Шпоры (сочинения)
Шпоры (сочинения)
|ТЕМА ЛЮБВИ В |"Дно жизни" - трагический| |
|ТВОРЧЕСТВЕ |образ пьесы А. М. |СПОРЫ О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ |
|БЛОКА |Горького "На дне" |М.ГОРЬКОГО "НА ДНЕ". |
|Александр Блок| |Пьеса М.Горького "На дне"|
|вошел в |Пьеса Горького "На дне" |создана более |
|историю |была написана в 1902 году|восьмидесяти лет назад. И|
|литературы как|для труппы | |
|выдающийся |Московского |все эти годы она не |
|поэт- |Художественного |переставала вызывать |
|лирик. Начав |общедоступного театра. |споры. Это можно |
|свой |Горький долгое |объяснить |
|поэтический |время не мог подобрать |множеством проблем, |
|путь книгой |точного названия пьесе. |поставленных автором, |
|мистических |Первоначально она |проблем, которые на |
|стихов о |называлась "Ночлежка", |разных этапах |
|прекрасной |затем "Без солнца" и, |исторического развития |
|Даме, Блок |наконец, "На дне". В |приобретают новую |
|завершил свое |самом названии уже |актуальность. Это |
|двадцатилетнее|заложен огромный смысл. |объясняется и сложностью,|
|творчество в |Люди, которые попали |противоречивостью |
|русской |на дно, уже никогда не |авторской позиции. |
|литературе |поднимутся к свету, к |Повлияло на судьбу |
|проклятием |новой жизни. Тема |произведения, на его |
|старому миру в|униженных и оскорбленных |восприятие то, что |
|поэме |не нова в русской |сложные, философски |
|"Двенадцать". |литературе. Вспомним |неоднозначные идеи |
|Блок прошел |героев Достоевского, |писателя были |
|сложный |которым тоже "уже некуда |искусственно упрощены, |
|творческий |больше идти". Много |превращены в лозунги, |
|путь от |сходных черт можно найти |взятые |
|поэта-символис|у героев Достоевского и |на вооружение официальной|
|та, от |Горького: это тот |пропагандой недавних лет.|
|бесплодной |же мир пьяниц, воров, |Слова: |
|романтической |проституток и сутенеров. |"Человек... это звучит |
|мечты к |Только он еще более |гордо!" становились |
|реальной |страшно и реалистично |нередко плакатными |
|действительнос|показаны Горьким. |надписями, почти такими |
|ти, к |В пьесе Горького зрители |же распространенными, как|
|революции. |впервые увидели |"Слава КПСС!", |
|Многие бывшие |незнакомый им мир |а сам монолог Сатина дети|
|"друзья" |отверченных. Такой |заучивали наизусть, |
|Блока, сбежав |суровой, беспощадной |правда, предварительно |
|от революции в|правды о жизни социальных|его корректировали, |
| | |выбрасывая некоторые |
|другие-страны,|низов, об их |реплики героя ("Выпьем за|
|кричали в |беспросветной участи | |
|парижских |мировая драматургия еще |человека, Барон!"). |
|газетах, что |не знала. |Сегодня пьесу "На дне" |
|Блок продался |Под сводами костылевской |хочется перечитать |
|большевикам, |ночлежки оказались люди |заново, |
|что его тонкий|самою |непредвзято взглянув на |
|вкус и талант |различного характера и |ее персонажей, |
|огрубел, но |социального положения. |внимательно вдумавшись в |
|это было не |Каждый из них |их |
|так. Блок сам |наделен своими |слова и вглядевшись в их |
|пострадал в |индивидуальными чертами. |поступки. |
|революции |Здесь и рабочий Клещ, |Пьеса М.Горького - |
|(крестьяне |мечтающий о честном |новаторское литературное |
|сожгли его |труде, и Пепел, жаждущий |произведение. В центре |
|имение |правильной жизни, и |ее - не только |
|Шахматове), но|Актер, весь поглощенный |человеческие судьбы, |
|он сумел |воспоминаниями о своей |сколько столкновение |
|понять и |былой славе, и |идей, спор о |
|другое - чаша |Настя, страстно рвущаяся |человеке, о смысле жизни.|
|терпения |к большой, настоящей |Ядром этого спора |
|народа |любви. Все они |является проблема |
|переполнилась.|достойны лучшей участи. |правды и лжи, восприятие |
|Блок чутко |Тем трагичнее их |жизни такой, какова она |
|прислушивался |положение сейчас. Люди, |есть на самом деле, |
|к жизни, |живущие в этом подвале, |со всей ее безысходностью|
|проявлял |похожем на пещеру, |и правдой для персонажей |
|глубочайший |-трагические жертвы |- людей "дна", |
|интерес к |уродливых и жестоких |или жизнь с иллюзиями, в |
|судьбе России,|порядков, при которых |каких бы разнообразных и |
|к судьбе |человек перестает быть |причудливых |
|русского |человеком и обречен |формах они ни |
|народа. |влачить жалкое |представали. Этот спор |
|Ранний период |существование. |начинается задолго до |
|творчества |Горький не дает |появления в ночлежке Луки|
|поэта прошел |подробного изложения |и продолжается после его |
|под знаком |биографий героев пьесы, |ухода. Уже в |
|религиозных |но и |самом начале пьесы Квашня|
|мечтаний, |те немногие черты, |тешит себя иллюзиями, что|
|уводивших в |которые он воспроизводит,|она - |
|"миры иные". В|прекрасно раскрывают |свободная женщина, а |
|1904 году он |замысел автора. В |Настя - мечтами о великом|
|создает цикл |немногих словах рисуется |чувстве, заимствуя |
|"Стихов о |трагизм жизненной судьбы |его из книги "Роковая |
|прекрасной |Анны. "Не помню, когда я |любовь". И с самого |
|Даме", полных |сыта была, - говорит она.|начала в этот мир иллюзий|
|тревоги, |- Над каждым | |
|ощущения |куском хлеба тряслась... |врывается роковая правда.|
|близкой |Всю жизнь мою дрожала... |Не случайно бросает свою |
|катастрофы |Мучилась... как бы |реплику Квашня, |
|Поэт замкнулся|больше другого не |обращаясь к Клещу: "Не |
|в личных |съесть... Всю жизнь в |терпишь правды!". С |
|переживаниях, |отрепьях ходила... всю |самого начала пьесы, |
|он тоскует об |мою |многое звучит как спор |
|идеале |несчастную жизнь..." |М.Горького с самим собой,|
|женщины. Стихи|Рабочий Клещ говорит о |со своей прежней |
|посвящены его |безысходной своей доле: |идеализацией босяков. В |
|будущей жене |"Работы нет... силы |костылевской ночлежке |
|Менделеевой, |нет... Вот - правда! |свобода оказывается |
|которую он |Пристанища, пристанища |призрачной - опустившись |
|сильно любил, |нету! |на "дно", люди не ушли от|
|Блок |Издыхать надо... Вот |жизни, она |
|взрослеет, и |правда!" |настигает их. И прежнее |
|меняются его |Обитатели "дна" выброшены|горьковское желание - |
|взгляды на |из жизни в силу условий, |рассмотреть в босяках, |
|жизнь, он |царящих в |люмпенах, людей, |
|понял, что |обществе. Человек |отторгнутых от нормальной|
|нельзя уйти в |предоставлен самому себе.|человеческой жизни, |
|"миры иные", |Если он споткнулся, |прежде всего хорошее - |
|когда вокруг |выбился из колеи, ему |также отступает на второй|
|разруха, |грозит "дно", неминуемая |план. Эти люди |
|голод, борьба,|нравственная, а |жестоки друг к другу, |
|смерть. Тема |нередко и физическая |жизнь сделала их такими. |
|народа и |гибель. Погибает Анна, |И эта жестокость |
|интеллигенции |кончает с собой Актер, |проявляется прежде всего |
|властно |да и остальные измотаны, |в том, с какой |
|врывается |изуродованы жизнью до |настойчивостью они |
|в творчество |последней степени. |разрушают иллюзии других |
|Блока. В |И даже здесь, в этом |людей, например, Насти, |
|стихотворении |страшном мире |умирающей |
|"Незнакомка" |отверженных, продолжают |Анны, Клеща с его |
|Блок |действовать волчьи законы|надеждой выбраться из |
|показывает |"дна". Вызывает |ночлежки, начать новую |
|столкновение |отвращение фигура |жизнь, Барона, все |
|прекрасной |содержателя ночлежки |достояние которого |
|мечты и |Костылева, одного из |составляют воспоминания о|
|грязной |"хозяев жизни", который | |
|действительнос|готов даже из своих |былом величии рода и |
|ти. Он |несчастных и обездоленных|которому Настя бросает в |
|пишет: "И |постояльцев выжать |ожесточении реплики: |
|медленно, |последнюю копейку. Столь |"Врешь, не было этого!". |
|пройдя меж |же отвратительна и его |В среде этих ожесточенных|
|пьяными, |жена Василиса |жизнью людей |
|всегда без |своей безнравственностью.|появляется странник Лука.|
|спутников, | |И с его появлением |
|одна, |Страшная участь |начавшийся уже спор о |
|дыша духами и |обитателей ночлежки |человеке, о правде и лжи |
|туманами, она |становится особенно |в его жизни обостряется. |
|садится у |очевидной, |Всмотримся |
|окна". Какая |если сопоставить ее с |внимательнее в образ |
|музыкальность?|тем, к чему призван |Луки. |
| |человек. Под темными и |Прежде всего отметим, что|
|Какая |угрюмыми сводами |именно этот персонаж |
|лиричность и |ночлежного дома, среди |пьесы вызывает |
|мелодия. Еще |жалких и искалеченных, |наиболее ожесточенные |
|раньше Блок |несчастных и бездомных |споры, составляет ее |
|записывает в |бродяг звучат |драматургический нерв. |
|дневнике: |торжественным гимном |Лука утешает людей. Чем |
|"Она - это |слова о |можно утешить этих |
|некий идеал |человеке, о его |выброшенных из жизни, |
|красоты, |призвании, о его силе и |опустившихся на дно ее |
|способный, |его красоте: "Человек - |бывших баронов, актеров, |
|быть может, |вот |рабочего человека, |
|пересоздать |правда! Все - в человеке,|потерявшего работу, |
|жизнь, изгнать|все для человека! |умирающую женщину, |
|из нее все |Существует только |которой нечего и |
|уродливое, |человек, |вспомнить хорошего о |
|дурное". Связи|все же остальное - дело |прожитой жизни, |
|Блока с |его рук и его мозга! |потомственного вора? И |
|собственной |Человек! Это великолепно!|Лука |
|средой, с | |прибегает к лжи, как к |
|деградирующей |Это звучит- гордо!" |словесному наркотику, как|
|буржуазной |Гордые слова о том, каким|к обезболивающему |
|культурой |должен быть и каким может|средству. В обитателей |
|немного |быть человек, |ночлежки он вселяет |
|ослабли, |еще резче оттеняют ту |иллюзии, причем |
|потому что он |картину действительного |жизненный опыт его таков,|
|влюблен в свою|положения человека, |что он тонко чувствует |
|Родину и |которую рисует писатель. |людей, знает, что |
|потрясен |И этот контраст |каждому из них важнее |
|горькой |приобретает особый |всего. И безошибочно |
|судьбой |смысл... |нажимает на главный |
