рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Несвоевременные мысли М.Горького - живой документ русской революции


Несвоевременные мысли М.Горького - живой документ русской революции

Управление народного образования

Реферат по литературе

Тема: «Несвоевременные мысли» М. Горького - живой документ русской

революции.

Исполнитель: Николаев А.В.

Ученик 11 класса

Средней школы № 55

Руководитель:

Учитель литературы

Горявина С.Е.

Новоуральск 2002

План:

1. Введение

3 стр.

2. Биография

4 стр.

3. Несвоевременные мысли – живой документ русской революции

8 стр.

4. Заключение

15 стр.

5. Список литературы

16 стр.

6. Приложение

17 стр.

Введение

На дворе новые времена, настал момент многое переосмыслить, посмотреть

с другой точки зрения. В чем же смысл того семидесятипятилетнего периода,

который мы пережили? Я думаю, что причины этого следует искать в самом

начале этого периода, именно тогда создавались его основы, стержень идеи.

Ведь сама мысль, высказанная теоретиками социализма, не так уж и плоха.

Быть может, они видели то, что не понимаем мы сейчас. В чем же ошибка

«певцов» революции? Необходимо, безусловно, обратиться к публицистике того

времени, в силу своих особенностей являющейся непосредственным откликом на

происходящие события. И тут мы найдем самый яркий пример у одного из

«буревестника» 17 – года – Максима Горького - это его статьи, названные им

«Несвоевременные мысли». Именно они являются яркой демонстрацией реальных

событий, по - настоящему показывающих атмосферу того времени. Многие годы

эти статьи были неизвестны читателям, поэтому мне и стало интересно, самому

изучить данный материал. В своей работе я хотел бы рассмотреть следующие

вопросы:

— раскрыть существо расхождений между представлениями Горького о

революции, культуре, личности, народе и реалиями русской жизни 1917–1918

годов;

— обосновать своевременность «Несвоевременных мыслей» в момент публикации и

их актуальность в наше время;

— развить свое представления о публицистике как особом виде словесности.

Биография

16 (28) марта 1868 родился, а 22 марта крещен младенец Алексей.

Родители его «мещанин Максим Савватиев Пешков и законная жена его Варвара

Васильева».Алексей был четвертым ребенком Пешковых (два его брата и сестра

умерли в младенчестве).Дед будущего писателя со стороны отца – Савватий

Пешков – дослужился до офицерства, но был разжалован за жестокое обращение

с солдатами. Его сын Максим пять раз убегал от отца и в 17 лет ушел из дома

навсегда.

Максим Пешков выучился ремеслам краснодеревщика, обойщика и

драпировщика. Человек он был, по - видимому, неглупый (потом его назначали

управляющим пароходной конторой), и художественно одаренный – он руководил

строительством триумфальной арки, сооружавшейся по случаю приезда

Александра II.

Дед со стороны матери Василий Каширин в молодости был бурлаком, потом

открыл в Нижнем Новгороде небольшое красильное заведение и тридцать лет был

цеховым старшиной.

Большая семья Кашириных - кроме Василия Каширина с женой, в доме, где

поселились Максим и Варвара, жили их два сына с женами и детьми- не была

дружной, отношение Максима Савватиевича с новой родней не ладились, и в

первой половине 1871 года Пешковы уехали из Нижнего в Астрахань.

Своего доброго, неистощимого на выдумки отца Алексей почти не помнил:

он умер в 31 год, заразившись холерой от четырехлетнего Алеши, за которым

самоотверженно ухаживал. После смерти мужа варвара с сыном вернулась к отцу

в Нижний Новгород.

К Кашириным мальчик попал, когда их «дело»- так в старину называли

торговое или промышленное предприятие – клонилось к упадку. Кустарный

красильный промысел вытесняло фабричное крашение, и надвигающаяся бедность

многое определила в жизни большей семьи.

Дядья Алеши любили выпить, а выпив – били друг друга или своих жен.

