рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Особенности жанра поэмы А. Ахматовой Реквием


Особенности жанра поэмы А. Ахматовой Реквием

Поэзия Анны Ахматовой

А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных

потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди

забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным

творчеством и жизнью.

Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали

творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Источником

вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная, но от этого

ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так

как она знала, что только в России может она творить, что именно в России

нужна ее поэзия: "Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам".

Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи

появились в России в 1911 году в журнале "Аполлон", а уже в следующем году

вышел и поэтический сборник "Вечер". Почти сразу же Ахматова была

поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ранней, а

во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А.Блоком. Муза Блока

оказалась повенчана с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым

значительным и характерным "мужским" героем эпохи, тогда как героиня поэзии

Ахматовой была представительницей "женской" поэзии. Именно от образов Блока

во многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в своих стихах является в

бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери,

изменявшей и оставляемой. Ахматова показала в искусстве сложную историю

женского характера передовой эпохи, его истоков, ломки, нового становления.

Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова

сумела написать поражающие духом обновления строки:

"Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано -

Отчего же нам стало светло?"

Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом.

Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под

знамена русской классики, прежде всего, Пушкина. Освоение пушкинского мира

продолжалось всю жизнь.

Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии,

оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.

Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя

в любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь "пятым

временем года". Чувство, само по себе острое и необычайное, получает

дополнительную остроту, проявляясь в предельном, кризисном выражении -

взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной

опасности или смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической

новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического

сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной

("Город сгинул", "Новогодняя баллада"). Обычно ее стихи - начало драмы, или

только ее кульминация, или еще чаще финал и окончание. И здесь она

опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы:

"Слава тебе, безысходная боль,

Умер вчера сероглазый король.

..............................

...А за окном шелестят тополя:

Нет на земле твоего короля".

Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:

"О нет, я не тебя любила,

Палила сладостным огнем,

Так объясни, какая сила

В печальном имени твоем".

Мир поэзии Ахматовой - мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии звучат в

стихотворениях "Клевета", "Последняя", "Через 23 года" и других.

В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, а сын

окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением, "последней

свободой". Муза не покинула поэта, и она написала великий "Реквием".

Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь; творчество

было ее жизнью.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты