рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Образы Горя от ума


Образы Горя от ума

Елецкий государственный педагогический институт

КУРСОВАЯ РАБОТА

Образы “Горя от ума”

Выполнил:

студент гр. Л-53

Скиперских А.В.

Научный руководитель:

Харлампиди О.Д.

Елец, 1998

УСПЕХ «Горя от ума», появившегося накануне восстания декабристов, был

чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет», -

так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и

поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые русские люди

двадцатых годов.

По словам Пушкина, комедии «произвела неописанное действие и вдруг

поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». В мировой литературе

не много можно найти произведений, которые, подобно "Горю от ума», в

короткий срок снискали бы столь несомненную всенародную славу. При этом

современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность

комедии, воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в

России новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку

«собственных богатств» (то есть материала национальной истории и

современной русской жизни) - и собственными, оригинальными, не заемными

средствами. Сюжетную основу «Горя от ума» составил драматический конфликт

бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с

окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым

конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь

в кругу передовых русских людей, вступивших на путь 6орьбы с миром

самодержавия крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их

взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно

наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта

своего времени - борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненные

укладов, двух поколений.

После Отечественной войны, в годы формирования и подъема общественно-

политического и общекультурного движения дворянских революционеров-

декабристов, борьба нового - нарождающегося и развивающегося - со старым -

отжившим и тормозящим движение вперед - острее всего выражалась в форме

именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями "свободной

жизни» и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков,

какое изображено в «Горе от ума». Сам Грибоедов в широко известном,

постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года с предельной

ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии,

положенной в основу «Горя от ума»: "...в моей комедии 25 глупцов на одного

здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противуречии с

обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет,

зачем он немножко повыше прочих».

И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и

более обостряясь, нарастает «противуречие» Чацкого с фамусовским обществом,

как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер

политического доноса, - Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном,

карбонарием, человеком, покушающимся на «законный» государственный и

общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет

гнусную сплетню о безумии Чацкого: "Сначала он весел, и это порок: "Шутить

и век шутить, как вас на это станет!" - Слегка перебирает странности

прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной

черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки:

"Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!" Не терпит подлости: "ах!

боже мой, он карбонарий". Кто-то со злости выдумал об нем, что он

сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего недоброходства

и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой

единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем

наплевал в глаза и был таков". Грибоедов рассказал в своей комедии о том:

что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта

в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы

раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества

своей эпохи - с раздиравшими это общество противоречиями, кипением

страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины

столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-

историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, - тему рубежа двух

эпох - "века нынешнего" и "века минувшего".

Отсюда - необыкновенное богатство идейного содержания комедии. В той

или иной форме и в той или иной мере Грибоедов коснулся в «Горе от ума»

множества серьезнейших вопросов общественного быта, морали и культуры,

которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное

значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного

гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах России, русской

государственности и русской культуры, о свободе и независимости

человеческой личности, об общественном призвании человека, о его

патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской

чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах

просвещения и воспитания. На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова,

и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической

страсти такого неукротимого негодования на зло и неправду, что комедия не

могла не произвести самого глубокого и разительного впечатления как в

передовых кругах русского общества, так и в лагере реакционеров.

Комедия с могучей сатирической силой разоблачала "нравы» крепостников.

Грибоедов поставил перед собой задачу сорвать с них маску внешнего

благолепия и благоприличия и представить их на суд людской разоблаченными

от всех и всяческих украшающих покровов. Грибоедов с блеском выполнил эту

дачу. Он запечатлел в «Горе от ума» целую галерею человеческих портретов,

которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный

отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и

своекорыстием, чванством и лакействам, мракобесием и нравственным

растлением.

Здесь, в этом обществе, действовали «знатные негодяи» и

мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и «зловещие старухи», ханжи

и доносчики, объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к

«свободной жизни», к культуре, к просвещению, к малейшему проявлению

независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения

меняли крепостных рабов на борзых собак, явным грабительством добывали

богатства и почести, "разливались в пирах и в мотовстве», а ученье считала

«чумой», зловредным и огнеопасным изобретением «окаянных вольтерьянцев».

Люди этого жестокого мира жили по заветам и преданьям «минувшего века» -

«века покорности и страха». «Мораль» их была основана на пресмыкательстве

перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека был для

них удачливый вельможа блаженных феодальных времен - дядя Фамусова Максим

Петрович, достигший «степеней известных» благодаря своему бесстыдному

раболепству и шутовству в царском дворце.

Типичнейший представитель этого мира - сам Фамусов, воинствующий

мракобес, ханжа и деспот, грозящий своим рабам сибирской каторгой. Под

стать Фамусову все его родственники, приятели и гости.

В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца,

тупого, самовлюбленного и невежественного «героя» плацпарадных учений,

шагистики и палочной муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот «хрипун,

удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», гоняющийся за чинами,

орденами и богатой невестой, воплощает в себе дух реакционного

«пруссачества», которое искусственно насаждалось царизмом в русской армии

и вызывала ненависть всего передового офицерства, хранившего суворовские и

кутузовские традиции (в черновой редакции «Горя от ума» Скалозуб сам

говорит о себе: «Я - школы Фридриха...»).

Резкими, типическими чертами очерчены и все остальные персонажи

барской Москвы, выведенные в «Горе от ума»: властная барыня-крепостница

старуха Хлёстова, графини Хрюмины, княжеское семейство Тугоуховских,

Загорецкий - светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным - тайный

агент политической полиции, Репетилов - «душа» дворянского общества, шут,

сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-

то псевдолиберальных болтунов, Платон Михайловича Горич - в прошлом

приятель Чацкого, человек опустившийся, инертный, внутренне примирившийся

с Фамусовским миром.

Как свой принят в этом мире «безродный» секретарь Фамусова - Молчалин.

В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ

подлеца и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя,

который сумеет, однако, дойти до "степеней известных». Вся лакейская

«философия жизни" этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое суждение

иметь», раскрывается в его знаменитом признании:

Мне завещал отец:

Во-первых угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Галерея типических образов стародворянской, барской Москвы, созданная

Грибоедовым, включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не

действует, но только упоминается в беглых характеристиках, которые дают им

действующие лица. В их числе такие яркие, рельефные, законченные образы,

как «черномазенький» завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал,

и мракобесный член «Ученого комитета», и покойник камергер Кузьма Петрович,

и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный «французик из Бордо», и

клубные друзья Репетилова, и много других - вплоть до княгини Марьи

Алексевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире, именем

которой знаменательно заканчивается комедия. Все эти лица не появляются на

сцене, но, тем не менее, имеют весьма важное значение для раскрытия

содержания «Горя от ума», - и это составляют одну из новаторских черт

комедии.

Социальная критика Грибоедова, развернутая в "Горе от ума», по самой

широте своей и конкретности была явлением исключительным в литературе

начала XIХ столетия. Если сатирико-моралистические комедиографы, писавшие

в традициях классицизма, следовали условным и абстрактным критериям,

узаконенным его эстетикой, и осмеивали, как правило, какой-либо один,

отдельно взятый социальный «порок» или отвлеченную моральную категорию (к

примеру, только лихоимство, только невежество, только скупость, только

ханжество т. п.), то Грибоедов в своей комедии затронул и разоблачил в

духе социально-политических идей декабризма широкий круг совершенно

конкретных явлений общественного быта крепостнической России.

Злободневный смысл грибоедовской критики сейчас, конечно, не ощущается

с такой остротой, с какой он ощущался современниками Грибоедова. Но в свое

время комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно. И

вопросы дворянского воспитания в «пансионах, школах, лицеях», и вопрос о

«ланкартачных взаимных обучениях», и дебаты о парламентском строе и реформе

судопроизводства, и отдельные эпизоды русской общественной жизни в период

после наполеоновских войн, нашедшие отражение в монологах Чацкого и в

репликах гостей Фамусова, - все это имело самое актуальное значение, в

частности в декабристской среде, именно в те годы, когда Грибоедов писал

свою комедию.

Богатство и конкретность социального содержания, вложенного в «Горе

от ума», придает комедии значение широкой и целостной картины русской

общественной жизни конца 1810 - начала 1820-х годов, изображенной во всей

ее исторической точности и достоверности.

В свое время (в 1865 году) на это значение комедии обратил внимание

Д. И. Писарев, утверждавший, что «Грибоедов в своем анализе русской жизни

дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не

переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого исследователя». И в этой

связи Писарев совершенно справедливо заметил, что для того, чтобы

писатель, поэт мог нарисовать такую достоверную и точную историческую

картину, ему «надо быть не только внимательным наблюдателем, но еще, кроме

того, замечательным мыслителем; надо из окружающей вас пестроты лиц,

мыслей, слов, радостей, огорчений, глупостей и подлостей выбрать именно то,

что сосредоточивает в себе весь смысл данной эпохи, что накладывает свою

печать на всю массу второстепенных явлений, что втискивает в свои рамки и

видоизменяет своим влиянием все остальные отрасли частной и общественной

жизни. Такую громадную задачу Действительно выполнил для России двадцатых

годов Грибоедов» .

«Натура всяких событий» - таков был, говоря словами Грибоедова, тот

жизненный материал, который он изучал так внимательно, так досконально. Но

он не распылил свою исследовательскою наблюдательность по необозримому

множеству "всяких событий», по деталям и мелочам быта. Нет, он собрал свое

внимание как бы в один световой луч и направил его на те явления жизни, в

которых с наибольшей полнотой и отчетливостью раскрылось самое существо

основного общественно-исторического конфликта эпохи. Будучи действительно

замечательным, глубоким и смелым мыслителем, вооруженным самыми

прогрессивными идеями века, он выбрал из безграничного и пестрого

материала окружавшей его реальной жизни именно то, в чем сосредоточился

смысл его эпохи: борьбу, которая с небывалым ожесточением разгорелась

между мертвящим «духом рабства», проникавшим все и вся в аракчеевско-

фамусовском мире, и живительным «духом времени», воодушевлявшим молодое

поколение патриотов и свободолюбцев.

Продолжив обличительную антикрепостническую традицию, внесенную в

русскую литературу великим революционером Радищевым, развивая и углубляя

плодотворные традиции русской общественной сатиры XVIII века - сатиры

Фонвизина, Новикова и Крылова, Грибоедов создал произведение, все

содержание которого - свидетельствовало о его социально-политической

направленности.

Недаром критика 1820 - 1830-х годов сразу же по всей справедливости

оценила "Горе от ума» как первую в русской литературе «комедию

политическую». Сближая ее в этом смысле с комедией Бомарше «Женитьба

Фигаро», которая в свое время (в 1784 году) нанесла сильнейший удар

абсолютизму и феодальным пережиткам в предреволюционной Франции, критика

указывала, что «Бомарше и Грибоедов... с равною колкостию сатиры вывели на

сцену политические понятия и привычки обществ, в которых они жили, меряя

гордым взглядом народную нравственность своих отечеств»'. А впоследствии

историка В.О. Ключевский даже назвал

' «Библиотека для чтения», 1834, т. 1, № 1, отд. VI, стр. 44. Также и

А. И. Герцен, говоря о социально-историческом значении «Горя от ума»,

вспомнил в этой связи о комедии Бомарше, имевшей, по словам Герцена,

значение "государственного переворота".

комедию Грибоедова «самым серьезным политическим произведением русской

литературы XIX века» '.

Для подобной оценки, в самом деле, имелись весьма веские основания. И

не только потому, что «Горе от ума» является одним из самых замечательных

памятников русской и мировой обличительно-сатирической литературы, но и

потому также, что в комедии есть богатое позитивное, положительное

содержание, которое, в свою очередь, приобрело столь же сильное

общественно-политическое звучание, как и гневное разоблачение

крепостнического мира.

«Горе от ума», конечно, остается одним из шедевров карающей социальной

сатиры. Но подлинная сатира не бывает односторонней, потому что писатель-

сатирик, если он стоит на передовых идейно-художественных позициях, всегда

обличает зло и пороки во имя добра и добродетелей, во имя утверждения

некоего положительного идеала - общественного, политического, морального.

Также и Грибоедов в «Горе от ума» не только разоблачал мир крепостников,

но и утверждал свой положительный идеал, исполненный глубокого общественно-

политического смысла. Этот идеал нашел художественное воплощение в образе

единственного истинного героя пьесы - Чацкого.

Как писатель национальный и народный, Грибоедов, естественно, не мог

ограничиться одним изображением фамусовского мира, но непременно должен был

отразить в своей исторической картине и другую сторону действительности -

брожение молодых, свежих, прогрессивных сил, подрывающих твердыни

самодержавно-крепостнического строя.

Эта задача также была блистательно выполнена Грибоедовым. Идейное

содержание «Горя от ума», конечно, не исчерпывается обличением порядков и

нравов крепостнического общества. В комедии дана действительно широкая и

во всех деталях верная историческая картина всей русской жизни в

грибоедовское время - и теневых и светлых ее сторон. Комедия отразила не

только быт и нравы стародворянской Москвы, жившей по ветхозаветным

преданиям «времен Очаковских и

' В. Ключевский. Курс русской истории, т. V, М., Госполитиздат, 1958,

стр.248.

покоренья Крыма», но и общественное брожение эпохи - ту борьбу нового

со старым, в условиях которой зарождалось движение декабристов,

складывалась в России революционная идеология.

Фамусовщина - это реакция, косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз

навсегда определенный уклад жизни. Здесь пуще всего боятся молвы («грех -

не беда, молва нехороша») и замалчивают все новое, тревожное, не

укладывающееся в норму и ранжир. Мотив «молчания» красной нитью проходит

сквозь все сцены комедии, посвященные фамусовскому миру, где «Молчалины

блаженствуют на свете". И в этот затхлый мир, подобно разряду освежительной

грозы, врывается Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о

народе. Он - настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых,

Скалозубов и Молчалиных; им страшен даже его смех. Он открыто, во

всеуслышание заговорил о том, что в их кругу усердно замалчивалось, - о

вольности, о совести, о чести, о благородстве,- и его пылкую речь

подхватила вся передовая русская литература XIX века.

Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком

«возвышенных мыслей» и передовых убеждений, глашатаем «свободной жизни» и

ревнителем русской национальной самобытности. Грибоедов решал стоявшую

перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания

образа положительного героя. Задачи гражданственной, идейно направленной и

общественно действенной литературы в понимании писателем декабристского

направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и

нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и

другие, не менее важные цели: служить средством революционного общественно-

политического воспитания, возбуждать любовь к «общественному благу» и

воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не только

клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести.

Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и

ходом освободительной борьбы.

Возвращаясь к замечательно верной мысли Д. И. Писарева о том, что в

«Горе от ума» дан почти научный анализ русской исторической

действительности декабристской

эпохи, следует для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов вошел в

историю и в нашу жизнь все же не как ученый-исследователь и не как

мыслитель хотя бы и замечательный, но как гениальный поэт. Изучая

действительность как пытливей аналитик, он отразил ее как художник, притом

как смелый новатор. Он нарисовал свою точную и достоверную картину,

пользуясь приемами, средствами и красками художественного изображения.

Он воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных образах. И

от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую эпоху

оказалась гораздо ярче, глубже, объемнее, нежели мог бы сделать это даже

самый внимательный ученый-исследователь.

Когда правда жизни становится содержанием искусства, сила ее

воздействия на мысли и чувства людей еще более увеличивается. В том-то и

состоит «тайна» искусства, что оно позволяет людям даже то, что им хорошо

известно, увидеть яснее, отчетливее, а иногда - и с новой, еще не знакомое

стороны. Явление жизни, всем видное, всем известное, даже примелькавшееся,

будучи преображенным великой обобщающей силой искусства зачастую

предстает как бы в новом свете, вырастает в своем значении, раскрывается

перед современниками с такой полнотой, которая раньше была им недоступна.

«Горе от ума», конечно, одно из самых тенденциозных произведений

русской мировой литературы. Грибоедов поставил перед собою совершенно

определенную нравственно-воспитательную цель и был озабочен тем, чтобы цель

эта стала ясна читателю и зрителю комедии. Он написал «Горе от ума», что6ы

высмеять и заклеймить крепостнический мир, вместе с тем не менее важной

задачей было для Грибоедова раскрыть перед читателем и зрителем свой

положительный идеал, донести до них свои мысли и чувства, свои моральные и

общественные идеи.

Грибоедов не отступил в "Горе от ума» перед открытой

тенденциозностью, и она не нанесла никакого ущерба его созданию, ибо

никакая правильная, исторически оправданная тенденция никогда не повредит

искусству, если она будет художественно претворена, если она будет

логично и естественно вытекать из существа и содержания положенного в

основу произведения конфликта, из столкновения страстей, мнений,

характеров.

В «Горе от ума» воплощена целая система идейных взглядов в связи с

самыми острыми, самыми злободневными темами и вопросами современности, но

выражены эти взгляды с величайшим художественным тактом - не в форма прямых

деклараций и сентенций, но в образах, в композиции, в сюжете в речевых

характеристиках, короче говоря - в самой художественной структуре комедии,

в самой ее художественной ткани.

С этим связан важный вопрос о том, как Грибоедов решил основную

проблему «формировавшегося художественного реализма - проблему типичности.

Задача создания типического характера в типических обстоятельствах,

которую ставит перед собой реалистическое искусство, предусматривает

вскрытие смысла того явления социально-исторической действительности, на

котором остановилось внимание художника. В «Горе от ума» типична сама

общественно-историческая ситуация, поскольку она верно н глубоко отражает

конфликт, вполне характерный для данной эпохи. Именно поэтому типичны и все

человеческие образы, созданные Грибоедовым. В этой связи нужно

остановиться прежде всего на образе Чацкого. В индивидуальном и особенном

воплощении его характера ярко и отчетливо выражено существо той новой,

прогрессивной общественной силы, которая в грибоедовское время вышла на

историческую сцену с тем, чтобы вступить в решительную борьбу с

реакционными силами старого мира и победить в этой борьбе. Художник-реалист

зорко разглядел в окружавшей его действительности эту тогда еще только

назревавщую силу и понял, что ей принадлежит будущее.

Во времена Грибоедова дело освободительной борьбы осуществляли

немногие «лучшие люди из дворян» (по характеристике В.И. Ленина), далекие

от народа и бессильные без поддержки народа. Но их дело не пропало, потому

что, как сказал Ленин, они «...помогли разбудить народ»', потому что они

подготовили дальнейший подъем революционного движения в России.

' В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 23, стр. 398.

Пусть во времена Грибоедова, накануне восстания декабристов,

фамусовщина еще казалась прочной основой общественного быта в самодержавно-

крепостническом государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины,

Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее положение, но как

социальная сила фамусовщина уже загнивала и была обречена на умирание.

Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу,

которой было суждено развиваться и которая поэтому была неодолима.

Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в

художественных образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил обьективную

правду жизни, создал типический образ «нового человека»- общественного

протестанта и борца - в типических обстоятельствах его исторического

времени.

Столь же типичны и исторически характерны представители другого

общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин,

Хлестова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня Тугоуховская, графиня

Хрюмина и все прочие персонажи старобарской Москвы, каждый по-своему, в

своем индивидуальном художественном воплощении, с замечательной полнотой и

заостренностью выражают существо той социальной силы, которая стояла на

страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического

мира.

Смело, по-новаторски решив в «Горе от ума» проблему типичности.

Грибоедов тем самым с полной ясностью, не допускающей никаких кривотолков,

сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил

фамусовщину. Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и

идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял

в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро

наделив его характер героическими чертами. Грибоедов тем самым решил и

политическую проблему. В этом в первую очередь и сказалась общественно-

политическая позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей

убедительностью идейная направленность его творчества.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты