Образ Петербурга в цикле Н.А. Некрасова О погоде
Образ Петербурга в цикле Н.А. Некрасова О погоде
Образ Петербурга цикле стихотворений Н.А.Некрасова «О погоде».
В стихах Н.А. Некрасова главной темой является тема народных
страданий. Писателю самому пришлось пережить много трудностей и невзгод,
после того как он переехал в Петербург. Но это позволило ему увидеть город
изнутри.
На мой взгляд, цикл стихотворений "О погоде" - редкий случай, когда
цензура в чем-то поспособствовала увеличению художественных достоинств
произведения. Ее запрет на открытые обличения и политические призывы привел
к тому, что Н.А Некрасов стал писать цикл стихотворений о нелегкой судьбе
петербургской бедноты под видом заметок о погоде. Это привело к созданию
поразительно "одухотворенного" образа города. Если бы не этот конфликт,
стихотворение могло бы сильно потерять в художественном отношении. А так,
будучи вынужден прибегать к иносказаниям, Некрасов, может быть, и создал
образ Петербурга как живого существа, настроение которого отражается в
явлениях природы.
Погода - это "выражение лица" города, если идет дождь, можно сказать,
что он плачет, выглянувшее солнце кажется нам улыбкой. Петербург предстает
перед нами то рыдающим, когда идут бесконечные осенние дожди, то с
прекрасной и одновременно смертоносной улыбкой мифической Горгоны, когда
красота зимних улиц оказывается для человека губительной. Он старается
сделать все, чтобы досадить человеку : летом поднимает столбы пыли, весной
нагоняет завесу тумана. Этой череде выражений гнева, горя, ужаса и страха
Некрасов противопоставляет спокойное, умиротворенное описание сельской
идиллии:
Солнце, воздух, цветов аромат -
Это всех поколений наследство.
Изображение Некрасовым города в виде живого существа не случайно. Это
стихотворение, как и многие другие его "гражданские" произведения,
пронизано довольно тривиальным умозаключением - корень народных страданий
не в самом народе, а вне его. Образ города, который занят истреблением
своих обитателей, тех, кто создает его и о нем заботится, напрашивается сам
собой.
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет.
Не случайно вместе с природными бедствиями, буквально через несколько
страниц, Некрасов описывает человеческое злодеяние, совершенное богатыми
против бедных.
Это изображение Петербурга можно обобщенно назвать образом русской
столицы. Мне кажется, что такой образ не вяжется с нашим представлением о
Петербурге времен Петра - городе молодом и прекрасном. Не подходит этот
образ и Ленинграду, который, в отличие от Москвы, называвшейся до
восстановления в правах столицы "Москвой купеческой", всегда хранил дух
возвышенной интеллигентности. Зато теперешней Москве, с ее контрастом
роскоши и нищеты, этот образ весьма к лицу. По моему мнению, город
становится врагом бедняков не по своей воле и даже не по воле богачей. Суть
гораздо глубже - в самом человеке. Ведь даже во времена Некрасова был
сильный поток людей из деревни в город, а особенно в столицу. Столица - это
не просто сосредоточение дворцов и галерей, как поначалу кажется приезжему.
Это центр человеческой жизни, деловой и социальной, это отражение иерархии
человеческого общества, его неотъемлемая часть. Даже если всех людей
переселить из Столицы, мне кажется, что на новом месте люди выстроят себе
новую столицу, потому что стремление к иерархии, к борьбе, к власти -
неотъемлемая часть человеческой природы.
|