рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Сатира


Сатира

Р Е Ф Е Р А Т

На тему: «Саша Черный»

Выполнил:

ученик 11 «Б» кл.

ЛСШ № 1

Корнев Е.Г.

Руководитель:

Карбаинова И.Ф.

р.п. Любино 2003 г.

Саша Черный (псевдоним, настоящее имя – Александр Михайлович Гликберг)

– поэт, прозаик, переводчик. Наибольшую известность получил как блестящий

поэт-сатирик.

Первая публикация – в журнале «Зритель» - острополитического

стихотворения «Чепуха» принесла ему широкую читательскую популярность и

послужила причиной закрытия журнала. Первый стихотворный сборник поэта

«Разные мотивы» (1906) был арестован, и его автору грозило судебное

разбирательство. В 1906 г. уезжает в Германию, где посещает лекции в

Гейдельбергском университете. В Россию возвращается в 1908 г. и входит в

число сотрудников (среди которых были А.Аверченко, Н.Тэфи, П.Потемкин)

журнала «Сатирикон». Стихи, опубликованные в «Сатириконе», были собраны

автором в сборнике «Сатиры», вышедшем в 1910 г. Через год вышел в свет еще

один сборник поэта – «Сатиры и лирика».

Основные мотивы поэзии Саши Черного – изобличение политической реакции

в самых разных ее проявлениях; высмеивание омещанившейся интеллигенции,

обывательского образа жизни; эстетических крайностей нового модернистского

искусства. Причем во втором сборнике ирония сменяется сарказмом; сатиры

Саши Черного обретают глубоко личное, трагическое звучание и воспринимаются

как саркастические этюды о пошлости и бессмысленности жизни вообще.

Черный – чуткий восприемник русской сатирической традиции, он

продолжает, в частности, линию гротескно-психологической сатиры,

культивируемой в творчестве поэтов-«искровцев» – Козьмы Пруткова (А.К.

Толстого, братьев Жемчужниковых), Д.Минаева, В.Курочкина. Новаторство

Черного – в открытии возможностей использования так называемой «речевой

маски», когда лирическое «я» воплощает не авторское сознание, а сознание

персонажа, который сам изобличает себя (ср.: «Стилизованный осел»). Автор

нередко выстраивает свои произведения как жанровые сценки («Обстановочка»),

короткие новеллы («Городская сказка»), в которых комический эффект

возникает из наплыва и гротескного столкновения бытовых, политических,

общественно-литературных реалий, расхожих моделей мышления и поведения. В

сатирах на собратьев по «литературному цеху» Черный мастерски использует

инверсии пародируемых текстов в пространстве его стихов обнаруживают не

только стилистическую, но и мировоззренческую конфронтацию с поэтами новых

направлений – символизма и футуризма (Стилизованный осел», «Эго-черви»).

С началом Первой мировой войны Саша Черный уходит на фронт –

вольноопределяющимся, служит в Пскове, военные впечатления впоследствии

отразятся в его стилизованных под народный говор «Солдатских сказках»

(опубликованных уже за рубежом). Октябрьскую революцию Черный идеологически

не принял и в 1920 г. эмигрировал в Берлин, а к концу жизни поселился на

юге Франции, в Провансе.

В эмиграции основные творческие силы отдавал детской книге, во

«взрослых» произведениях все отчетливее звучат ностальгические ноты,

сюжетной основой его рассказов становятся изломанные судьбы эмигрантов из

России. Основные прижизненные издания, вышедшие в эмиграции, - поэтический

сборник «Жажда» (1923) и «Несерьезные рассказы» (1928).

А.И. Куприн. Поэт-одиночка (О Саше Черном)

Среди современных поэтов Саша Черный стоит совершенно особняком, в

гордом, равнодушном и немного презрительном одиночестве. Да и не похож он

на тех, которые ходят поочередно по редакциям и рекламируют кудрявыми

словами творчество друг друга и, сделав из журнала узкую лавочку

напряженного и непонятного словоблудия, оголившись, с полной развязностью

сами себя провозглашают гениями, а всех бывших до сих пор поэтов

предтечами; на тех, кто, едва народившись на литературный свет, уже

пропитаны злобой, завистью, узкой сектанской нетерпимостью к другим толкам,

- читают сумбурные лекции сами о себе и о друг друге, не подозревая того,

что публика ходит смотреть на них с такими же чувствами, как она смотрит в

паноптикуме на трехголового теленка, Юлию Пастрану или на Родику и Додику –

сиамских близнецов.

Пренебрегая тем, что весь их успех – успех скандала, эти литературные

младенцы, еще не владея членораздельной человеческой речью, уже тянутся к

гонорару, как к сосиске, и, еще не научившись ходить, воздвигают себе

постаменты для будущих памятников.

Саша Черный – один. И в этом-то заключается прелесть его оригинальной

личности, и оттого-то его еще не успела захвалить и полюбить почтеннейшая

«публикум», и оттого-то у него имеется еще пока немного поклонников и

хвалителей, но зато этим поклонникам-друзьям действительно дорого

свободное, меткое и красивое слово, облекающее в причудливые, капризные,

прелестные, сжатые формы и гнев, и скорбь, и смех, и задумчивую печаль, и

глубокую нежность, и своеобразное, какое-то интимное безыскусственное

языческое понимание чудес природы: детей, зверей, цветов.

Поистине Саша Черный мог бы применить к себе слова одного французского

писателя: "« пишу не для многих; и если меня поймут два или даже один

человек, - я с удовольствием буду писать для самого себя». И возможно, что

именно по этой причине его не поняла, не прочувствовала, не поставила в

красный угол наша несправедливая, пристрастная, архибезвкусная, кумовская,

мамадышская критика.

Изумительно разнообразно творчество этого замечательного поэта.

Сатиры его дышат пламенным гневом щедринской музы, великолепным

презрением, всей остротой и жгучестью меткой насмешки, которая прилипает к

человеку, как клеймо. И сейчас же рядом расцветают у Саши Черного скромные,

благоуханные, прекрасные цветы чистого и мягкого лиризма.

Узость, мелочность, скука и подлость обывательщины отражаются у Саши

Черного чудесными, сжатыми, незабываемыми штрихами, роднящими его только с

Чеховым, совсем независимо от влияния великого художника. И так же, как

Чехов, Саша Черный необычайно мил, прост, весел, трогателен и бесконечно

увлекателен, когда он пишет для детей или о детях. Произведения последнего

рода читаются и воспринимаются с одинаковым наслаждением как взрослыми, так

и детьми. И если бы для ношения венца славы не надо было вытребовать

патента в полицейском участке критики, то я бы сказал, что это свойство

дарования есть признак несомненного большого, искреннего таланта; а другой

признак, и, по-моему, не менее явный, - это, несмотря на разнообразие

мотивов, тем и настроений, редкое качество, отличающее избранников, - свой

собственный, единственный, ни на кого не похожий тембр. Читатель с чутким

ухом, прочитавши или услышавши любые его четыре строчки, непременно

радостно воскликнет: «Ах, Боже мой! Да ведь это Саша Черный!»

Как благородно злы его стихотворения, заключенные в цикле под общим

заглавием «У немцев».

И какая там тонко изощренная наблюдательность, какая меткость и

точность эпитетов и какая выпуклая, почти осязаемая изобразительность!

Читатель точно видит этих каналий повсюду – в дачном пансионе, в

немецком лесу с прилизанными дорожками, с шоколадными автоматами, с

корзинками для рваной бумаги, с надписями на скамьях и на уборных, со всей

нелепой аккуратностью, которая доводит Сашу Черного до крайности.

Озираясь, блудливой походкою,

Влез я в чащу с азартом мальчишки,

Потихоньку пошаркал подметкою

И сорвал две еловые шишки.

Видишь, как они гуляют ins Grune, как они торгуют могилами своих

великих писателей; видишь их на рынке, на публичных лекциях; видишь их

идиотских корпорантов – на празднике гимнастического клуба; видишь Берлин –

эту огромную лавку и пивную с его нелепыми монументами и портретами

кайзера; видишь детей, юношей, стариков, старух, девушек и самок

(«раскрахмаленных лангуст»).

И надо всем этим – лицемерие, затаенное любострастие, обалделая

маршировка в ногу, крикливый пивной патриотизм, шаблон, индюшачья

надменность и плоская, самодовольная тупость.

Ах, в теперешние дни с каким жгучим, опьяняющим, сладким негодованием

читаешь эти сатиры, где каждое сжатое слово подобно удару резца по мрамору.

Итак, Саша Черный всюду остается настоящим, тонко чувствующим и глубоко

думающим лириком – в красках, в звуках, в сатире, и быте, и светлых нежно-

чувственных образах природы.

Я бы сказал: «Да будет ему триумф», если бы только этот сдержанный,

молчаливый человек с печальными темными глазами и светлой детской улыбкой

придавал триумфу какое-нибудь значение.

Но того отчего же не указать на его единственный, но существенный

недостаток – он гораздо слабее своего таланта, когда пишет сатирические

стихи на злобу дня – о Думе, о политике, Гучкове, Милюкове и т.п. А надо

сказать, что такие стихи он пробовал писать, когда сотрудничал в

«Сатириконе», и писал их, очевидно, подчиняясь общему настроению

сотрудников этого журнала. Саша Черный чувствует и мыслит более глубоко, и

жертвы его сатиры не господа «А», «В», «С», «D», а типичные пошлость,

скука, лень, равнодушие и тихое оподление современной жизни.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты