Образ Чацкого в комедии Горе от ума
Образ Чацкого в комедии Горе от ума
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
«Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без
которого не было бы комедии, а, была бы,
пожалуй, картина нравов».
(И.А. Гончаров)
Нельзя не согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет
конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816-
1824 гг.), когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи,
настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках
выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух
вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит». Свобода
личности — вот мотив времени и комедии Грибоедова. И свобода от обветшалых
представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его
единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным»,
мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви,
перед которой мир целый… — прах и суета». Всех людей они хотели бы видеть
свободными и равными.
Стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не людям». Он
ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем
иностранным, угодничество, низкопоклонство.
И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов,
крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал —
«умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь».
Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим
человеком» (оценка Грибоедова) и консервативным большинством.
Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного
героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной
правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом
обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за
попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от
него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот
парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!
«Так! Отрезвился я сполна!»— восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же
это — поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый,
но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством
старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы
свежей». Гончаров считает, что роль всех Чацких — «страдательная», но в то
же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют
только, а пожинают другие.
Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях
Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства. Конечно,
Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать
действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок к
нам потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и
благо, долг и честь — таких героев мы встречаем в произведениях
классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с
сердцем не в ладу»,— говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая
часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие, способность
влюбляться безоглядно, это не дает ему видеть недостатки возлюбленной,
поверить в ее любовь к другому — это такие естественные черты! «Ах,
обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»,— писал Пушкин в
стихотворении «Признание». Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор
Чацкого, его остроты — как они привлекательны. Все это и придает такую
жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою.
И еще… Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже
показали, проблемы своего времени, Грибоедов создал в то же время образ
непреходящего значения. «Чацкий — декабрист»,— писал Герцен. И он, конечно,
прав. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при
каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления,
вызывает тень Чацкого». В этом секрет вечной актуальности пьесы и
жизненности ее героев. Да, идея «свободной жизни» поистине обладает
непреходящей ценностью.
|