рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Роман Л. Толстого Анна Каренина


Роман Л. Толстого Анна Каренина

Роман «Анна Каренина» создавался в период 1873-1877 годов. С течением

времени замысел претерпевал большие изменения. Менялся план романа,

расширялись и усложнялись его сюжет и композиции, менялись герои и самые

имена их. Анна Каренина, какой ее знают миллионы читателей, мало похожа на

ее предшественницу из первоначальных редакций. От редакции к редакции

Толстой духовно обогащал свою героиню и нравственно возвышал ее, делал ее

все более привлекательной. Образы же ее мужа и Вронского (в первых

вариантах он носил другую фамилию) изменялись в обратном направлении, т. е.

духовный и нравственный уровень их снижался.

Но при всех изменениях, внесенных Толстым в образ Анны Карениной, и в

окончательном тексте Анна Каренина остается, по терминологии Толстого,

одновременно и «потерявшей себя», и «невиноватой» женщиной. Она отступила

от своих священных обязанностей матери и жены, но у нее другого выхода не

было. Поведение своей героини Толстой оправдывает, но в то же время

трагическая судьба ее оказывается неизбежной.

В образе Анны Карениной развиваются и углубляются поэтические мотивы

«Войны и мира», в частности сказавшиеся в образе Наташи Ростовой; с другой

стороны, в нем временами уже пробиваются суровые нотки будущей «Крейцеровой

сонаты».

Сопоставляя «Войну и мир» с «Анной Карениной», Толстой заметил, что в

первом романе он «любил мысль народную, а во втором - семейную». В «Войне и

мире» непосредственным и одним из главных предметов повествования была

именно деятельность самого народа, самоотверженно защищавшего родную землю,

в «Анне Карениной»-преимущественно семейные отношения героев, взятые,

однако, как производные от общих социально-исторических условий. Вследствие

этого тема народа в «Анне Карениной» получила своеобразную форму выражения:

она дана главным образом через духовные и нравственные искания героев.

Мир добра и красоты в «Анне Карениной» гораздо более тесно

переплетается с миром зла, нежели в «Войне и мире». Анна появляется в

романе «ищущей и дающей счастье». Но на ее пути к счастью встают активные

силы зла, под влиянием которых в конечном счете она и гибнет. Судьба Анны

поэтому полна глубокого драматизма. Напряженным драматизмом проникнут и

весь роман. Чувства матери и любящей женщины, испытываемые Анной, Толстой

показывает как равноценные. Ее любовь и материнское чувство-два великих

чувства –остаются для нее несоединенными. С Вронским у нее связано

представление о себе как о любящей женщине, с Карениным - как о безупречной

матери их сына, как о некогда верной жене. Анна хочет одновременно быть и

той и другой. В полубессознательном состоянии она говорит, обращаясь к

Каренину: «-Я все та же... Но во мне есть другая, я ее боюсь—она полюбила

того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была

прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся» . «Вся», т. е. и та, которая

была прежде, до встречи с Вронским, и та, которой она стала потом. Но Анне

еще не суждено было умереть. Она не успела еще испытать всех страданий,

выпавших на ее долю, не успела она также испробовать и всех дорог к

счастью, к которому так рвалась ее жизнелюбивая натура. Вновь сделаться

верной женой Каренина она не могла. Даже на пороге смерти она понимала, что

это было невозможно. Положение «лжи и обмана» она также не способна была

более переносить.

Следя за судьбой Анны, мы с горечью замечаем, как рушатся одна за

другой ее мечты. Рухнула ее мечта уехать с Вронским за границу и там забыть

про все: не нашла своего счастья Анна и за границей. Действительность, от

которой она хотела уйти, настигла ее и там. Вронский скучал от безделья и

тяготился, а это не могло не тяготить Анну. Но самое главное на родине

остался сын, в разлуке с которым она никак не могла быть счастливой. В

России ее ожидали мучения еще более тяжкие, чем те, которые она переживала

раньше. То время, когда она могла мечтать о будущем и тем самым в какой-то

степени примирить себя с на стоящим, прошло. Действительность теперь

представала перед ней во всем своем страшном облике.

По мере развития конфликта открывается смысл всего происшедшего. Так,

Анна, узнавая петербургскую аристократию, подразделяет ее на три круга:

первый круг-это сослуживцы Каренина, к которым она вначале питала почти

набожное уважение. Познакомившись ближе с этим кругом, она потеряла к нему

всякий интерес. Ей стало известно, «кто за кого и как и чем держится и кто

и с кем и в чем расходится». Второй круг был тот, с помощью которого

Каренин сделал свою карьеру. В центре этого круга стояла Лидия Ивановна.

Первое время Анна дорожила этим кругом, имела даже друзей в нем. Вскоре,

однако, он стал невыносим для нее. «Это был кружок старых, некрасивых,

добродетельных и набожных женщин и умных, ученых, честолюбивых мужчин».

Анна поняла, что все они лицемерят, притворяются, что добродетельны, а на

самом деле злы и расчетливы. Анна порвала с этим кругом после своего

знакомства с Вронским. Встречаясь с ним, она оказалась втянутой в третий

круг, центром которого была Бетой Тверская. Княгиня Бетой внешне

противостоит Лидии Ивановне с ее набожностью. Бетой не скрывает своего

вольного поведения, но собирается в старости стать такой же, как Лидия

Ивановна. Поведение княгини Бетой Тверской и графини Лидии Ивановны–это две

стороны одной и той же медали. Признание Бетой, что она в старости станет

похожей на Лидию Ивановну, бросает яркий свет на образ жизни и ее самой, и

Лидии Ивановны; им обеим необходима маска лицемерия. Лицемерно было все

общество, с которым сталкивалась Анна. С каждым поворотом своей трудной

судьбы она все более убеждалась в этом. Она искала честного,

бескомпромиссного счастья. Вокруг же себя видела ложь, лицемерие,

ханжество, явный и скрытый разврат. И не Анна судит этих людей, а эти люди

судят Анну. Вот в чем ужас ее положения.

Потеряв для себя сына, Анна осталась только с Вронским. Следовательно,

привязанность ее к жизни наполовину уменьшилась, так как сын и Вронский

были для нее одинаково дороги. Здесь разгадка того, почему она теперь стала

так дорожить любовью Вронского. Для нее это была сама жизнь.

Но Вронский с эгоистической природой не мог понять Анну. Анна была с

ним и потому мало интересовала его. Между Анной и Вронским теперь все чаще

и чаще возникали недоразумения. Причем формально Вронский, как ранее и

Каренин, был прав, а Анна не права. Однако суть дела заключалась в том, что

поступками Каренина, а затем и Вронского руководило «благоразумие», как

понимали его люди их круга; поступками же Анны руководило ее большое

человеческое чувство, которое никак не могло согласоваться с

«благоразумием». В свое время Каренин был напуган тем, что в «свете» уже

заметили отношения его жены с Вронским и что это грозит скандалом. Так

«неблагоразумно» вела себя Анна! Теперь общественного скандала боится

Вронский и причину этого скандала видит все в том же «неблагоразумии» Анны.

В поместье Вронского разыгрывается в сущности заключительный акт

трагической судьбы Анны Карениной.

Анна, человек сильный и жизнелюбивый, казалась многим и даже хотела

самой себе казаться вполне счастливой. В действительности она была глубоко

несчастна. Последняя встреча Долли и Анны как бы подводит итог жизни той и

другой. Судьбу Долли и судьбу Анны Толстой рисует как два противоположных

варианта судьбы русской женщины. Одна смирилась и потому несчастлива,

другая, напротив, осмелилась отстаивать свое счастье и тоже несчастлива.

В образе Долли Толстой поэтизирует материнское чувство. Ее жизнь -

подвиг во имя детей, и в этом смысле своеобразный укор Анне.

Перед нами новый пример широты и глубины освещения и раскрытия Толстым

судьбы своей героини.

За несколько минут до смерти Анна думает: «Все неправда, все ложь, все

обман, все зло!..» Поэтому ей и хочется «потушить свечу», т. е. умереть.

«Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко

смотреть на все это?»



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты