Особенности жанра поэмы А. Ахматовой Реквием
Особенности жанра поэмы А. Ахматовой Реквием
Поэзия Анны Ахматовой
А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных
потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди
забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным
творчеством и жизнью.
Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали
творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Источником
вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная, но от этого
ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так
как она знала, что только в России может она творить, что именно в России
нужна ее поэзия: "Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам".
Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи
появились в России в 1911 году в журнале "Аполлон", а уже в следующем году
вышел и поэтический сборник "Вечер". Почти сразу же Ахматова была
поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ранней, а
во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А.Блоком. Муза Блока
оказалась повенчана с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым
значительным и характерным "мужским" героем эпохи, тогда как героиня поэзии
Ахматовой была представительницей "женской" поэзии. Именно от образов Блока
во многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в своих стихах является в
бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери,
изменявшей и оставляемой. Ахматова показала в искусстве сложную историю
женского характера передовой эпохи, его истоков, ломки, нового становления.
Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова
сумела написать поражающие духом обновления строки:
"Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано -
Отчего же нам стало светло?"
Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом.
Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под
знамена русской классики, прежде всего, Пушкина. Освоение пушкинского мира
продолжалось всю жизнь.
Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии,
оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.
Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя
в любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь "пятым
временем года". Чувство, само по себе острое и необычайное, получает
дополнительную остроту, проявляясь в предельном, кризисном выражении -
взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной
опасности или смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической
новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического
сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной
("Город сгинул", "Новогодняя баллада"). Обычно ее стихи - начало драмы, или
только ее кульминация, или еще чаще финал и окончание. И здесь она
опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы:
"Слава тебе, безысходная боль,
Умер вчера сероглазый король.
..............................
...А за окном шелестят тополя:
Нет на земле твоего короля".
Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:
"О нет, я не тебя любила,
Палила сладостным огнем,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоем".
Мир поэзии Ахматовой - мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии звучат в
стихотворениях "Клевета", "Последняя", "Через 23 года" и других.
В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, а сын
окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением, "последней
свободой". Муза не покинула поэта, и она написала великий "Реквием".
Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь; творчество
было ее жизнью.
|