Попадало и детям. Взаимная вражда, жадность, постоянные ссоры делали жизнь

невыносимой.

Наиболее яркие впечатления каширской жизни описаны Горьким в его

повести «Детство».

Но от детства у писателя остались и светлые воспоминания, и одно из

самых ярких – о бабушке Акулине Ивановне «изумительно доброй и

самоотверженной старухе», которую писатель всю жизнь вспоминал с чувством

любви и уважения. Нелегкая жизнь, семейные заботы не озлобили и не

ожесточили ее. Бабушка рассказывала внуку сказки, учила любить природу,

вселяла в него веру в счастье, не давала жадному, корыстному каширинскому

миру завладеть душой мальчика.

В автобиографической трилогии писатель с любовью воспоминает и других

добрых и хороших людей.

«Человека создает его сопротивление окружающему миру», - писал Горький

спустя много лет. Это сопротивление окружающему миру, нежелание жить так,

как живут вокруг, рано определили характер будущего писателя.

Дед начал учить внука грамоте по Псалтырю и Часослову. Мать заставляет

мальчика учить наизусть стихи, но скоро у Алеши появилось непобедимое

желание переиначить, исказить стихи, подобрать к ним другие слова.

Это упорное желание переделать стихи по - своему злило Варвару.

Терпения для занятий с сыном ей не хватало, да и вообще внимания на Алешу

она обращала мало, считая его причиной смерти мужа.

В семь лет Алеша пошел в школу, но проучился всего месяц: заболел

оспой и чуть не умер.

В январе 1877 года его определили в Кунавинское начальное училище –

школу для городской бедноты.

Учился Алеша хорошо, хотя одновременно с учебой ему приходилось

работать – собирать кости и тряпки на продажу. По окончании второго класса

мальчику дали «Похвальный лист» - «за отличные пред прочими успехи в науках

и благонравие» - и наградили книгами (их пришлось подать – бабушка лежала

больная, а в доме не было денег).

Дальше учиться не пришлось. 5 августа 1879 года от скоротечной чахотки

(туберкулеза легких) умерла мать, а через несколько дней дед сказал: - Ну,

Лексей, ты не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…

Алеше минуло одиннадцать лет.

«В людях» было несладко. «Мальчик» при магазине «модной обуви», Алеша

исполнял много работы, а позже, был поставлен в услужение к подрядчику

Сергееву.

Позже, он плавает посудником на пароходе, опять в услужении у

Сергеевых, ловит для продажи птиц. Был Алексей и продавцом в иконописной

лавке, работником в иконописной мастерской, десятником на строительстве

ярмарки, статистом в ярмарочном театре.

В 1886 году переезжает в Казань и устраивается на работу в крендельное

заведение и булочную А.С. Деренкова, которая в жандармских докладах того

времени характеризовалась как «место подозрительных сборищ учащейся

молодежи». Этот период для Горького – время знакомства с марксистскими

идеями. Он начинает посещать марксистские кружки, изучает труды Плеханова.

В 1888 году он предпринимает первое длительное путешествие по Руси, а в

1891 покидает Нижний Новгород, где работал письмоводителем у присяжного

поверенного и отправляется во второе странствие по Руси, давшее ему

бесценный опыт знакомства и понимания русской жизни в кризисный, переломный

момент ее развития. Опыт странствий отразится в цикле рассказов «По Руси»,

но опыт путешествия оставит след во всех его произведениях.

Мировая слава приходит к нему с романом «Фома Гордеев» (1899),

опубликованном в журнале «Жизнь». В 1900 году он пишет роман «Трое». В

начале века Горький создает свои первые пьесы – «Мещане» (1901), «На дне»

(1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905).

В 1905 году Горький познакомился с В.И. Лениным. Это знакомство

переросло в дружбу, исполненную подчас драматических конфликтов, особенно

обострившихся в 1918-1921, когда Горький по настоянию Ленина был вынужден

уехать за границу – во вторую свою эмиграцию (1921). А первая пришлась на

1906 год, когда во избежание репрессий за поддержку революции 1905 года

писатель эмигрирует сначала в США, а затем на Капри в Италию. В этот период

Горький сближается с А.А. Богдановичем, видным революционером, философом,

теоретиком искусства. В 1909 году Максим Горький, А.В. Луначарский и А.А.

Богданов организуют партийную школу на Капри, где Горький читает лекции по

истории русской литературы. Удивляют те заблуждения , царившие на Капри:

социализм, идеи нового мира превращались в религию, основанную на вере в их

фатальное торжество. Народ представлялся новым божеством и богостроителем.

Каприйский период очень плодотворен для Горького в творческом

отношении. В это время он создает пьесу «Последние» (1908), первую редакцию

«Вассы Железновой» (1910), повесть «Лето» и др.

В 1913 году после амнистии он возвращается в Петербург, где и живет до

своей второй эмиграции 1921 года.

Революцию (1917) Горький принял неоднозначно. Искренне веря в

необходимость и гуманистический пафос социального преобразования

действительности, он опасался искажения его идеалов в крестьянской стране,

полагая, что крестьянство (косная, неспособная к движению и развитию масса)

по сути своей не может быть революционным. Эти сомнения были высказаны в

цикле статей «Несвоевременные мысли», опубликованных в газете «Новая жизнь»

(1917-1918 годах), которая являлась органом социал-демократов -

«интернационалистов», меньшевиков, сторонников Мартова. Пораженный сценами

уличных самосудов, пьяных погромов, разграбления и уничтожения культурных

ценностей неграмотными и презирающими культуру людьми. Горький приходит к

пессимистическому выводу о революции как о тотальном разрушении жизни,

культуры, государства. В середине 1918 года «Новая жизнь» была закрыта

большевиками, и отношения Горького с новой властью обострились еще больше.

Конфликт с лидерами большевиков и самим В.И. Лениным обостряется, и

летом 1921 под предлогом лечения туберкулеза писатель выезжает в Германию,

а затем в Чехословакию. В апреле 1924 года он переезжает в Италию

(Сорренто, Неаполь). Здесь закончена третья часть автобиографической

трилогии - повесть «Мои университеты», написан роман «Дело Артамоновых» и

др.

Но как ни парадоксально, ни первая, ни вторая эмиграция не отразились

в творчестве писателя.

Вернулся Горький в Россию в 1931 году, став последним возвратившимся

эмигрантом . Вернувшись, он занял положение первого советского официального

писателя, у него завязались личные отношения со Сталиным, при его

непосредственном участии шла работа Оргкомитета I Всесоюзного съезда

советских писателей, он же становится председателем правления основанного в

1934 году Союза писателей СССР, у него на квартире Сталин проводит свои

знаменитые встречи с писателями. На одной из таких встреч возник и

наполнился конкретным социально-политическим содержанием термин

«социалистический реализм».

В это время Горький, находившийся под контролем агентов ОГПУ и своим

секретаря Крючкова, переживает душевный кризис. Он чувствует себя одиноким.

Писатель не хочет видеть, но видит ошибки и страдания, а порой даже

бесчеловечность нового дела.

В то время Крючков становится единственным посредником всех связей

Горького с внешним миром: письма, визиты (вернее, просьбы посетить

Горького) перехватываются им, одному ему дано судить о том, кому можно, а

кому нельзя видеть Горького.

Умер Горький 18 июня 1936 года – официально признанным классиком

советской литературы, писателем, как бы давшим новой власти то, что ей было

необходимо: своим авторитетом он как бы санкционировал ее деяния, настоящие

и будущие. И пышные похороны 20 июня 1936 года на Красной площади якобы

завершили всем видимый путь сначала буревестника революции, друга, а затем

и оппонента Ленина, бывшего эмигранта, ставшего первым советским писателем,

основоположником метода «социалистического реализма» в советской

литературе. Таким он долго оставался в литературоведении последующих

десятилетий, а многие его мысли так и остались несвоевременными.

Несвоевременные мысли – живой документ русской революции

Изучение жизни и творчества Горького в советскую эпоху 1917–1936 годы)

трудно. Эти годы отмечены особым драматизмом взаимоотношений писателя с

властью, крайней остротой литературной борьбы, в которой Горький играл

далеко не последнюю роль. В освещении этого периода жизни и творчества

Горького не только нет единодушия среди исследователей, более того — здесь

господствует крайний субъективизм в оценках. В литературоведении советской

эпохи Горький представал непогрешимым и монументальным. Если же верить

новейшим публикациям о писателе, в литом корпусе монумента сплошь пустоты,

заполненные мифами и легендами. Человеку, приступающему к изучению

советского периода в творчестве Горького, приходится основательно

“процеживать” этот материал ради того, чтобы с максимальной объективностью

представить путь писателя в эти годы: его надежды и разочарования,

мучительность исканий, колебания, заблуждения, его ошибки, реальные и

мнимые.

Мой интерес к «Несвоевременным мыслям» не случаен. Как известно, эта

книга была под запретом вплоть до “перестройки”. А между тем она без

посредников представляет позицию художника в канун и во время Октябрьской

революции. Она является одним из самых ярких документов периода Великой

Октябрьской революции, ее последствий и установления новой большевистской

власти.

По признанию самого Горького, “с осени 16-го года по зиму 22-го” он

“не написал ни строчки” художественных произведений. Все его мысли были

связаны с бурными событиями, потрясавшими страну. Вся его энергия была

обращена на непосредственное участие в общественной жизни: он вмешивался в

политическую борьбу, старался выручать из застенков ЧК ни в чём не повинных

людей, добивался пайков для умирающих от голода учёных и деятелей

искусства, затевал дешёвые издания шедевров мировой литературы...

Публицистика в силу своей специфичности была для него одной из форм прямого

общественного действия.

«Несвоевременные мысли» — это серия из 58 статей, которые были

опубликованы в газете «Новая жизнь», органе группы социал-демократов.

Газета просуществовала чуть больше года — с апреля 1917-го по июль 1918-го,

когда она была закрыта властями как оппозиционный орган печати.

Изучая произведения Горького 1890–1910-х годов, можно отметить наличие

в них высоких надежд, которые он связывал с революцией. О них Горький

говорит и в «Несвоевременных мыслях»: революция станет тем деянием,

благодаря которому народ примет “сознательное участие в творчестве своей

истории”, обретёт “чувство родины”, революция была призвана “возродить

духовность” в народе.

Но вскоре после октябрьских событий (в статье от 7 декабря 1917 года),

уже предчувствуя иной, чем он предполагал, ход революции, Горький с

тревогой вопрошает: “Что же нового даст революция, как изменит она звериный

русский быт, много ли света вносит она во тьму народной жизни?”[1]. Эти

вопросы были адресованы победившему пролетариату, который официально встал

у власти и “получил возможность свободного творчества”.

Вся “интрига” произведения состоит в том, что мы можем увидеть

столкновение идеалов, во имя которых Горький призывал к революции, с

реалиями революционной действительности. Из их несовпадения вытекает один

из главных вопросов, возникающих в процессе изучения статей: в чём состоит,

говоря словами Горького, его “линия расхождения с безумной деятельностью

народных комиссаров”?

Главная цель революции, по Горькому, нравственная — превратить в

личность вчерашнего раба. А в действительности, как с горечью констатирует

автор «Несвоевременных мыслей», октябрьские события и начавшаяся

гражданская война не только не несли “в себе признаков духовного

возрождения человека”, но, напротив, спровоцировали “выброс” самых тёмных,

самых низменных — “зоологических” — инстинктов. “Атмосфера безнаказанных

преступлений”, снимающая различия “между звериной психологией монархии” и

психологией “взбунтовавшихся” масс, не способствует воспитанию гражданина,

- утверждает писатель.

Самостоятельно проанализировав факты, которые сообщает Горький в

статье от 26.03.18[2] ,мы можем понять, о чем идёт речь, о так называемом

заявлении “особого собрания моряков Красного Флота Республики”, вызвавшем

“глубочайшее изумление” Горького. “Дикая идея физического возмездия” —

главная идея этого документа. Горький сопоставляет содержание заявления

моряков (“За каждого нашего убитого товарища будем отвечать смертью сотен и

тысяч богачей...”) и публикацию в «Правде», авторы которой, “приняв порчу

автомобильного кузова за покушение на Владимира Ильича, грозно заявили: «За

каждую нашу голову мы возьмём по сотне голов буржуазии»”. Идентичность этих

заявлений свидетельствует о том, что жестокость матросской массы была

санкционирована самой властью, поддерживалась “фанатической непримиримостью

народных комиссаров”. Это, считает Горький, “не крик справедливости, а

дикий рёв разнузданных и трусливых зверей”[3] .

При анализе данной статьи я хотел бы обратить особенно отметить её

стилевые качества, придающие слову писателя особую экспрессию. Статья

строится как своеобразный диалог с авторами заявления. Возмущённое чувство

писателя изливается посредством риторических вопросов: “Что же,

правительство согласно с методом действий, обещанных моряками?”, “Я

спрашиваю вас, господа моряки: где и в чём разница между звериной

психологией монархии и вашей психологией?” Экспрессия заключена и в

решительном, чётком и кратком выводе-призыве: “Надобно опомниться. Надо

постараться быть людьми. Это трудно, но — это необходимо”. (Стоит также

упомянуть, что кронштадтские моряки угрожали Горькому физической расправой

за его «Несвоевременные мысли»).[4]

Следующее принципиальное расхождение между Горьким и большевиками

кроется во взглядах на народ и в отношении к нему. Вопрос этот имеет

несколько граней.

Прежде всего Горький отказывается “полуобожать народ”, он спорит с

теми, кто, исходя из самых благих, демократических побуждений, истово верил

“в исключительные качества наших Каратаевых”. Вглядываясь в свой народ,

Горький отмечает, “что он пассивен, но — жесток, когда в его руки попадает

власть, что прославленная доброта его души — карамазовский сентиментализм,

что он ужасающе невосприимчив к внушениям гуманизма и культуры”[5] . Но

писателю важно понять, почему народ — таков: “Условия, среди которых он

жил, не могли воспитать в нём ни уважения к личности, ни сознания прав

гражданина, ни чувства справедливости, — это были условия полного

бесправия, угнетения человека, бесстыднейшей лжи и зверской жестокости”5.

Следовательно, то дурное и страшное, что проступило в стихийных акциях

народных масс в дни революции, является, по мысли Горького, следствием того

существования, которое в течение столетий убивало в русском человеке

достоинство, чувство личности. Значит, революция была нужна! Но как же

совместить необходимость в освободительной революции с той кровавой

вакханалией, которой революция сопровождается? Это мучительное противоречие

я пытаюсь разрешить в последующем анализе «Несвоевременных мыслей»,

например, анализируя статью от 14 июля 1917 года, посвящённую “драме 4

июля” — разгону демонстрации в Петрограде. Статья интересна для анализа во

многих отношениях. Стоит отметить своеобразие её композиционного строения:

в центре статьи воспроизведена (именно воспроизведена, а не пересказана)

картина самой демонстрации и её разгона. А затем следует рефлексия автора

на увиденное собственными глазами, завершающаяся итоговым обобщением.

Достоверность репортажа и непосредственность впечатления автора служат

основой для эмоционального воздействия на читателя. И происшедшее, и

раздумья — всё происходит словно на глазах читателя, потому, очевидно,

столь убедительно звучат выводы, как будто родившиеся не только в мозгу

автора, но и в нашем сознании.

Всматриваясь в нарисованную писателем картину, необходимо отметить

подробности и детали, не забывая об их эмоциональной окрашенности. Мы видим

участников июльской демонстрации: вооружённых и невооружённых людей,

“грузовик-автомобиль”, тесно набитый разношёрстными представителями

“революционной армии”, что мчится “точно бешеная свинья”. (Далее перед нами

возникает образ грузовика, вызывает не менее экспрессивные ассоциации:

“гремящее чудовище”, “нелепая телега”.) Затем начинается “паника толпы”,

испугавшейся “самой себя”, хотя за минуту до первого выстрела она

“отрекалась от старого мира” и “отрясала его прах с ног своих”. Перед

глазами наблюдателя предстаёт “отвратительная картина безумия”: толпа при

звуке хаотических выстрелов повела себя как “стадо баранов”, превратилась в

“кучи мяса, обезумевшего от страха”.

Горький ищет причину происшедшего. В отличие от абсолютного

большинства, винившего во всём “ленинцев”, германцев или откровенных

контрреволюционеров, он называет главной причиной случившегося несчастья

“тяжкую российскую глупость” — “некультурность, отсутствие исторического

чутья”.

Сами выводы, сделанные мною из этого произведения, превращаются в

постановку главных, по мысли автора, задач революции: “Этот народ должен

много потрудиться для того, чтобы приобрести сознание своей личности,

своего человеческого достоинства, этот народ должен быть прокалён и очищен

от рабства, вскормленного в нём, медленным огнём культуры”[6].

В чем же состоит суть расхождений М. Горького с большевиками по

вопросу о народе.

На первый взгляд, кажется, что резкие суждения автора «Несвоевременных

мыслей» о народе свидетельствуют о его неуважении к простому трудовому

люду, об отсутствии сострадания к нему, о неверии в его духовные силы. На

самом деле всё выглядит иначе. Опираясь на весь свой предшествующий опыт и

на свою многими делами подтверждённую репутацию защитника порабощённых и

униженных, Горький заявляет: “Я имею право говорить обидную и горькую

правду о народе, и я убеждён, что будет лучше для народа, если эту правду о

нём скажу я первый, а не те враги народа, которые теперь молчат да копят

месть и злобу, чтобы... плюнуть злостью в лицо народа...”[7].

Рассмотрим один из самых принципиальных расхождений Горького с

идеологией и политикой “народных комиссаров” — спор о культуре.

Это стержневая проблема публицистики Горького 1917–1918 годов. Не

случайно, издавая свои «Несвоевременные мысли» отдельной книгой, писатель

дал подзаголовок «Заметки о революции и культуре». В этом заключается

парадоксальность, “несвоевременность” горьковской позиции в контексте

времени. Приоритетное значение, которое он придаёт культуре в революционном

преображении России, могло показаться многим его современникам чрезмерно

преувеличенным. В подорванной войной, раздираемой социальными

противоречиями, отягощённой национальным и религиозным гнётом стране самыми

первостепенными задачами революции представлялось осуществление лозунгов:

“Хлеб голодным”, “Землю крестьянам”, “Заводы и фабрики рабочим”. А по

мнению Горького, одной из самых первостепенных задач социальной революции

является очищение душ человеческих — в избавление “от мучительного гнёта

ненависти”, “смягчение жестокости”, “пересоздание нравов”, “облагораживание

отношений”[8]. Чтобы осуществить эту задачу, есть только один путь — путь

культурного воспитания.

Стоит отметить, что Горький считает “одной из первых задач момента”

“возбуждение в народе — рядом с возбуждёнными в нём эмоциями политическими

— эмоций этических и эстетических”. Однако писатель наблюдал нечто прямо

противоположное, а именно: “хаос возбуждённых инстинктов”, ожесточение

политического противостояния, хамское попрание достоинства личности,

уничтожение художественных и культурных шедевров. Во всём этом автор винит

в первую очередь новые власти, которые не только не препятствовали разгулу

толпы, но даже провоцировали её. Революция “бесплодна”, если “не

способна... развить в стране напряжённое культурное строительство”[9], —

предупреждает автор «Несвоевременных мыслей». И по аналогии с широко

распространённым лозунгом “Отечество в опасности!” Горький выдвигает свой

лозунг: “Граждане! Культура в опасности!”

Ни один факт ущемления культуры, каким бы незначительным он ни

казался, не проходит мимо внимания писателя. Он протестует против “грязной”

литературы, “особенно вредной именно теперь, когда в людях возбуждены все

тёмные инстинкты”[10]; выступает против “решения Совета солдатских

депутатов по вопросу об отправке на фронт артистов, художников,

музыкантов”, потому что страшится следующего: “...с чем мы будем жить,

израсходовав свой лучший мозг?”[11]. Он сетует по поводу исчезновения с

книжного рынка “хорошей честной книги”, а “книга — лучшее орудие

просвещения”[12]. Узнав о запрете на издание оппозиционных газет и

журналов, “чувствует тоску”, мучительно тревожится “за молодую Русь, только

что причастившуюся даров свободы”10, поднимает голос протеста против ареста

И.Д. Сытина, которого за его пятидесятилетнюю издательскую деятельность

называет подлинным “министром народного просвещения” [13]...

Еще одним из вопросов горьковской серии «Несвоевременные мысли»

являются такой вопрос: кто же оказался во главе Октябрьской революции —

“вечный революционер” или “революционер на время, на сей день”? (Ответ на

него мы найдем в статье от 06.06.18.)

Далеко не случайно образцом “романтика революции” для Горького

является крестьянин Пермской губернии, приславший писателю письмо, в

котором осуждает “крестьянство, жадное до собственности”, ищущее в

революции “карманные интересы”. По мнению автора «Несвоевременных мыслей»,

этот крестьянин — подлинный революционер, потому что он видит высшие,

духовные цели революции. Таких людей писатель называет “вечными

революционерами”, потому что им свойственно вечное чувство

неудовлетворенности. “Вечный революционер” “знает и верит, что человечество

имеет силу бесконечно создавать из хорошего — лучшее”, “его единственная и

действительно революционная цель” — “оживить, одухотворить весь мозг мира”,

сам же он — “дрожжа”.

Но на мощной волне революции выплеснулся на поверхность и другой тип

общественного деятеля, которого Горький хлёстко назвал “революционером на

время”. Таких людей он увидел прежде всего среди участников октябрьского

переворота. “Революционер на время” — это человек, “принимающий в разум”, а

не в душу “внушаемые временем революционные идеи”, и поэтому он “искажает”

и “опорочивает”, “низводит до смешного, пошлого и нелепого культурное,

гуманистическое, общечеловеческое содержание революционных идей”. Такие

деятели переводят революционный порыв в сведение счётов с бывшими реальными

или мнимыми обидчиками (“за каждую нашу голову...”), это они провоцируют в

возбуждённой толпе “хватательный инстинкт” (“грабь награбленное”), это они

оскопляют, обескрыливают, обесцвечивают жизнь якобы во имя всеобщего

равенства (ибо это равенство в бедности, в бескультурье, в нивелировании

личностей), это они, насаждая новую — “пролетарскую” — мораль, по сути,

отрицают мораль общечеловеческую.

Горький доказывает, что для “холодного фанатика”, “аскета”,

“оскопляющего творческую силу революционной идеи”[14], совершенно

несущественны моральные аспекты революции, больше того — вроде бы

благородная поза аскета становится даже неким романтическим оправданием

невиданной жестокости, с которой “революционеры на время” осуществляли свой

проект преобразования России. Главное же проявление аморальности

большевиков Горький видит в их отношении ко всему народу как к объекту

гигантского эксперимента: “материал для бесчеловечного опыта” — так сказано

в статье от 19.01.18; “из этого материала — из деревенского тёмного и

дряблого народа” — фантазёры и книжники хотят создать новое

социалистическое государство” — это фраза из статьи от 29.03.18; “они

(большевики) производят над народом отвратительный опыт” — это в статье от

30.05.18. А в статье от 13.01.18 автор высказывается ещё жёстче: “Народные

комиссары относятся к России как к материалу для опыта, простой народ для

них — та лошадь, которой учёные-бактериологи прививают тиф для того, чтоб

лошадь выработала в своей крови противотифозную сыворотку. Вот именно такой

жестокий и заранее обречённый на неудачу опыт производят комиссары над

русским народом... Реформаторам из Смольного нет дела до России, они

хладнокровно обрекают её в жертву своей грёзе о всемирной или европейской

революции”[15]. Обвинение в аморальности — это самое главное обвинение,

которое Горький бросает в лицо новой власти. Стоит обратить внимание на

крайнюю экспрессию слова писателя в приведённых фрагментах: сравнение

социального переворота с лабораторным экспериментом, а России — с

подопытным животным; скрытое противопоставление опыта и грёзы,

подтверждающее несостоятельность революционных действий; прямо-оценочные

эпитеты (“жестокий” и “обречённый на неудачу”, язвительный перифраз

“реформаторы из Смольного”). В статье от 16.03.18 вожди Октября

ассоциируються с библейскими палачами — “несчастную Русь” они “тащат и

толкают на Голгофу, чтобы распять её ради спасения мира”.

В «Несвоевременных мыслях» Горький подвергает резкой критике вождей

революции: В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Зиновьева, А.В. Луначарского и

других. И писатель считает нужным через голову своих всевластных оппонентов

непосредственно обратиться к пролетариату с тревожным предупреждением:

“Тебя ведут на гибель, тобою пользуются как материалом для бесчеловечного

опыта, в глазах твоих вождей ты всё ещё не человек!”[16].

Жизнь показала, что эти предупреждения не были услышаны. И с Россией,

и с её народом произошло то, против чего предостерегал автор

«Несвоевременных мыслей». Справедливости ради надо сказать, что сам Горький

тоже не оставался последовательным в своих воззрениях на происходившую в

стране революционную ломку.

Однако книга «Несвоевременные мысли» осталась памятником своему

времени. Она запечатлела суждения Горького, которые он высказал в самом

начале революции и которые оказались пророческими. И независимо от того,

как менялись впоследствии воззрения их автора, эти мысли оказались в высшей

степени своевременными для всех, кому довелось пережить надежды и

разочарования в череде потрясений, пришедшихся на долю России в ХХ веке.

Таким образом, в ходе написания реферата, была сделана попытка

раскрыть комплекс основных идей, высказанных Горьким в книге

«Несвоевременные мысли». Учитывая публицистическую природу анализируемого

текста. Эти отличает особая, публицистическая поэтика, которая выражает не

просто идею, а “идею-страсть”. Наконец, «Несвоевременные мысли» - отправная

точка для понимания творческой судьбы М. Горького в советское время

Список литературы:

1. Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991

2. Голубкова М. Максим Горький. М.: Дрофа, 1997

3. Игнебейрг Л.Я. От Горького до Солженицына. М.: Высшая школа, 1997

4. Газета «Литература» (Приложение к газете «Первое сентября») – 1997, №

2(янв.), с 13

5. Газета «Литература» (Приложение к газете «Первое сентября») – 2000, №

4(янв.), с 2-3

6. Островская О.Д. Рукой Горького, М.: 1985

7. Шкала И.С. Семь лет с Горьким. М.:, 1990

8. Приложение:

[pic][pic][pic]

[pic][pic]

[pic][pic][pic][pic][pic][pic][pic][pic]

-----------------------

[1] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.13

[2] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.64-66

[3] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.65

[4] М.Горький. Неизданная переписка», с. 312.

[5] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.36

[6] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.36

[7] [8]Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С. 92

[9]Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.36

[10] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.12

[11] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.30

[12] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.33

[13] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.38

[14] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.70

[15] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.28

[16] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.87

[17] Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991. С.87



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты