рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Нравственность (Экология души)


Нравственность (Экология души)

Нравственность (Экология души)

Нравственность есть правда

В. Шукшин

В наше бурное время, когда каждый день несет трагические сообщения,

когда у многих из нас нет уверенности в завтрашнем дне, актуально ли

говорить о нравственности? Многие сочтут рассуждения на эту тему

неуместными, но мне думается, что это не так. На мой взгляд, самым

актуальным для сегодняшнего дня является вопрос о духовном возрождении

нации, но ведь именно нравственность должна стать основой для этого

духовного возрождения. Такие писатели, как В. Астафьев и В. Распутин, Ф.

Абрамов и В. Шукшин все свое творчество посвятили духовно-нравственным

проблемам. В своем сочинении я хочу остановиться только на двух

произведениях, которые, тем не менее, можно считать концептуальными.

«Прощание с Матерой» Валентина Распутина - книга о том, что

взаимоотношения человека и земли - проблема не обычная, а глубоко

нравственная. Не случайно слова «Родина», «народ», «родник», «природа» -

одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной

земли. Матера - это и остров, и древняя деревенька с таким же названием,

Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома,

огороды, луга, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно. С большой

тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья о том, что Матеру

посчитали за подати современной жизни, не слишком ли это много?

Другая жительница деревни - Анна, как и все старики, знает только свою

родную Матеру, любит её и не хочет с ней расставаться. По её мнению, самый

большой грех на свете - это лишить человека его Родины. А старая Настасья

откровенно тоскует: "Кто ж старое дерево пересаживает?!"

Символична та весть, которая побудила героев активно действовать,

принес Богодул. Этот герой воспринимается не иначе как своеобразный дух

Матеры (живет он на острове, одному богу известно сколько). Войдя к сидящим

за самоваром старухам, он возвестил: «Мертвых грабят». Наверное, многое

старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это.

Когда добрались они до расположенного за деревней кладбища, работники

санэпидемстанции доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки,

оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем. Им и в голову не приходит,

что для Дарьи и других сельчан кладбище – это нечто святое. Не зря даже

сдержанная Дарья, задыхаясь от страха и ярости, кричит о бесчеловечности

вандалов. Её поддерживает вся деревня...

Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами

начинается жизнь на свете, и не нашим уходом она заканчивается. Как мы

относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с

нас. "Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности", - писал

еще Пушкин.

Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений.

Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья

свято чтит память об ушедших. Сын её, Петр, понимает мать, но то, что её

волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем

речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на

строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он

уверен, что память - это плохо, без нее лучше.

Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей,

будут строить, разрушая, и когда задумаются чего же в этом процессе больше,

будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. А такие, как Петруха

(он поджег собственный дом, чтобы поскорее получить за него денежную

компенсацию), и не станут утруждать себя созиданием: их устраивает, что за

разрушение платят деньги. Своеобразным символом предупреждения нарисован

новый поселок, куда должны перебраться сельчане. Поселок, хоть и сработан

красиво, домик к домику, да поставлен как-то несуразно, «не по-людски».

Наверное, и прощаться, в случае надобности с этим поселком будет куда

проще, чем с Матерой. А человек обязательно должен чувствовать себя

хозяином земли. Иначе зачем жить? Если земля - территория и только, то

отношение к ней соответствующее… Кто мы на этой земле - хозяева или

временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего

у нас нет? Такие размышления вызывает талантливая повесть В. Распутина.

Очень близок по взглядам к Распутину и другой русский писатель Виктор

Астафьев. В своих книгах «Последний поклон», «Царь – рыба» и других он

показывает нам мир старой русской деревни, противопоставляя его

гармоничность хаосу современной городской жизни. Мир деревни, по Астафьеву,

мир естественности, слияния с природой, мир душевного и телесного

здоровья. И человек в этом мире - одушевленная часть одушевленной природы.

Вспомним героя «Таежной повести» охотника Акима, который ощущает себя

неотъемлемой частью тайги, разговаривает с обитателями ее на равных, и его

считают «своим» в этой патриархальной гармонии. Сибирская деревня для

Астафьева является и носителем нравственности - последним островком

чистоты, охраняющим от духовного растления. Так, в рассказе «Уха на

Боганиде» общая трапеза рыбаков становится своеобразным символом артельного

единства. Герои понимают, что только вместе, сохраняя память и традиции

прошлых поколений, они могут выстоять в этом мире. Мне кажется, что именно

такие авторы продолжают держать ту нравственную планку, без осознания

которой не может существовать никакая нация.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты