рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Образ Петербурга в цикле Н.А. Некрасова О погоде


Образ Петербурга в цикле Н.А. Некрасова О погоде

Образ Петербурга цикле стихотворений Н.А.Некрасова «О погоде».

В стихах Н.А. Некрасова главной темой является тема народных

страданий. Писателю самому пришлось пережить много трудностей и невзгод,

после того как он переехал в Петербург. Но это позволило ему увидеть город

изнутри.

На мой взгляд, цикл стихотворений "О погоде" - редкий случай, когда

цензура в чем-то поспособствовала увеличению художественных достоинств

произведения. Ее запрет на открытые обличения и политические призывы привел

к тому, что Н.А Некрасов стал писать цикл стихотворений о нелегкой судьбе

петербургской бедноты под видом заметок о погоде. Это привело к созданию

поразительно "одухотворенного" образа города. Если бы не этот конфликт,

стихотворение могло бы сильно потерять в художественном отношении. А так,

будучи вынужден прибегать к иносказаниям, Некрасов, может быть, и создал

образ Петербурга как живого существа, настроение которого отражается в

явлениях природы.

Погода - это "выражение лица" города, если идет дождь, можно сказать,

что он плачет, выглянувшее солнце кажется нам улыбкой. Петербург предстает

перед нами то рыдающим, когда идут бесконечные осенние дожди, то с

прекрасной и одновременно смертоносной улыбкой мифической Горгоны, когда

красота зимних улиц оказывается для человека губительной. Он старается

сделать все, чтобы досадить человеку : летом поднимает столбы пыли, весной

нагоняет завесу тумана. Этой череде выражений гнева, горя, ужаса и страха

Некрасов противопоставляет спокойное, умиротворенное описание сельской

идиллии:

Солнце, воздух, цветов аромат -

Это всех поколений наследство.

Изображение Некрасовым города в виде живого существа не случайно. Это

стихотворение, как и многие другие его "гражданские" произведения,

пронизано довольно тривиальным умозаключением - корень народных страданий

не в самом народе, а вне его. Образ города, который занят истреблением

своих обитателей, тех, кто создает его и о нем заботится, напрашивается сам

собой.

Словно цепи куют на несчастный народ,

Словно город обрушиться хочет.

Не случайно вместе с природными бедствиями, буквально через несколько

страниц, Некрасов описывает человеческое злодеяние, совершенное богатыми

против бедных.

Это изображение Петербурга можно обобщенно назвать образом русской

столицы. Мне кажется, что такой образ не вяжется с нашим представлением о

Петербурге времен Петра - городе молодом и прекрасном. Не подходит этот

образ и Ленинграду, который, в отличие от Москвы, называвшейся до

восстановления в правах столицы "Москвой купеческой", всегда хранил дух

возвышенной интеллигентности. Зато теперешней Москве, с ее контрастом

роскоши и нищеты, этот образ весьма к лицу. По моему мнению, город

становится врагом бедняков не по своей воле и даже не по воле богачей. Суть

гораздо глубже - в самом человеке. Ведь даже во времена Некрасова был

сильный поток людей из деревни в город, а особенно в столицу. Столица - это

не просто сосредоточение дворцов и галерей, как поначалу кажется приезжему.

Это центр человеческой жизни, деловой и социальной, это отражение иерархии

человеческого общества, его неотъемлемая часть. Даже если всех людей

переселить из Столицы, мне кажется, что на новом месте люди выстроят себе

новую столицу, потому что стремление к иерархии, к борьбе, к власти -

неотъемлемая часть человеческой природы.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты