рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Образ Чацкого в комедии Горе от ума


Образ Чацкого в комедии Горе от ума

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

«Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без

которого не было бы комедии, а, была бы,

пожалуй, картина нравов».

(И.А. Гончаров)

Нельзя не согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет

конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816-

1824 гг.), когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи,

настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках

выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух

вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит». Свобода

личности — вот мотив времени и комедии Грибоедова. И свобода от обветшалых

представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его

единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным»,

мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви,

перед которой мир целый… — прах и суета». Всех людей они хотели бы видеть

свободными и равными.

Стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не людям». Он

ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем

иностранным, угодничество, низкопоклонство.

И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов,

крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал —

«умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь».

Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим

человеком» (оценка Грибоедова) и консервативным большинством.

Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного

героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной

правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом

обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за

попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от

него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот

парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!

«Так! Отрезвился я сполна!»— восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же

это — поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый,

но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством

старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы

свежей». Гончаров считает, что роль всех Чацких — «страдательная», но в то

же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют

только, а пожинают другие.

Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях

Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства. Конечно,

Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать

действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок к

нам потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и

благо, долг и честь — таких героев мы встречаем в произведениях

классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с

сердцем не в ладу»,— говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая

часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие, способность

влюбляться безоглядно, это не дает ему видеть недостатки возлюбленной,

поверить в ее любовь к другому — это такие естественные черты! «Ах,

обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»,— писал Пушкин в

стихотворении «Признание». Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор

Чацкого, его остроты — как они привлекательны. Все это и придает такую

жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою.

И еще… Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже

показали, проблемы своего времени, Грибоедов создал в то же время образ

непреходящего значения. «Чацкий — декабрист»,— писал Герцен. И он, конечно,

прав. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при

каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления,

вызывает тень Чацкого». В этом секрет вечной актуальности пьесы и

жизненности ее героев. Да, идея «свободной жизни» поистине обладает

непреходящей ценностью.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты