рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова


Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова

Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова.

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций

русской поэзии- ее патриотизма, гражданственности и гуманности.

Тема о назначении поэзии – одна из основных в лирике Некрасова.

Стихотворение «Поэт и гражданин»-

это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с

поэтическим искусством.

Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные

тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся

дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».

Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства

превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству

необратимой потери человеческих и творческих ценностей и

далее(в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у

Гражданина: от требования «громить» пороки смело , «обличать зло» к

пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской

позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный

поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в

общественной жиэни. Скорее всего

речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе человека. В споре

нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в

жизни общества настолько значительна, что требует от него

не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.

В литературу 19 века вошла Муза Некрасова – сестра страдающего,

истерзанного, угнетенного народа

(«Вчерашний день, часу в шестом…»). Муза Некрасова не только сочувствует,

она протестует и зовет к борьбе.

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира-

Чему достойнее могла служить бы лира?…

Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал

его «человеком с народным сердцем». По словам Достоевского, поэт «любил

всех тех, кто страдал от насилья».

Стихотворение «Тройка» написано в излюбленном для Некрасова жанре песни.

Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой

напевностью, повторами, присущими народной песни.

В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую « заглядеться

не диво». Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В

настоящем девушка живет в ожидании любви: «знать, забило сердечко

тревогу». Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-

крестьянки:

«будет бить тебя муж-привередник и свекровь втри погибели гнуть». Конец

стихотворения полон грусти

( «и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь»). Тройка-

образ-символ, часто появляющийся в народных песнях («Вот мчится тройка

почтовая»), это всегда образ свободы, воли,

символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит

мотив: счастье –это только мечта: «не догнать тебе бешеной тройки».

В стихотворение «Размышление у парадного подъезда» преобладает эпическое

начало: обобщенная характеристика «парадного подъезда» и обрисовка мужиков-

просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными,

индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый

поэтический образ: «деревенские люди» , «армячишко худой на плечах», «крест

на шее и

кровь на ногах». Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское

обращение к «владельу роскошных палат», которое звучит то взволнованно-

патетически («Пробудись… Вороти их! В тебе их спасенье!»), то скорбно и

гневно («Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?»), то

зло

и иронично («и сойдешь ты в могилу …герой»).

В заключительной ,третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино.

История мужиков получает конкретное завершение («За заставой, в харчевне

убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…») .

Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится

определенного ответа:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая

«покоянная лирика»-

«Умру я скоро», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя». Именно

некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического

разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует

высокому идеалу поэта и человека.

Умру я скоро…Жалкое наследство,

О родина , оставлю я тебе…

Особое место в «покоянной лирике» занимает тема нравственного идеала, в

поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в

себе боль о человеке, боль о России ( «На смерть Шевченко», «Памяти

Добролюбова», «Пророк»). Народный заступник- страдалец, идущий на жертву.

Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые

проносятся «звездой падучей»,

но без которых «заглохла б нива жизни». В образе «народных заступников»

проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.

Не хуже нас он видит невозможность

Служить добру, но жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,

В его душе нет помыслов мирских.

По -новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел

вниманием ту «прозу»,

которая «в любви неизбежна». В его стихах появился образ независимой

героини, подчас своенравной и неприступной («Я не люблю иронии твоей…»).

Отношения между любящими стали в лирике Некрасова

более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои

часто не понимают друг друга,

и это непонимание омрачает их любовь.

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье, взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

Трагическое восприятие жизни, сострадания ближнему, беспощадная рефлексия и

в то же время безудержная жажда счастья- вот отличительные черты поэзии

Некрасова.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты