Основные мотивы в лирике Лермонтова
Основные мотивы в лирике Лермонтова
Основные мотивы в лирике Лермонтова.
Где не
погибло слово,
там и
дело еще не погибло.
Поколение Лермонтова вступившее в жизнь после поражения восстания
декабристов, было обречено на бесплодную растрату сил в условиях
николаевской реакции. Большинство произведений Лермонтова написано именно в
это время, поэтому многие из них пронизаны горечью и одиночеством, с
сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом автор пишет
в стихотворении «Дума». На мой взгляд, это поэтическая исповедь,
чистосердечная и печальная. В самом начале стихотворения автор высказывает
свои общие суждения о поколении 30х годов:
Печально и гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и
сомненья,
В бездействии состарится оно.
Поэта огорчает то, что многие его современники живут « ошибками отцов и
поздним их умом ». Я полагаю, что речь здесь идет об идейном наследии
декабристов, потому что многие участники восстания на Сенатской площади
примирились с самодержавием и признали революционную борьбу бесполезной.
Лермонтов же убежден в том, что свобода не придет сама собой. За нее
надо бороться, страдать, идти на каторгу и даже умирать. С горечью и болью
поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств,
ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Стихотворение
заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских
рассуждений:
Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и
следа,
Не бросивши векам ни мысли
плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица
прогрессивной интеллигенции, которая не хотела мириться с николаевским
режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не могла предпринять.
Мне представляется « Дума » как призыв к активной интеллигенции, к
пробуждению гражданской совести у своего поколения.
Однако Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося
человека ждут трудности и лишения. В стихотворении « Смерть поэта » и
отражена трагедия передовой мыслящей личности. Первая его часть напоминает
элегию. Едва чувствуется сдержанный гнев, чуть слышны приглушенные рыдания.
Негодование прорывается лишь в тех фразах, где говорится о Дантесе. Поэт
намеками говорит о тех, кто направлял пистолет Дантеса:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар ?
Нетрудно догадаться , кого имел ввиду автор . Они - это придворная
знать , продажные журналисты , идейные защитники самодержавия . Вначале
Лермонтов только намекает на тех , кто был замешан в трагических событиях .
Во второй части стихотворения он открыто называет истинных виновников
гибели Пушкина . Его погубили « надменные потомки известной подлостью
прославленных отцов » . В этой толпе царедворцев узнали себя представители
придворной знати , оказавшие услугу Николаю Второму в его кровавой расправе
с декабристами . Именно они таятся « под сенью закона » . Поэт громко и
открыто заклеймил высокопоставленных преступников . С тех пор всем , кому
дорого русское слово , стало известно имя Лермонтова , преемника традиций
Пушкина . Стихотворению « Смерть поэта » очень близко по теме и настроению
другое - « Как часто пестрою толпою окружен » . Беспощадно и презрительно
характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов . Поэт чувствует себя
одиноко среди них . Возвращаясь мыслями к детству , он как бы отдыхает
душой . Стихотворение волнует нас не только потому , что в нем обличается
высший свет . Нас пленит духовный мир самого поэта , его мысли и чувства .
Лермонтов очень любил свою родину , поэтому в его произведениях родина
- предмет любви , поэтического осмысления ее судьбы . Уже в ранних
творениях поэта можно встретить его размышления о судьбе России . В
Стихотворении « Предсказание » 16ти летний Лермонтов предрекает неминуемую
гибель самодержавия : « …царей корона упадет » . Возникает резонный вопрос
: что принесет падение царской власти ? По мнению Лермонтова , отнюдь не
процветание и благоденствие . Прежде всего должен быть уничтожен закон :
Когда детей , когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон .
Россия представлялась поэту как « страна рабов , страна господ » .
Ненависть и презрения к такой отчизне звучит в стихотворении « Прощай ,
немытая Россия … » Это , по - моему , одно из самых громких и ярких
заявлений Лермонтова . В этом произведении прозвучало оскорбительно -
дерзкое , и вместе с тем проникнутое глубокой душевной болью определение
родной страны - « немытая Россия » . Такого русская литература еще не
произносила ! Лермонтов , свободный и гордый человек , не может жить в «
стране рабов , стране господ » , быть под постоянным надзором властей . И в
то же время , он ненавидит Россию безропотную , покорную , где царят
беззаконие и произвол . Любит Лермонтов и тонко чувствует красоту родной
природы . Однако , мне кажется что в лирике Лермонтова « чистый » пейзаж
отсутствует . Поэт говорит о тех мыслях и чувствах , которые вызывает у
него природа . Доказательством этому служит стихотворение « Родина » .
Реакционные писатели прославляли самодержавную и крепостническую Россию .
Это , своего рода , казенный патриотизм . Поэт признает его ложным . Уже в
первой строфе автор называет свою любовь к родине странной . В чем же
заключается эта странность ? Вероятно , в двойственном отношении к родине .
Мы видим признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта .
Поэт любуется полным гумном , избами с резными ставнями на окнах . А вот
так называемый официальный патриотизм его не трогает . Лермонтов
категорически отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и
желает видеть русский народ свободным и просвещенным . Он восстает против
политического гнета и пламенно призывает современников к борьбе за свободу
и счастье русского человека . И мне кажется , что его стихи согреты
чувством великой любви к народу .
Все таки , я думаю , Лермонтов был очень одинок . Эти мотивы
одиночества находят воплощение в ряде основных образов его лирики :
одинокий парус , одинокая сосна , одинокая пальма , одинокий утес . Поэт
безнадежно одинок . Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми
. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в прекрасное чувство
- любовь . В его любовной лирике нет ни строки о счастливой , взаимной
любви . Она приносит не радость и счастье , а грусть и страдания .
Лермонтов грустит , причем искренне , о том , что в жизни все так ничтожно
. Да и сама жизнь - пустая и глупая шутка . Как ни странно , ощущение
постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни , не уводит его в мир
мечтаний и грез . Полагаю , стихотворение « Выхожу один я на дорогу »
принадлежит к лучшим его творениям . Вместе с автором мы видим величие ночи
, очарование торжественной тишины и покоя . Это гимн красоте гармонии
природы , которая не знает противоречий . Далее , от ночного пейзажа мысль
переходит к человеческому обществу , в котором бушуют страсти и душевный
тревоги . В этом стихотворении взгляд поэта в большей степени сосредоточен
на душевных переживаниях человека . Лермонтов - глубокий и тонкий психолог
, который чутко раскрывает психологию своих героев , их мгновенные
настроения и переживания .
Лермонтов - поэт настоящего , но чтобы хорошо знать настоящее , надо
иметь хорошее представление о прошедшем . Лермонтов не был историком ,
однако , в своем творчестве нередко использовал исторические сюжеты . Как
истинно русский человек , как гражданин - патриот , он не мог не любить
своей истории . Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его
общество , стараясь найти людей способных вывести отечество из кризиса ,
его усилия были тщетны . Таких людей он не нашел . Лермонтов пишет
стихотворения , в которых слышится тоска о нравственной силе ушедших
поколений .
В « Бородине » впервые в русской истории , историческое событие было
увидено глазами русского народа , Бородинская битва пережита и осмыслена
рядовым и основным ее участником - русским солдатом , от имени которого
говорит Лермонтов . Читая , живо представляешь себе простого русского
солдата :
Забил заряд я в пушку туго
И думал : угощу я друга !
Постой-ка , брат , мусью !
Что тут хитрить , пожалуй к бою ;
Уж мы пойдем ломить стеною ,
Уж постоим мы головою
За родину свою .
« Бородино » - глубоко русское произведение . В нем автор воскресил
великие понятия родины и народа , чести и долга в их первоначальном
значении . Мы всегда останемся благодарны поэту за то , что в скорбные дни
национальной трагедии , когда пол - России топтали сапоги немецких
оккупантов , его строки будили в нас чувство долга . Тогда все войска
оборонявшие Москву , повторяли крылатые строки : « Ребята ! Не Москва ль за
нами ? Умремте ж под Москвой… »
В литературном наследии Лермонтова немало произведений , посвященных
русской истории . Поэма « Последний сын вольности » - это красочный рассказ
о жизни новгородских славян 9го века и их борьбе за свою вольность . В
поэме « Боярин Орша » , поэт обращается к временам Ивана Грозного .
Лермонтова привлекали богатырская сила и широкий размах чувства ,
свойственные поколению старого времени . Именно о таких людях он говорит в
песне про купца Калашникова . Автор уходит в глубину веков и создает
жизненную правдоподобную ситуацию , которая требует от главного героя
свершения подвига во имя чести и долга . Мне кажется , что обращение
Лермонтова к истории страны было продиктовано чувством национальной
гордости за дела своих предков , желанием пробудить у современников интерес
к славным страницам русской истории , и тем самым поднять их гражданский
дух в мрачные годы николаевской реакции . И я согласен со словами В . Г .
Белинского , сказавшего , что он « вопрошал и допрашивал прошедшее , чтобы
оно объяснило ему настоящее и намекнуло о будущем » .
М. Ю. Лермонтов очень рано стал осознавать себя поэтом. Он много
размышлял о назначении поэта и поэзии. Еще в юношеских стихотворениях «К
другу», «Монолог», «Молитва», он говорит о трагической судьбе поэта. Стихи
о поэте и поэзии занимают в творчестве Лермонтова особое место. Ведь в них
-отношение поэта к родине, к миру, ко времени, осознание поэтом своего
места в обществе. В его стихах я ощущаю чувство одиночества, чувство
внутреннего разлада с миром. В стихотворениях «Поэт», «Кинжал», «Журналист,
читатель и писатель», «Пророк», он высказывает свое поэтическое кредо, свою
идейно-художественную программу. Трагедия поэта уже рассматривается в связи
с общественными условиями. В стихотворении «Журналист, читатель и писатель»
ведется разговор трех людей, представляющих основные движущие силы
литературы того времени. Я считаю, что центральной фигурой этого
стихотворения, отражающей точку зрения автора, является читатель, требующий
от поэта правды и силы. Читатель задает твердый и жесткий вопрос,
обращенный и к тем временам, и ко всем нам, когда же,
Расставшись с сложной мишурой,
Мысль обретет язык простой,
И страсти голос благородный?
В стихотворении «Пророк», Пушкин говорит о великом общественном
значении поэзии - «глаголом жечь сердца людей.» Лермонтов же, в одноименном
стихотворении говорит о падении роли поэта в современном ему обществе.
Такое различие позиций двух великих русских поэтов объясняется различием
эпох, в которых они формировались. Пушкин - в период патриотического
подъема Отечественной войны 1812 года; Лермонтов - в период беспросветной
николаевской реакции. Поэт, наделенный божественным даром, осознает всю
тяжесть своего предназначения. Он понимает, как трудно выполнять «веленье
Божие». Трудно потому, что люди, которым он говорит о любви и правде, не
верят ему, насмехаются над ним, и даже презирают. Но поэт не отказывается
от своей высокой миссии. Он возвращается в пустыню, где слушают его звезды
да тварь земная. И хотя он остался один, поэт продолжает свое дело. Я
думаю, что это стихотворение прекрасно отражает мироощущение Лермонтова,
одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Век Лермонтова - эпоха, которой была чужда поэзия. Лермонтов,
предчувствовавший свое время, писал об утрате поэзией своего высокого
назначения, о его обреченности на непонимание и презрение людьми,
равнодушными к вольной проповеди свободы и правды. Я думаю, что Лермонтов
определил судьбу поэта таким образом не только в России, но и в любом
государстве, подавляется всякая общественная мысль, царит произвол и
насилие.
|