рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание


Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание

Петербург в романе Достоевского

«Преступление и наказание»

.

Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже

бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки “под самой кровлей высокого

пятиэтажного дома” выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион

Раскольников. Так начинается роман Ф.М.Достоевского “Преступление и

наказание”. Уже в самом начале произведения автор показывает нам гнетущую

обстановку, которая будет окружать героев на протяжении всего действия. С

этого момента - без передышки, без покоя и отдыха, в исступлении и в

задумчивости, в бреду и страхе - мечется по петербургским улицам ,

останавливается на мостах, заходит в грязные распивочные герой Достоевского

Родион Раскольников. И все это время мы не перестаем ощущать присутствие

рядом с ним некоего неживого персонажа - огромного города.

Действие романа погружено в эпоху, эпоху, прозванную “железным веком”.

И не случайно Петербург у Достоевского становится ее олицетворением.

Ведь было два Петербурга. Один - город, созданный руками гениальных

архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург

дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург - символ величия и

расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и по сей

день. Но был и другой, далекий и неизвестный нам , теперешним людям,

Петербург - город, в котором люди живут в “клетушках”, в желтых грязных

домах с грязными темными лестницами, проводят время в маленьких душных

мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как

и большинство знакомых нам героев Достоевского.

Первый Петербург был воспет многими поэтами-лириками. Вот, например,

бессмертные слова Пушкина о нем:

“Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых сводов

Прозрачный сумрак, блеск бездонный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла...”

А вот как описан Петербург второй, увиденный Достоевским: “ На улице

жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса,

кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому

петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, - все это разом неприятно

потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши”.

Образ жизни людей из высшего света, “высшего” и роскошного Петербурга

характеризуется только одной строкой из пушкинского “Евгения Онегина”:

“Полусонный в постелю с бала едет он”. А людям Петербурга “низшего”

приходится добывать свой кусок хлеба трудом тяжким, имея одну только

радость - горько напиться под вечер.

Если верить, что все на Земле получает энергию из космоса, то тогда

то, как распределил свою долю Петербург между своими обитателями, нельзя

сравнить даже с тем, как делится добычей лев с гиенами: Петербург трущоб

как-будто выжат весь в пользу Петербурга дворцов. И это та цена, которую

должен заплатить город за свое видимое процветание. Ведь не будь этого

несправедливого деления, в среднем, мы получили бы посредственный, серый

город, который не смог бы вдохновлять собой писателе и поэтов, окутывая их

своей магической философией “двуличности”

При всем этом Петербург еще и поразительно замкнут. Живущий в нем

“закрыт от солнца” и от других людей, каждый - своем “шкафу”-каморке.

Город болен, и чудовищно больны его обитатели. Сама окружающая обстановка

создает у человека чувство безвыходности и озлобления. Она стимулирует

возникновение самых невероятных и фантастических теорий: “ Я тогда, как

паук, к себе в угол забился. Я любил лежать и думать”. Город - прекрасный

материал для раздумий, подталкивает мысль в определенном направлении, и в

конце концов заражает человека идеями, больше похожими на бред. Чертой, по

которой мы узнаем зараженного “болезнь большого города”, является

навязчивый желтый цвет. Желтые обои и мебель в комнате у старухи, желтое от

постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая,”похожая на шкаф или на

сундук”, каморка Раскольникова, желтоватые обои в комнате у Сони, “мебель

из желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича. Эти

детали подчеркивают безысходную атмосферу существования главных действующих

лиц романа, являются предвестниками недобрых событий. Город, как зловещий

демон, ищущий грешные души, опутал все вокруг своими черными сетями, в

которые попадают его обитатели. Он как бы отыгрывается на своих жертвах,

высасывая из них недостающую ему энергию. И в эти мастерски расставленные

ловушки попадают герои романа. Мармеладов испивается в грязной распивочной,

Раскольников привязан нуждой к старухе-процентщице, Сонечка попала в

“когти” Дарьи Францевны,” женщины злонамеренной и полиции многократно

известной”. Раскольников, совершив свое преступление, пошел не только

против человеческой морали и своей совести, он невольно нанес рану и

городу, обрубив одно из его щупалец. И город отомстил ему. задавив свой

громадой, заставив страдать во много раз сильнее. Но события помогают

Раскольникову, выхватив его из этого озлобленного мира. Он, дитя огромного

мрачного города, попав в Сибирь, оказывается в новом для себя мире,

вырванным из той искусственной почвы, на которой взросла его страшная идея.

Это - иной, доселе неведомый Раскольникову мир, мир вечно обновляющейся

Природы. И здесь, вместе с весною, охватывает его “необъятное ощущение

полной и могучей жизни”. Начинается его новый путь, свободный от своеволия

и бунта, путь любви и человеколюбия. И тут мы видим, что каторга - место,

предназначенное по своей сути для ограничения человеческой свободы ,

оказывается местом более пригодным для свободного проявления человеческой

личности, нежели реальная “воля” большого города.

Итак, Достоевский показал нам , что появление его героя во многом

предопределила эпоха. И именно такой, неразрывно связанный с окружающим его

миром герой интересен и автору, и бесконечной череде благодарных ему

читателей.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты