Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание
Петербург в романе Достоевского
«Преступление и наказание»
.
Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже
бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки “под самой кровлей высокого
пятиэтажного дома” выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион
Раскольников. Так начинается роман Ф.М.Достоевского “Преступление и
наказание”. Уже в самом начале произведения автор показывает нам гнетущую
обстановку, которая будет окружать героев на протяжении всего действия. С
этого момента - без передышки, без покоя и отдыха, в исступлении и в
задумчивости, в бреду и страхе - мечется по петербургским улицам ,
останавливается на мостах, заходит в грязные распивочные герой Достоевского
Родион Раскольников. И все это время мы не перестаем ощущать присутствие
рядом с ним некоего неживого персонажа - огромного города.
Действие романа погружено в эпоху, эпоху, прозванную “железным веком”.
И не случайно Петербург у Достоевского становится ее олицетворением.
Ведь было два Петербурга. Один - город, созданный руками гениальных
архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург
дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург - символ величия и
расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и по сей
день. Но был и другой, далекий и неизвестный нам , теперешним людям,
Петербург - город, в котором люди живут в “клетушках”, в желтых грязных
домах с грязными темными лестницами, проводят время в маленьких душных
мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как
и большинство знакомых нам героев Достоевского.
Первый Петербург был воспет многими поэтами-лириками. Вот, например,
бессмертные слова Пушкина о нем:
“Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых сводов
Прозрачный сумрак, блеск бездонный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла...”
А вот как описан Петербург второй, увиденный Достоевским: “ На улице
жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса,
кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому
петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, - все это разом неприятно
потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши”.
Образ жизни людей из высшего света, “высшего” и роскошного Петербурга
характеризуется только одной строкой из пушкинского “Евгения Онегина”:
“Полусонный в постелю с бала едет он”. А людям Петербурга “низшего”
приходится добывать свой кусок хлеба трудом тяжким, имея одну только
радость - горько напиться под вечер.
Если верить, что все на Земле получает энергию из космоса, то тогда
то, как распределил свою долю Петербург между своими обитателями, нельзя
сравнить даже с тем, как делится добычей лев с гиенами: Петербург трущоб
как-будто выжат весь в пользу Петербурга дворцов. И это та цена, которую
должен заплатить город за свое видимое процветание. Ведь не будь этого
несправедливого деления, в среднем, мы получили бы посредственный, серый
город, который не смог бы вдохновлять собой писателе и поэтов, окутывая их
своей магической философией “двуличности”
При всем этом Петербург еще и поразительно замкнут. Живущий в нем
“закрыт от солнца” и от других людей, каждый - своем “шкафу”-каморке.
Город болен, и чудовищно больны его обитатели. Сама окружающая обстановка
создает у человека чувство безвыходности и озлобления. Она стимулирует
возникновение самых невероятных и фантастических теорий: “ Я тогда, как
паук, к себе в угол забился. Я любил лежать и думать”. Город - прекрасный
материал для раздумий, подталкивает мысль в определенном направлении, и в
конце концов заражает человека идеями, больше похожими на бред. Чертой, по
которой мы узнаем зараженного “болезнь большого города”, является
навязчивый желтый цвет. Желтые обои и мебель в комнате у старухи, желтое от
постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая,”похожая на шкаф или на
сундук”, каморка Раскольникова, желтоватые обои в комнате у Сони, “мебель
из желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича. Эти
детали подчеркивают безысходную атмосферу существования главных действующих
лиц романа, являются предвестниками недобрых событий. Город, как зловещий
демон, ищущий грешные души, опутал все вокруг своими черными сетями, в
которые попадают его обитатели. Он как бы отыгрывается на своих жертвах,
высасывая из них недостающую ему энергию. И в эти мастерски расставленные
ловушки попадают герои романа. Мармеладов испивается в грязной распивочной,
Раскольников привязан нуждой к старухе-процентщице, Сонечка попала в
“когти” Дарьи Францевны,” женщины злонамеренной и полиции многократно
известной”. Раскольников, совершив свое преступление, пошел не только
против человеческой морали и своей совести, он невольно нанес рану и
городу, обрубив одно из его щупалец. И город отомстил ему. задавив свой
громадой, заставив страдать во много раз сильнее. Но события помогают
Раскольникову, выхватив его из этого озлобленного мира. Он, дитя огромного
мрачного города, попав в Сибирь, оказывается в новом для себя мире,
вырванным из той искусственной почвы, на которой взросла его страшная идея.
Это - иной, доселе неведомый Раскольникову мир, мир вечно обновляющейся
Природы. И здесь, вместе с весною, охватывает его “необъятное ощущение
полной и могучей жизни”. Начинается его новый путь, свободный от своеволия
и бунта, путь любви и человеколюбия. И тут мы видим, что каторга - место,
предназначенное по своей сути для ограничения человеческой свободы ,
оказывается местом более пригодным для свободного проявления человеческой
личности, нежели реальная “воля” большого города.
Итак, Достоевский показал нам , что появление его героя во многом
предопределила эпоха. И именно такой, неразрывно связанный с окружающим его
миром герой интересен и автору, и бесконечной череде благодарных ему
читателей.
|