|русского |Пламенный монолог Сатина |рычаг человеческой |
|народа. Народ |о человеке звучит |личности, обещая Анне |
|сознательно |несколько |покой и отдых на том |
|споили и свели|неестественно в атмосфере|свете, Актеру - |
|на уровень |непроглядной тьмы, |бесплатные лечебницы для |
|животного. |особенно после того, |алкоголиков, а Ваське |
|"По вечерам, |как ушел Лука, повесился |Пеплу |
|над |Актер, посажен в тюрьму |- вольную жизнь в Сибири.|
|ресторанами, |Васька Пепел. Это |Зачем врет Лука? Этот |
|прозрачный |чувствовал сам писатель и|вопрос не раз |
|воздух дик и |объяснял это тем, что в |задавали себе читатели и |
|глух, и правит|пьесе должен быть |критики, размышляя над |
| |резонер (выразитель |горьковской пьесой. |
|окриками |мыслей автора), но |Долгое время в трактовках|
|пьяными |героев, которых изобразил|образа Луки преобладали |
|весенний и | |отрицательные |
|тлетворный |Горький, трудно назвать |оценки, его обвиняли в |
|дух", - пишет |выразителями чьих-либо |равнодушии к людям, в |
|он в |идей вообще. |корысти (само имя его |
|"Незнакомке". |Поэтому и вкладывает свои|по созвучию связано со |
|Поиски Блока |мысли Горький в уста |словом "лукавый", а одно |
|путей к |Сатина, самого |из значений этого |
|реальной жизни|свободолюбивого и |слова близко к нечистому,|
|сопровождались|справедливого персонажа. |к искусителю). Луку |
| | |обвиняли и в том, что |
|взрывами | |он искушает людей своей |
|отчаяния, | |ложью, а в качестве |
|неверия, | |главного обвинения |
|проклятиями по| |называли смерть Актера, в|
|адресу | |образе горьковского |
|"сытых", | |странника искали |
|попытками | |прежде всего |
|пересмотра | |идеологические истоки, |
|собственной | |его связывали с |
|жизненной | |сектантами- |
|позиции. | |бегунами, с идеями |
|Блок своими | |толстовства. Однако если |
|стихами | |всмотреться в то, что |
|доказал, что | |делает Лука, вслушаться в|
|он не только | |его речи, понимаешь, что |
|глубокая, | |механизм его |
|незаурядная | |утешительства проще и |
|личность, но и| |сложнее. Он просто не |
|показал связь | |очерствел душою, нельзя |
|Вселенной и | |не согласиться с |
|Вечной | |оценками, которые дает |
|красоты. Жаль,| |Луке Сатин: "Он врал.. Но|
|что | |это |
|он так и не | |только из жалости к вам".|
|нашел своего | |Лука не просто |
|идеала в | |обманывает, на протяжении|
|жизни. | | |
|Менделеева, | |пьесы он творит реальное,|
|устав от | |деятельное добро: утешает|
|восторженной | |перед смертью |
|любви, ушла к | |Анну, пытается усовестить|
|Андрею Белому,| |Василису. Именно этот |
|но глубокие | |странник |
|стихи Блока | |предотвращает убийство |
|остались. Они | |Васькой Пеплом Костылева |
|полны чувства,| |(кстати, Сатин |
|юные девушки | |прямо толкает Ваську на |
|учатся любви | |убийство: "... и чего ты |
|настоящей, | |не пришибешь его, |
|поэтической, | |Василий?!" - и далее: |
|это очень | |"Потом женись на |
|скрашивает | |Василисе... хозяином |
|однообразные, | |нашим |
|полные | |будешь...". И в Сибирь он|
|усталости и | |советует Пеплу уйти |
|тревоги наши | |поскорее, потому что |
|современные | |предвидит, добром это |
|будни. Если б | |дело не кончится, и |
|не поэты, то | |предвидение его |
|словами Блока | |оказывается правильным. |
|можно было бы | |Лука не просто врет |
|сказать: "Так | |актеру, он уговаривает |
|жизнь скучна, | |его: "Ты только вот чего:|
|когда борения | |ты пока готовься! |
|нет. Нет | |Воздержись... возьми себя|
|красоты, любви| |в |
|и жизни". С | |руки и терпи..." И |
|любовью к | |причина смерти Актера не |
|женщине | |в иллюзиях, а в их |
|перекликается | |крушении, в прозрении, в |
|любовь к | |сознании невозможности |
|Родине. "О, | |воздержаться и |
|Русь моя Жена | |взять себя в руки. |
|моя! До боли | |Лука не просто утешитель,|
|нам ясен | |он философски |
|долгий | |обосновывает свою |
|путь!" - пишет| |позицию. Одним из идейных|
|Блок. | |центров пьесы становится |
|Освобождаясь | |рассказ |
|из-под влияния| |странника о том, как он |
|символизма. | |спас двух беглых |
|Блок стремился| |каторжников. Главная |
|продолжить | |мысль |
|традиции | |горьковского персонажа |
|великой | |здесь в том, что спасти |
|русской | |человека и научить |
|классической | |добру может не насилие, |
|литературы, | |не тюрьма, а только |
|видевшей свою | |добро: "Человек может |
|задачу в | |добру научить..."Пока |
|служении | |верил человек - жил, а |
|народу. Блок | |потерял веру и удавился. |
|самостоятелен | |Итак, в пьесе, как можно |
|и неповторим. | |убедиться, главный |
|В его | |носитель добра - Лука, он|
|поэзии | | |
|выражены | |жалеет людей, сострадает |
|характерные | |им и пытается помочь |
|черты духовной| |словом и делом. |
|жизни многих | |сюжетно. Последнее |
|людей, | |событие пьесы - смерть |
|предчувствие | |Актера - подтверждает |
|социальных | |слова Луки: поверил |
|перемен. Поэт | |человек, затем потерял |
|с большой | |веру и удавился. |
|страстностю | |Принято считать, что |
|хотел | |главным оппонентом Луки в|
|видеть в | |споре о правде |
|человеке | |является Сатин. Это как |
|свободного | |будто бы и так, ведь |
|творца жизни. | |именно он произносит |
|Вся жизнь | |афоризм: "Ложь - религия |
|Блока | |рабов и хозяев... Правда |
|пронизана | |- бог свободного |
|мечтой об | |человека!" Однако именно |
|идеальном | |Сатин не только |
|человеке, | |заступается за старика, |
|который не | |запрещая плохо говорить о|
|чувствует в | |нем, но и произносит свой|
|себе | |знаменитый |
|раздвоенности | |монолог о человеке, |
|и смятения. | |воплощая в жизнь идеи |
|Культ | |Луки. В самом деле, что |
|прекрасной | |такое рассуждения, как не|
|Дамы означал | |словесный наркотик, |
|протест | |призванный утешить |
|против | |всех вокруг, во всех |
|мещанской | |вселить иллюзию |
|прозы жизни, | |собственной ценности, вне|
|был | | |
|своеобразной | |зависимости от реальных |
|формой | |человеческих дел. Недаром|
|непризнания и | |именно после |
|отрицания | |монолога Сатина в |
|буржуазного | |ночлежке начинается |
|уклада жизни. | |пьяный разгул, и даже |
|Недоговореннос| |глашатай беспощадной и |
|ть, | |злой правды Бубнов |
|загадочность | |заявляет: "Много ли |
|цикла о любви | |человеку надо? Вот я - |
|побуждает | |выпил и рад!" И только |
|задуматься | |известие о самоубийстве |
|над тайнами | |Актера внезапно прерывает|
|человеческого | |эту картину. Поэтому так |
|бытия. | |многозначно |
|"Незнакомка" -| |звучат последние слова |
|это полет | |пьесы, вложенные в уста |
|творческой | |Сатина: "Эх... |
|фантазии, | |испортил песню... |
|преображающий | |дур-рак!". |
|мир. | |По-настоящему спорит с |
|Глубина | |Лукой не Сатин, а сам |
|переживаний | |автор пьесы. Именно |
|поэта | |Горький показывает, что |
|определяет | |спасительная ложь никого |
|значительность| |не спасла, что |
|тем в его | |вечно жить в плену |
|лирике. Блок | |иллюзий нельзя, а выход |
|рано ушел из | |из них и прозрение всегда|
|жизни но стихи| | |
|его волнуют | |трагичны, а главное - что|
|всех мыслящих | |человек, живущий в мире |
|людей, они | |утешительной |
|помогают нам | |мечты, убаюкивающего |
|жить. | |обмана, примиряется со |
| | |своей убогой, |
| | |беспросветной реальной |
| | |жизнью. Это приводит его |
| | |к тому, чго он |
| | |соглашается терпеть - |
| | |мотив этот звучит в пьесе|
| | |не раз, например, в |
| | |словах Анны: "Коли там |
| | |муки не будет... здесь |
| | |можно потерпеть... |
| | |можно!", или в притче о |
| | |праведной земле - жил |
| | |человек плохо, но |
| | |терпел в надежде найти |
| | |когда-то иную жизнь. Вот |
| | |этого примирения с |
| | |жизнью не приемлет |
| | |М.Горький. Спор писателя |
| | |с Лукой - это во |
| | |многом спор с самим |
| | |собой. Недаром |
| | |современники вспоминали, |
| | |что |
| | |по своим человеческим |
| | |качествам М.Горький был |
| | |во многом близок к |
| | |этому |
| | |страннику-утешителю. |
| | |Недаром он уже в период |
| | |послереволюционный |
| | |написал киносценарий "По |
| | |пути на дно", где под |
| | |влиянием идеологических |
| | |догм разоблачил Луку, |
| | |показал его как |
| | |кулака, преступного и |
| | |безнравственного |
| | |человека. Но сценарий |
| | |этот |
| | |оказался творческой |
| | |неудачей М.Горького, а |
| | |пьеса "На дне" продолжает|
| | | |
| | |жить и сегодня, вызывая |
| | |многочисленные споры и |
| | |обретая новую |
| | |актуальность. |
| | |Образ Луки долгое время |
| | |оценивался в |
| | |литературоведении |
| | |однозначно |
| | |отрицательно. Луку |
| | |обвиняли в том, что он |
| | |лжет из корыстных |
| | |побуждений, что он |
| | |равнодушен к людям, |
| | |которых обманывает, |
| | |наконец, что в момент |
| | |преступления он исчез из |
| | |ночлежки. Но главное |
| | |обвинение, которое |
| | |предъявлялось Луке, |
| | |касалось его позиции, его|
| | | |
| | |отношения к человеку. Он |
| | |проповедует жалость, |
| | |милосердие, которые в |
| | |прежние годы считались |
| | |чем-то лишним, даже |
| | |подозрительным, этаким |
| | |проявлением |
| | |примиренчества, |
| | |отступлением от позиции |
| | |борьбы с |
| | |классовым врагом (а |
| | |врагов видели вокруг себя|
| | |бесконечно много), |
| | |милосердие объявлялось |
| | |"интеллигентской |
| | |мягкотелостью", которая |
| | |недопустима в условиях |
| | |схватки двух миров. Не |
| | |принималось в |
| | |позиции Луки и другое - |
| | |то, что он не зовет людей|
| | |к борьбе, к |
| | |революционньм действиям, |
| | |радикальному изменению |
| | |жизни. Все это в |
| | |давние годы считалось |
| | |вредным и чуждым человеку|
| | |нового общества, |
| | |"борцу за светлое |
| | |общество". Сегодня образ |
| | |Луки прочитывается во |
| | |многом иначе, а поводом к|
| | |этому может послужить |
| | |просто |
| | |внимательное, |
| | |непредвзятое знакомство с|
| | |горьковской пьесой. |
|