рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Основные мотивы в лирике Лермонтова


Основные мотивы в лирике Лермонтова

Основные мотивы в лирике Лермонтова.

Где не

погибло слово,

там и

дело еще не погибло.

Поколение Лермонтова вступившее в жизнь после поражения восстания

декабристов, было обречено на бесплодную растрату сил в условиях

николаевской реакции. Большинство произведений Лермонтова написано именно в

это время, поэтому многие из них пронизаны горечью и одиночеством, с

сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом автор пишет

в стихотворении «Дума». На мой взгляд, это поэтическая исповедь,

чистосердечная и печальная. В самом начале стихотворения автор высказывает

свои общие суждения о поколении 30х годов:

Печально и гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и

сомненья,

В бездействии состарится оно.

Поэта огорчает то, что многие его современники живут « ошибками отцов и

поздним их умом ». Я полагаю, что речь здесь идет об идейном наследии

декабристов, потому что многие участники восстания на Сенатской площади

примирились с самодержавием и признали революционную борьбу бесполезной.

Лермонтов же убежден в том, что свобода не придет сама собой. За нее

надо бороться, страдать, идти на каторгу и даже умирать. С горечью и болью

поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств,

ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Стихотворение

заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских

рассуждений:

Толпой угрюмою и скоро позабытой,

Над миром мы пройдем без шума и

следа,

Не бросивши векам ни мысли

плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица

прогрессивной интеллигенции, которая не хотела мириться с николаевским

режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не могла предпринять.

Мне представляется « Дума » как призыв к активной интеллигенции, к

пробуждению гражданской совести у своего поколения.

Однако Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося

человека ждут трудности и лишения. В стихотворении « Смерть поэта » и

отражена трагедия передовой мыслящей личности. Первая его часть напоминает

элегию. Едва чувствуется сдержанный гнев, чуть слышны приглушенные рыдания.

Негодование прорывается лишь в тех фразах, где говорится о Дантесе. Поэт

намеками говорит о тех, кто направлял пистолет Дантеса:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар ?

Нетрудно догадаться , кого имел ввиду автор . Они - это придворная

знать , продажные журналисты , идейные защитники самодержавия . Вначале

Лермонтов только намекает на тех , кто был замешан в трагических событиях .

Во второй части стихотворения он открыто называет истинных виновников

гибели Пушкина . Его погубили « надменные потомки известной подлостью

прославленных отцов » . В этой толпе царедворцев узнали себя представители

придворной знати , оказавшие услугу Николаю Второму в его кровавой расправе

с декабристами . Именно они таятся « под сенью закона » . Поэт громко и

открыто заклеймил высокопоставленных преступников . С тех пор всем , кому

дорого русское слово , стало известно имя Лермонтова , преемника традиций

Пушкина . Стихотворению « Смерть поэта » очень близко по теме и настроению

другое - « Как часто пестрою толпою окружен » . Беспощадно и презрительно

характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов . Поэт чувствует себя

одиноко среди них . Возвращаясь мыслями к детству , он как бы отдыхает

душой . Стихотворение волнует нас не только потому , что в нем обличается

высший свет . Нас пленит духовный мир самого поэта , его мысли и чувства .

Лермонтов очень любил свою родину , поэтому в его произведениях родина

- предмет любви , поэтического осмысления ее судьбы . Уже в ранних

творениях поэта можно встретить его размышления о судьбе России . В

Стихотворении « Предсказание » 16ти летний Лермонтов предрекает неминуемую

гибель самодержавия : « …царей корона упадет » . Возникает резонный вопрос

: что принесет падение царской власти ? По мнению Лермонтова , отнюдь не

процветание и благоденствие . Прежде всего должен быть уничтожен закон :

Когда детей , когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон .

Россия представлялась поэту как « страна рабов , страна господ » .

Ненависть и презрения к такой отчизне звучит в стихотворении « Прощай ,

немытая Россия … » Это , по - моему , одно из самых громких и ярких

заявлений Лермонтова . В этом произведении прозвучало оскорбительно -

дерзкое , и вместе с тем проникнутое глубокой душевной болью определение

родной страны - « немытая Россия » . Такого русская литература еще не

произносила ! Лермонтов , свободный и гордый человек , не может жить в «

стране рабов , стране господ » , быть под постоянным надзором властей . И в

то же время , он ненавидит Россию безропотную , покорную , где царят

беззаконие и произвол . Любит Лермонтов и тонко чувствует красоту родной

природы . Однако , мне кажется что в лирике Лермонтова « чистый » пейзаж

отсутствует . Поэт говорит о тех мыслях и чувствах , которые вызывает у

него природа . Доказательством этому служит стихотворение « Родина » .

Реакционные писатели прославляли самодержавную и крепостническую Россию .

Это , своего рода , казенный патриотизм . Поэт признает его ложным . Уже в

первой строфе автор называет свою любовь к родине странной . В чем же

заключается эта странность ? Вероятно , в двойственном отношении к родине .

Мы видим признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта .

Поэт любуется полным гумном , избами с резными ставнями на окнах . А вот

так называемый официальный патриотизм его не трогает . Лермонтов

категорически отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и

желает видеть русский народ свободным и просвещенным . Он восстает против

политического гнета и пламенно призывает современников к борьбе за свободу

и счастье русского человека . И мне кажется , что его стихи согреты

чувством великой любви к народу .

Все таки , я думаю , Лермонтов был очень одинок . Эти мотивы

одиночества находят воплощение в ряде основных образов его лирики :

одинокий парус , одинокая сосна , одинокая пальма , одинокий утес . Поэт

безнадежно одинок . Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми

. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в прекрасное чувство

- любовь . В его любовной лирике нет ни строки о счастливой , взаимной

любви . Она приносит не радость и счастье , а грусть и страдания .

Лермонтов грустит , причем искренне , о том , что в жизни все так ничтожно

. Да и сама жизнь - пустая и глупая шутка . Как ни странно , ощущение

постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни , не уводит его в мир

мечтаний и грез . Полагаю , стихотворение « Выхожу один я на дорогу »

принадлежит к лучшим его творениям . Вместе с автором мы видим величие ночи

, очарование торжественной тишины и покоя . Это гимн красоте гармонии

природы , которая не знает противоречий . Далее , от ночного пейзажа мысль

переходит к человеческому обществу , в котором бушуют страсти и душевный

тревоги . В этом стихотворении взгляд поэта в большей степени сосредоточен

на душевных переживаниях человека . Лермонтов - глубокий и тонкий психолог

, который чутко раскрывает психологию своих героев , их мгновенные

настроения и переживания .

Лермонтов - поэт настоящего , но чтобы хорошо знать настоящее , надо

иметь хорошее представление о прошедшем . Лермонтов не был историком ,

однако , в своем творчестве нередко использовал исторические сюжеты . Как

истинно русский человек , как гражданин - патриот , он не мог не любить

своей истории . Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его

общество , стараясь найти людей способных вывести отечество из кризиса ,

его усилия были тщетны . Таких людей он не нашел . Лермонтов пишет

стихотворения , в которых слышится тоска о нравственной силе ушедших

поколений .

В « Бородине » впервые в русской истории , историческое событие было

увидено глазами русского народа , Бородинская битва пережита и осмыслена

рядовым и основным ее участником - русским солдатом , от имени которого

говорит Лермонтов . Читая , живо представляешь себе простого русского

солдата :

Забил заряд я в пушку туго

И думал : угощу я друга !

Постой-ка , брат , мусью !

Что тут хитрить , пожалуй к бою ;

Уж мы пойдем ломить стеною ,

Уж постоим мы головою

За родину свою .

« Бородино » - глубоко русское произведение . В нем автор воскресил

великие понятия родины и народа , чести и долга в их первоначальном

значении . Мы всегда останемся благодарны поэту за то , что в скорбные дни

национальной трагедии , когда пол - России топтали сапоги немецких

оккупантов , его строки будили в нас чувство долга . Тогда все войска

оборонявшие Москву , повторяли крылатые строки : « Ребята ! Не Москва ль за

нами ? Умремте ж под Москвой… »

В литературном наследии Лермонтова немало произведений , посвященных

русской истории . Поэма « Последний сын вольности » - это красочный рассказ

о жизни новгородских славян 9го века и их борьбе за свою вольность . В

поэме « Боярин Орша » , поэт обращается к временам Ивана Грозного .

Лермонтова привлекали богатырская сила и широкий размах чувства ,

свойственные поколению старого времени . Именно о таких людях он говорит в

песне про купца Калашникова . Автор уходит в глубину веков и создает

жизненную правдоподобную ситуацию , которая требует от главного героя

свершения подвига во имя чести и долга . Мне кажется , что обращение

Лермонтова к истории страны было продиктовано чувством национальной

гордости за дела своих предков , желанием пробудить у современников интерес

к славным страницам русской истории , и тем самым поднять их гражданский

дух в мрачные годы николаевской реакции . И я согласен со словами В . Г .

Белинского , сказавшего , что он « вопрошал и допрашивал прошедшее , чтобы

оно объяснило ему настоящее и намекнуло о будущем » .

М. Ю. Лермонтов очень рано стал осознавать себя поэтом. Он много

размышлял о назначении поэта и поэзии. Еще в юношеских стихотворениях «К

другу», «Монолог», «Молитва», он говорит о трагической судьбе поэта. Стихи

о поэте и поэзии занимают в творчестве Лермонтова особое место. Ведь в них

-отношение поэта к родине, к миру, ко времени, осознание поэтом своего

места в обществе. В его стихах я ощущаю чувство одиночества, чувство

внутреннего разлада с миром. В стихотворениях «Поэт», «Кинжал», «Журналист,

читатель и писатель», «Пророк», он высказывает свое поэтическое кредо, свою

идейно-художественную программу. Трагедия поэта уже рассматривается в связи

с общественными условиями. В стихотворении «Журналист, читатель и писатель»

ведется разговор трех людей, представляющих основные движущие силы

литературы того времени. Я считаю, что центральной фигурой этого

стихотворения, отражающей точку зрения автора, является читатель, требующий

от поэта правды и силы. Читатель задает твердый и жесткий вопрос,

обращенный и к тем временам, и ко всем нам, когда же,

Расставшись с сложной мишурой,

Мысль обретет язык простой,

И страсти голос благородный?

В стихотворении «Пророк», Пушкин говорит о великом общественном

значении поэзии - «глаголом жечь сердца людей.» Лермонтов же, в одноименном

стихотворении говорит о падении роли поэта в современном ему обществе.

Такое различие позиций двух великих русских поэтов объясняется различием

эпох, в которых они формировались. Пушкин - в период патриотического

подъема Отечественной войны 1812 года; Лермонтов - в период беспросветной

николаевской реакции. Поэт, наделенный божественным даром, осознает всю

тяжесть своего предназначения. Он понимает, как трудно выполнять «веленье

Божие». Трудно потому, что люди, которым он говорит о любви и правде, не

верят ему, насмехаются над ним, и даже презирают. Но поэт не отказывается

от своей высокой миссии. Он возвращается в пустыню, где слушают его звезды

да тварь земная. И хотя он остался один, поэт продолжает свое дело. Я

думаю, что это стихотворение прекрасно отражает мироощущение Лермонтова,

одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:

С тех пор, как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Век Лермонтова - эпоха, которой была чужда поэзия. Лермонтов,

предчувствовавший свое время, писал об утрате поэзией своего высокого

назначения, о его обреченности на непонимание и презрение людьми,

равнодушными к вольной проповеди свободы и правды. Я думаю, что Лермонтов

определил судьбу поэта таким образом не только в России, но и в любом

государстве, подавляется всякая общественная мысль, царит произвол и

насилие.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты