “Этот  народ  должен много потрудиться  для  того,  чтобы  приобрести  сознание  своей  личности, своего человеческого достоинства, этот народ должен быть прокалён  и  очищен от рабства, вскормленного в нём, медленным огнём культуры”[6].       В чем же состоит  суть  расхождений  М.  Горького  с  большевиками  по вопросу о народе.       На первый взгляд, кажется, что резкие суждения автора «Несвоевременных мыслей» о народе свидетельствуют  о  его  неуважении  к  простому  трудовому люду, об отсутствии сострадания к нему, о неверии в его  духовные  силы.  На самом деле всё выглядит иначе. Опираясь на весь свой предшествующий  опыт  и на свою многими делами подтверждённую  репутацию  защитника  порабощённых  и униженных, Горький заявляет:  “Я  имею  право  говорить  обидную  и  горькую правду о народе, и я убеждён, что будет лучше для народа, если эту правду  о нём скажу я первый, а не те враги народа, которые  теперь  молчат  да  копят месть и злобу, чтобы... плюнуть злостью в лицо народа...”[7].       Рассмотрим  один  из  самых  принципиальных  расхождений  Горького   с идеологией и политикой “народных комиссаров” —  спор о культуре.       Это стержневая проблема  публицистики  Горького  1917–1918  годов.  Не случайно, издавая свои «Несвоевременные мысли»  отдельной  книгой,  писатель дал подзаголовок «Заметки  о  революции  и  культуре».  В  этом  заключается парадоксальность,  “несвоевременность”  горьковской  позиции   в   контексте времени. Приоритетное значение, которое он придаёт культуре в  революционном преображении России, могло показаться  многим  его  современникам  чрезмерно преувеличенным.    В    подорванной    войной,    раздираемой    социальными противоречиями, отягощённой национальным и религиозным гнётом стране  самыми первостепенными задачами революции  представлялось  осуществление  лозунгов: “Хлеб голодным”, “Землю  крестьянам”,  “Заводы  и  фабрики  рабочим”.  А  по мнению Горького, одной из самых первостепенных  задач  социальной  революции является очищение душ человеческих — в  избавление  “от  мучительного  гнёта ненависти”, “смягчение жестокости”, “пересоздание нравов”,  “облагораживание отношений”[8]. Чтобы осуществить эту задачу, есть только один  путь  —  путь культурного воспитания.       Стоит отметить, что Горький считает “одной из  первых  задач  момента” “возбуждение в народе — рядом с возбуждёнными в нём  эмоциями  политическими — эмоций этических и эстетических”. Однако  писатель  наблюдал  нечто  прямо противоположное,  а  именно:  “хаос  возбуждённых  инстинктов”,  ожесточение политического  противостояния,  хамское   попрание   достоинства   личности, уничтожение художественных и культурных шедевров. Во всём этом  автор  винит в первую очередь новые власти, которые не только не  препятствовали  разгулу толпы,  но  даже  провоцировали  её.   Революция   “бесплодна”,   если   “не способна... развить в стране  напряжённое  культурное  строительство”[9],  — предупреждает  автор  «Несвоевременных  мыслей».  И  по  аналогии  с  широко распространённым лозунгом “Отечество в опасности!”  Горький  выдвигает  свой лозунг: “Граждане! Культура в опасности!”       Ни один  факт  ущемления  культуры,  каким  бы  незначительным  он  ни казался, не проходит мимо внимания писателя. Он протестует против  “грязной” литературы, “особенно вредной именно теперь, когда в  людях  возбуждены  все тёмные  инстинкты”[10];  выступает   против   “решения   Совета   солдатских депутатов  по  вопросу  об   отправке   на   фронт   артистов,   художников, музыкантов”, потому что страшится  следующего:  “...с  чем  мы  будем  жить, израсходовав свой лучший мозг?”[11]. Он  сетует  по  поводу  исчезновения  с книжного  рынка  “хорошей  честной  книги”,  а  “книга   —   лучшее   орудие просвещения”[12].  Узнав  о  запрете  на  издание  оппозиционных   газет   и журналов, “чувствует тоску”, мучительно тревожится “за молодую Русь,  только что причастившуюся даров свободы”10, поднимает голос протеста против  ареста И.Д. Сытина, которого  за  его  пятидесятилетнюю  издательскую  деятельность называет подлинным “министром народного просвещения” [13]...       Еще  одним  из  вопросов  горьковской  серии  «Несвоевременные  мысли» являются такой вопрос: кто же оказался  во  главе  Октябрьской  революции  — “вечный революционер” или “революционер на время, на сей  день”?  (Ответ  на него мы найдем в статье от 06.06.18.)       Далеко  не  случайно  образцом  “романтика  революции”  для   Горького является  крестьянин  Пермской  губернии,  приславший  писателю  письмо,   в котором  осуждает  “крестьянство,  жадное  до   собственности”,   ищущее   в революции “карманные интересы”. По мнению автора  «Несвоевременных  мыслей», этот крестьянин —  подлинный  революционер,  потому  что  он  видит  высшие, духовные  цели   революции.   Таких   людей   писатель   называет   “вечными революционерами”,    потому    что    им    свойственно    вечное    чувство неудовлетворенности. “Вечный революционер” “знает и верит, что  человечество имеет силу бесконечно создавать из хорошего — лучшее”, “его  единственная  и действительно революционная цель” — “оживить, одухотворить весь мозг  мира”, сам же он — “дрожжа”.       Но на мощной волне революции выплеснулся на поверхность и  другой  тип общественного деятеля, которого Горький хлёстко  назвал  “революционером  на время”. Таких людей он увидел прежде  всего  среди  участников  октябрьского переворота. “Революционер на время” — это человек, “принимающий в разум”,  а не в душу “внушаемые временем революционные идеи”, и поэтому  он  “искажает” и “опорочивает”, “низводит  до  смешного,  пошлого  и  нелепого  культурное, гуманистическое,  общечеловеческое  содержание  революционных  идей”.  Такие деятели переводят революционный порыв в сведение счётов с бывшими  реальными или мнимыми обидчиками (“за каждую нашу голову...”), это они  провоцируют  в возбуждённой толпе “хватательный инстинкт” (“грабь награбленное”),  это  они оскопляют,  обескрыливают,  обесцвечивают  жизнь  якобы  во  имя   всеобщего равенства (ибо это равенство в бедности,  в  бескультурье,  в  нивелировании личностей), это они, насаждая новую —  “пролетарскую”  —  мораль,  по  сути, отрицают мораль общечеловеческую.       Горький  доказывает,   что   для   “холодного   фанатика”,   “аскета”, “оскопляющего   творческую   силу   революционной   идеи”[14],    совершенно несущественны  моральные  аспекты  революции,  больше  того   —   вроде   бы благородная поза аскета  становится  даже  неким  романтическим  оправданием невиданной жестокости, с которой “революционеры на время” осуществляли  свой проект   преобразования   России.   Главное   же   проявление   аморальности большевиков Горький видит в их отношении  ко  всему  народу  как  к  объекту гигантского эксперимента: “материал для бесчеловечного опыта” — так  сказано в статье от 19.01.18; “из  этого  материала  —  из  деревенского  тёмного  и дряблого   народа”   —   фантазёры   и   книжники   хотят   создать    новое социалистическое государство” —  это  фраза  из  статьи  от  29.03.18;  “они (большевики) производят над народом отвратительный опыт” — это в  статье  от 30.05.18. А в статье от 13.01.18 автор высказывается ещё  жёстче:  “Народные комиссары относятся к России как к материалу для опыта,  простой  народ  для них — та лошадь, которой учёные-бактериологи прививают тиф  для  того,  чтоб лошадь выработала в своей крови противотифозную сыворотку. Вот именно  такой жестокий и заранее обречённый  на  неудачу  опыт  производят  комиссары  над русским народом...  Реформаторам  из  Смольного  нет  дела  до  России,  они хладнокровно обрекают её в жертву своей грёзе о  всемирной  или  европейской революции”[15]. Обвинение в аморальности  —  это  самое  главное  обвинение, которое Горький бросает в лицо новой  власти.  Стоит  обратить  внимание  на крайнюю  экспрессию  слова  писателя  в  приведённых  фрагментах:  сравнение социального  переворота  с  лабораторным  экспериментом,  а   России   —   с подопытным   животным;   скрытое   противопоставление   опыта    и    грёзы, подтверждающее  несостоятельность  революционных  действий;  прямо-оценочные эпитеты  (“жестокий”  и  “обречённый  на  неудачу”,   язвительный   перифраз “реформаторы  из  Смольного”).  В   статье   от   16.03.18   вожди   Октября ассоциируються с библейскими палачами  —  “несчастную  Русь”  они  “тащат  и толкают на Голгофу, чтобы распять её ради спасения мира”.       В «Несвоевременных мыслях» Горький подвергает  резкой  критике  вождей революции: В. И. Ленина, Л. Д.  Троцкого,  Зиновьева,  А.В.  Луначарского  и других. И писатель считает нужным через голову своих всевластных  оппонентов непосредственно  обратиться  к  пролетариату  с  тревожным  предупреждением: “Тебя ведут на гибель, тобою пользуются как  материалом  для  бесчеловечного опыта, в глазах твоих вождей ты всё ещё не человек!”[16].       Жизнь показала, что эти предупреждения не были услышаны. И с  Россией, и  с  её   народом   произошло   то,   против   чего   предостерегал   автор «Несвоевременных мыслей». Справедливости ради надо сказать, что сам  Горький тоже не оставался последовательным в своих  воззрениях  на  происходившую  в стране революционную ломку.       Однако  книга  «Несвоевременные  мысли»  осталась  памятником   своему времени. Она запечатлела суждения Горького,  которые  он  высказал  в  самом начале революции и которые оказались пророческими.  И  независимо  от  того, как менялись впоследствии воззрения их автора, эти мысли оказались в  высшей степени  своевременными  для  всех,  кому  довелось   пережить   надежды   и разочарования в череде потрясений, пришедшихся на долю России в ХХ веке.       Таким  образом,  в  ходе  написания  реферата,  была  сделана  попытка раскрыть   комплекс   основных   идей,   высказанных   Горьким    в    книге «Несвоевременные мысли». Учитывая  публицистическую  природу  анализируемого текста. Эти отличает особая, публицистическая поэтика, которая  выражает  не просто идею, а “идею-страсть”. Наконец, «Несвоевременные мысли» -  отправная точка для понимания творческой судьбы М. Горького в советское время                              Список литературы:    1. Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991    2. Голубкова М. Максим Горький. М.: Дрофа, 1997    3. Игнебейрг Л.Я. От Горького до Солженицына. М.: Высшая школа, 1997    4.  Газета «Литература» (Приложение к газете «Первое сентября») – 1997, №       2(янв.), с 13    5. Газета «Литература» (Приложение к газете «Первое сентября») – 2000,  №       4(янв.), с 2-3    6. Островская О.Д. Рукой Горького, М.: 1985    7. Шкала И.С. Семь лет с Горьким. М.:, 1990    8. Приложение:                                [pic][pic][pic]                                  [pic][pic]                   [pic][pic][pic][pic][pic][pic][pic][pic]                            ----------------------- [1] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.13 [2] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.64-66 [3] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.65       [4] М.Горький. Неизданная переписка», с. 312. [5] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.36 [6] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.36 [7] [8]Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С. 92 [9]Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.36 [10] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.12 [11] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.30 [12] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.33 [13] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.38 [14] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.70 [15] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.28 [16] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.87 [17] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.87 |