Поэма Мертвые Души - гениальная сатира на крепостническую Русь
Поэма Мертвые Души - гениальная сатира на крепостническую Русь
Поэма «Мертвые Души» - гениальная сатира на крепостническую Русь
Но нет
пощады у судьбы
Тому,
чей благородный гений
Стал
обличителем толпы,
Ее
страстей и заблуждений.
Творчество Н. В, Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает
талантом увлекать читателя, заставляет вместе с героями плакать и смеяться,
переживать неудачи и радоваться успехам. Он призывает человека задуматься
над судьбой родины, над самим собой, обнажает недостатки общества и каждого
гражданина. По-моему, автору великолепно удается раскрыть душу героя, его
внутренний мир.
Именно в поэме «Мертвые души», автор поставил самые больные и
злободневные вопросы современной ему жизни. Он ярко показал разложение
крепостного строя, обреченность его представителей. Уже само название поэмы
имело огромную разоблачительную силу, несло в себе «что-то наводящее ужас».
Я согласен с А. И. Герценом, сказавшим, что «иначе он ее не мог назвать; не
ревизские мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие - вот
мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». Кто же эти герои, о
которых говорил великий критик?
В некий город приезжает весьма учтивый господин П. И. Чичиков. В его
облике нас первоначально поражают изысканность вкуса, аккуратность,
воспитанность. Правда, о цели его приезда, мы пока еще только догадываемся.
Чичиков наносит визиты местным помещикам. Вот он приезжает к Манилову. Этот
помещик чем-то мне напоминает самого Чичикова. Он считает себя воспитанным,
благородным и весьма образованным. Однако, заглянем к нему в кабинет. Что
же мы там увидим? Запыленную книгу, которая вот уже 2 года раскрыта на
четырнадцатой странице, везде кучки пепла, пыль, беспорядок. Манилов
самозабвенно мечтает о «благополучии дружеской жизни», строит
фантастические планы будущих усовершенствований. Но это пустой фразер; у
него слова расходятся с делом. И мы видим, что в описании хозяев поместий,
их увлечений и интересов, проявляется способность автора несколькими
деталями обстановки показать бездуховность и мелочность стремлений, пустоту
души. От одной главы к другой нарастает обличительно-сатирический пафос
Гоголя. От Манилова к Собакевичу усиливается ощущение омертвения помещичьих
душ. Собакевич, по выражению Гоголя, «чертов кулак». Безудержная страсть к
обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать все новые и новые
средства наживы. Это-то и заставляет его активно применять новшества: в
своем поместье он вводит денежный оброк. Как ни странно, но купля-продажа
мертвых душ его совсем не удивляет. Его интересует только то, сколько он за
них получит.
Еще одним представителем помещиков является Ноздрев. Это непоседа,
герой ярмарок, попоек и карточного стола. Его хозяйство крайне запущено. В
отличном состоянии находится только псарня. Среди собак он как «отец
родной», среди большого семейства. Доходы, получаемые с крестьян, он тут же
пропивает. Это говорит о его нравственном падении, безразличии к людям.
Совсем иное отношение к хозяйству у Коробочки. Она имеет
хорошенькую деревню, у нее полон двор всякой птицы, имеются «просторные
огороды с капустой, луком, картофелем», есть яблони и другие фруктовые
деревья. Коробочка не видит ничего дальше своего носа. Все новое пугает ее.
Это типичная представительница мелких захолустных помещиков, ведущих
натуральное хозяйство. Ее поведением руководит также страсть к наживе.
Полное моральное оскудение и потеря человеческих качеств
характерны для Плюшкина. Полагаю, писатель был прав, когда окрестил его
«прорехой на человечестве». Говоря о Плюшкине, Гоголь разоблачает ужасы
крепостного права. Главу о нем он считал одной из самых трудных. Ведь
Плюшкин не только завершает галерею помещичьих «мертвых душ» - этот человек
несет в себе наиболее явные признаки неизлечимой смертельной болезни.…
Когда-то Плюшкин был трудолюбивым хозяином, не лишенным ума и житейской
зоркости. Но все пошло прахом: развалилась его семья и он остался
единственным хранителем и полновластным владетелем своих сокровищ.
Постоянное одиночество усилило его подозрительность и скупость. Он
опускался все ниже и ниже, пока не превратился в «прореху на человечестве».
Из-за чего же это произошло? Я думаю, что здесь действовали не только
случайности, но и условия жизни. Гоголь сообщает, что Плюшкин - мошенник,
всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем его
крепостные.
Гоголевская сатира адресована противоречиям самой
действительности. Деградирующие сословия общества четко очерчены в разных
группах персонажей: уездное дворянство, губернское чиновничество и
дворянство, предприниматели нового типа, дворовые, слуги, крестьяне,
столичное чиновничество и дворянство. Гоголь обнаруживает блестящее
художественное мастерство, находит остроумные приемы разоблачения
«антигероев»: говорящие детали внешнего облика героя, соотнесение его с
определенным типом человека. Меня поражает гоголевская способность вложить
в уста тупых обывателей разоблачительные речи. Сами же они даже не
подозревают о том, что обычные и привычные их разглагольствования
обнаруживают прежде всего их грубость и беспросветную глупость. В поэме
даже обычные предметы быта выполняют резко обличительную функцию. Раздумья
писателя обращены к общим процессам действительности. Он подчеркивает
страшную путаницу, бесперспективность общественных начинаний. Именно так
воспринимается оценка работы совета, «где постоянно было заметно отсутствия
одной вещи, которую в простонародье называют толком». Полное отсутствие
толка - так открыто названа ведущая черта бессмысленной деятельности власть
имущих.
С огромной силой Гоголь предъявил обвинение крепостническому строю, режиму
николаевской реакции, всему укладу жизни, в которой маниловщина,
ноздревщина, плюшкинское убожество - типичные и обыденные жизненные
явления. Поэма потрясла всю Россию, так как пробуждала самосознание
русского народа.
|