Рецензия на рассказ В. Астафьева Людочка
Рецензия на рассказ В. Астафьева Людочка
Рецензия на рассказ В. Астафьева «Людочка»
Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того
времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают
жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора
Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни.
Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1989 году. Но это произведение
очень актуально и сейчас, в наше время, спустя десять лет. В этом рассказе
Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей в большой город из деревни.
Эту девушку зовут Людочка. Так называется и рассказ Астафьева. Из самого
названия рассказа («Людочка») видно, что в нём написано о хорошей хрупкой
девушке. Людочка всё своё детство провела в деревне, со своими родителями:
отцом и матерью, а после смерти отца - с отчимом. Её отчим «никак не
относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Людочка в деревне росла «как
вялая примороженная трава».
Когда Людочка приехала из деревни в город, она сразу же устроилась
работать в парикмахерскую. С работы ей приходилось возвращаться домой через
городской парк отдыха ВПВРЗ. Автор рассказа сравнивает этот парк со всей
Россией: «Парк... выглядел словно бы после бомбёжки или нашествия
неустрашимой вражеской конницы». В этом парке «с годами разрослось всякое
дурнолесье и дурнотравие». Виктор Астафьев с иронией называл парк
«роскошным местом», потому что он был «ближней природой» в городе, но так
как «человеку без природы существовать невозможно», то в парке ВПВРЗ все
отдыхали и все им любовались. Парк ВПВРЗ был похож на «загон», а люди,
проводившие в нём время - на «животных». У этих людей (если, конечно, их
можно так назвать) всё было не по-человечески. Они никогда не жили разумной
человеческой жизнью. У них всё проходило на уровне инстинктов.
Характер Людочки раскрывается во многих эпизодах рассказа. Например, в
эпизоде с умирающим человеком, когда все от него отошли дона лишь Людочка
его пожалела. А после его смерти все только делали вид, что им его жалко,
все кроме Людочки. В эпизоде, когда в парикмахерской к ней начал приставать
Артёмка-мыло, она его порезала ножницами, после чего Артёмка-мыло больше
никогда её не трогал и всем своим друзьям сказал, чтобы её не трогали.
Кроме Людочки, в рассказе Виктора Астафьева есть и другие герои: мать
Людочки, её отчим, Стрекач, Артёмка-мыло и другие. Когда Людочка уже не
могла переносить жизнь в городе среди ВПВРЗэшников, она приехала на время в
свою родную деревню, к своей матери. Мать Людочки, рассказывая ей только о
своей жизни, даже не поинтересовалась жизнью своей дочери. Поэтому Людочка
ей и не рассказала, что ей пришлось пережить в городе, так как посчитала,
что её матери нет никакого дела до неё. Мать Людочки была не таким
человеком, которого описывал М. Горький в начале XX века в своём романе
«Мать». В его произведении мать шла на всё ради своего сына, а в конце XX
века, в рассказе В. Астафьева «Людочка» матери нет никакого дела до своей
дочери. Все оставили Людочку «... теперь и самой ей предстояло до конца
испить чашу одиночества, отверженности, лукавого людского сочувствия...» Об
отчиме Людочки никто много и не знает, даже сам автор. Ему не известна ни
его фамилия, ни его имя. Он «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни
плохо». Но именно он отомстил Стрекачу за Людочку. А Стрекач - это такой же
обитатель парка ВПВРЗ, как и все остальные, только его отличие от остальных
- это то, что многие обитатели городского парка считали его своим главарём.
Для Стрекача, так же как и для других ВПВРЗэшников не существовало никаких
рамок, в нём полностью отсутствовало что-либо человеческое. После его
смерти «угнетённые, ограбленные, царапанные... обитатели железнодорожного
посёлка вздохнут теперь освобождено, и будут жить теперь более или менее
ладно до пришествия нового Стрекача, ими же порождённого и взращённого».
Когда Стрекач насиловал Людочку никто даже не отозвался на крики (Людочки)
о помощи. Даже находящийся в это время рядом Артёмка-мыло ничего не стал
предпринимать для спасения чести Людочки.
Кульминационным эпизодом рассказа является самоубийство (через повешение)
Людочки. Она повесилась не от плохой жизни в городском парке ВПВРЗ, а из-за
того, от неё все отвернулись, даже её собственная мать. Все её оставили в
одиночестве. Она не была никому нужна. В таких условиях жизни, в таком
одиночестве человек может только или стать таким же существом, как эти
«звери» из парка ВПВРЗ, или, не выдержав этой жизни, уйти из неё путём
самоубийства. Ведь и Артёмка-мыло, и Стрекач, и другие, подобные им отбросы
общества - это люди, которых все отвергли, которые остались одни. Всех их
сделало такими общество в котором они жили. Им оставалось только стать
«животными», чтобы продолжать своё существование. Людочка перед смертью
говорит: «Никто ни про что не спрашивал меня - никому до меня нет дела. А
душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной
плоти ютившаяся душа».
Рассказ «Людочка» очень актуален и в наши дни. В наше тяжёлое время
деморализованное общество продолжает деградировать. И в наши дни существуют
такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья (в
следствие чего они не могут прожить в полном одиночестве и им остаётся
только наложить на себя руки). Всё чаще встречаются такие отбросы общества,
как Артёмка-мыло и Стрекач, которых такими сделало общество.
Написав этот рассказ, Виктор Астафьев описал жизнь не только московского
парка ВПВРЗ, но и жизнь всей России. Ведь общество деградирует не только в
Москве, а во всей России. Своим рассказом автор хотел показать, что может
произойти с человеком, когда он остаётся один (из людей). Такое может
произойти не только с героиней этого рассказа, но и с любым другим
человеком.
Рассказ «Людочка» написан доступным понятным языком. В произведении автор
использовал много сравнений, причём в основном для деморализованного
общества: центральный городской парк ВПВРЗ - загон, зверинец; люди -
животные, стадо, звери.
|