Школьные сочинения (Достоевский, Лермонтов и т. д.)
Школьные сочинения (Достоевский, Лермонтов и т. д.)
«ЧУВСТВО РОДИНЫ - основное в моём творчестве.»
«Моя лирика жива одной большой любовью к родине , чувство к родине -
основное в моём творчестве» , - говорил С. Есенин. К вершинам поэзии он
поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, мужики, косившие траву и
сеявшие свой хлеб, были страной его детства. Мир народных образов окружал
его с самого рождения:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутепень колдовная счастье мне пророчит.
И костёр зари, и плески волн, и серебристая луна, и шелест листвы, и
голубая гладь озёр - вся красота народного края с годами отлилась в стихи,
наполненные любовью к русской земле:
О Русь, малиновое поле!
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о
судьбах России в «суровые грозные годы» , - каждый есенинский образ и
строка согреты чувством безграничной любви к родине:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей
«русскости» , поэтому основная тематическая направленность стихотворений
поэта - мир русского крестьянства. «Всё равно я останусь поэтом золотой,
бревенчатой избы» , - писал он в одном из стихотворений. Это не просто
броская фраза, а жизненная позиция поэта, определившая особенности его
стихов о родине.
Есенин любит не абстрактную Россию, а создаёт образ близкой и дорогой
ему земли - Рязанщины, малой родины поэта ( « Низкий дом с голубыми
ставнями...» , «Край любимый...» ).
В полном соответствии с традицией, заложенной в 19 веке А. С. Пушкиным
и М. Ю. Лермонтовым, С. А. Есенин предпочитает говорить не об отвлечённой
«русской идее» , а воспевать крестьянский труд, который хорошо знает:
Хорошо косою в утренний туман
Выводить по полю травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.
Цветовая гамма родины имеет у Есенина своеобразную, неповторимую
окраску: «голубую оставил Русь» , «О Русь, малиновое поле! И синь, упавшая
в реку...».
В лирике поэта, посвящённой теме родины, отразились и его раздумья о
судьбе страны после революции. В первых своих произведениях он приветствует
её как возможность обновления России:
О Русь, взмахни крылами!
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встаёт иная степь.
В это время лирика поэта наполняется глубокими раздумьями о России.
Революцию Есенин принял, по его словам, «с крестьянским уклоном». Есенин,
как поэт крестьянский, всегда думает в первую очередь о деревне. И особенно
тяжело, временами трагически, переживает он ломку старых, патриархальных
устоев русских деревень. И поэту кажется, что его родина в нём не
нуждается, что у неё теперь другие певцы: «Моя поэзия здесь больше не
нужна, да и, пожалуй, я сам тоже здесь не нужен».
Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Выражая чувство сопричастности судьбе страны, чувство любви и
ответственности за неё, поэт скажет:
Но и тогда,
Когда по всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Есенин говорит, что, где бы он ни был, что бы с ним ни случилось,
он всегда будет помнить свою родину, своих родных:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
Россия - единственная любовь Есенина: « Чувство родины - основное
в моём творчестве - оно всё, без неё ничего. Женщины, дети, дом, друзья, -
всё это можно отдать другому, только не Россию, вне России не будет ничего:
ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы».
|