рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Шпоры (сочинения)


Шпоры (сочинения)

|ТЕМА ЛЮБВИ В |"Дно жизни" - трагический| |

|ТВОРЧЕСТВЕ |образ пьесы А. М. |СПОРЫ О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ |

|БЛОКА |Горького "На дне" |М.ГОРЬКОГО "НА ДНЕ". |

|Александр Блок| |Пьеса М.Горького "На дне"|

|вошел в |Пьеса Горького "На дне" |создана более |

|историю |была написана в 1902 году|восьмидесяти лет назад. И|

|литературы как|для труппы | |

|выдающийся |Московского |все эти годы она не |

|поэт- |Художественного |переставала вызывать |

|лирик. Начав |общедоступного театра. |споры. Это можно |

|свой |Горький долгое |объяснить |

|поэтический |время не мог подобрать |множеством проблем, |

|путь книгой |точного названия пьесе. |поставленных автором, |

|мистических |Первоначально она |проблем, которые на |

|стихов о |называлась "Ночлежка", |разных этапах |

|прекрасной |затем "Без солнца" и, |исторического развития |

|Даме, Блок |наконец, "На дне". В |приобретают новую |

|завершил свое |самом названии уже |актуальность. Это |

|двадцатилетнее|заложен огромный смысл. |объясняется и сложностью,|

|творчество в |Люди, которые попали |противоречивостью |

|русской |на дно, уже никогда не |авторской позиции. |

|литературе |поднимутся к свету, к |Повлияло на судьбу |

|проклятием |новой жизни. Тема |произведения, на его |

|старому миру в|униженных и оскорбленных |восприятие то, что |

|поэме |не нова в русской |сложные, философски |

|"Двенадцать". |литературе. Вспомним |неоднозначные идеи |

|Блок прошел |героев Достоевского, |писателя были |

|сложный |которым тоже "уже некуда |искусственно упрощены, |

|творческий |больше идти". Много |превращены в лозунги, |

|путь от |сходных черт можно найти |взятые |

|поэта-символис|у героев Достоевского и |на вооружение официальной|

|та, от |Горького: это тот |пропагандой недавних лет.|

|бесплодной |же мир пьяниц, воров, |Слова: |

|романтической |проституток и сутенеров. |"Человек... это звучит |

|мечты к |Только он еще более |гордо!" становились |

|реальной |страшно и реалистично |нередко плакатными |

|действительнос|показаны Горьким. |надписями, почти такими |

|ти, к |В пьесе Горького зрители |же распространенными, как|

|революции. |впервые увидели |"Слава КПСС!", |

|Многие бывшие |незнакомый им мир |а сам монолог Сатина дети|

|"друзья" |отверченных. Такой |заучивали наизусть, |

|Блока, сбежав |суровой, беспощадной |правда, предварительно |

|от революции в|правды о жизни социальных|его корректировали, |

| | |выбрасывая некоторые |

|другие-страны,|низов, об их |реплики героя ("Выпьем за|

|кричали в |беспросветной участи | |

|парижских |мировая драматургия еще |человека, Барон!"). |

|газетах, что |не знала. |Сегодня пьесу "На дне" |

|Блок продался |Под сводами костылевской |хочется перечитать |

|большевикам, |ночлежки оказались люди |заново, |

|что его тонкий|самою |непредвзято взглянув на |

|вкус и талант |различного характера и |ее персонажей, |

|огрубел, но |социального положения. |внимательно вдумавшись в |

|это было не |Каждый из них |их |

|так. Блок сам |наделен своими |слова и вглядевшись в их |

|пострадал в |индивидуальными чертами. |поступки. |

|революции |Здесь и рабочий Клещ, |Пьеса М.Горького - |

|(крестьяне |мечтающий о честном |новаторское литературное |

|сожгли его |труде, и Пепел, жаждущий |произведение. В центре |

|имение |правильной жизни, и |ее - не только |

|Шахматове), но|Актер, весь поглощенный |человеческие судьбы, |

|он сумел |воспоминаниями о своей |сколько столкновение |

|понять и |былой славе, и |идей, спор о |

|другое - чаша |Настя, страстно рвущаяся |человеке, о смысле жизни.|

|терпения |к большой, настоящей |Ядром этого спора |

|народа |любви. Все они |является проблема |

|переполнилась.|достойны лучшей участи. |правды и лжи, восприятие |

|Блок чутко |Тем трагичнее их |жизни такой, какова она |

|прислушивался |положение сейчас. Люди, |есть на самом деле, |

|к жизни, |живущие в этом подвале, |со всей ее безысходностью|

|проявлял |похожем на пещеру, |и правдой для персонажей |

|глубочайший |-трагические жертвы |- людей "дна", |

|интерес к |уродливых и жестоких |или жизнь с иллюзиями, в |

|судьбе России,|порядков, при которых |каких бы разнообразных и |

|к судьбе |человек перестает быть |причудливых |

|русского |человеком и обречен |формах они ни |

|народа. |влачить жалкое |представали. Этот спор |

|Ранний период |существование. |начинается задолго до |

|творчества |Горький не дает |появления в ночлежке Луки|

|поэта прошел |подробного изложения |и продолжается после его |

|под знаком |биографий героев пьесы, |ухода. Уже в |

|религиозных |но и |самом начале пьесы Квашня|

|мечтаний, |те немногие черты, |тешит себя иллюзиями, что|

|уводивших в |которые он воспроизводит,|она - |

|"миры иные". В|прекрасно раскрывают |свободная женщина, а |

|1904 году он |замысел автора. В |Настя - мечтами о великом|

|создает цикл |немногих словах рисуется |чувстве, заимствуя |

|"Стихов о |трагизм жизненной судьбы |его из книги "Роковая |

|прекрасной |Анны. "Не помню, когда я |любовь". И с самого |

|Даме", полных |сыта была, - говорит она.|начала в этот мир иллюзий|

|тревоги, |- Над каждым | |

|ощущения |куском хлеба тряслась... |врывается роковая правда.|

|близкой |Всю жизнь мою дрожала... |Не случайно бросает свою |

|катастрофы |Мучилась... как бы |реплику Квашня, |

|Поэт замкнулся|больше другого не |обращаясь к Клещу: "Не |

|в личных |съесть... Всю жизнь в |терпишь правды!". С |

|переживаниях, |отрепьях ходила... всю |самого начала пьесы, |

|он тоскует об |мою |многое звучит как спор |

|идеале |несчастную жизнь..." |М.Горького с самим собой,|

|женщины. Стихи|Рабочий Клещ говорит о |со своей прежней |

|посвящены его |безысходной своей доле: |идеализацией босяков. В |

|будущей жене |"Работы нет... силы |костылевской ночлежке |

|Менделеевой, |нет... Вот - правда! |свобода оказывается |

|которую он |Пристанища, пристанища |призрачной - опустившись |

|сильно любил, |нету! |на "дно", люди не ушли от|

|Блок |Издыхать надо... Вот |жизни, она |

|взрослеет, и |правда!" |настигает их. И прежнее |

|меняются его |Обитатели "дна" выброшены|горьковское желание - |

|взгляды на |из жизни в силу условий, |рассмотреть в босяках, |

|жизнь, он |царящих в |люмпенах, людей, |

|понял, что |обществе. Человек |отторгнутых от нормальной|

|нельзя уйти в |предоставлен самому себе.|человеческой жизни, |

|"миры иные", |Если он споткнулся, |прежде всего хорошее - |

|когда вокруг |выбился из колеи, ему |также отступает на второй|

|разруха, |грозит "дно", неминуемая |план. Эти люди |

|голод, борьба,|нравственная, а |жестоки друг к другу, |

|смерть. Тема |нередко и физическая |жизнь сделала их такими. |

|народа и |гибель. Погибает Анна, |И эта жестокость |

|интеллигенции |кончает с собой Актер, |проявляется прежде всего |

|властно |да и остальные измотаны, |в том, с какой |

|врывается |изуродованы жизнью до |настойчивостью они |

|в творчество |последней степени. |разрушают иллюзии других |

|Блока. В |И даже здесь, в этом |людей, например, Насти, |

|стихотворении |страшном мире |умирающей |

|"Незнакомка" |отверженных, продолжают |Анны, Клеща с его |

|Блок |действовать волчьи законы|надеждой выбраться из |

|показывает |"дна". Вызывает |ночлежки, начать новую |

|столкновение |отвращение фигура |жизнь, Барона, все |

|прекрасной |содержателя ночлежки |достояние которого |

|мечты и |Костылева, одного из |составляют воспоминания о|

|грязной |"хозяев жизни", который | |

|действительнос|готов даже из своих |былом величии рода и |

|ти. Он |несчастных и обездоленных|которому Настя бросает в |

|пишет: "И |постояльцев выжать |ожесточении реплики: |

|медленно, |последнюю копейку. Столь |"Врешь, не было этого!". |

|пройдя меж |же отвратительна и его |В среде этих ожесточенных|

|пьяными, |жена Василиса |жизнью людей |

|всегда без |своей безнравственностью.|появляется странник Лука.|

|спутников, | |И с его появлением |

|одна, |Страшная участь |начавшийся уже спор о |

|дыша духами и |обитателей ночлежки |человеке, о правде и лжи |

|туманами, она |становится особенно |в его жизни обостряется. |

|садится у |очевидной, |Всмотримся |

|окна". Какая |если сопоставить ее с |внимательнее в образ |

|музыкальность?|тем, к чему призван |Луки. |

| |человек. Под темными и |Прежде всего отметим, что|

|Какая |угрюмыми сводами |именно этот персонаж |

|лиричность и |ночлежного дома, среди |пьесы вызывает |

|мелодия. Еще |жалких и искалеченных, |наиболее ожесточенные |

|раньше Блок |несчастных и бездомных |споры, составляет ее |

|записывает в |бродяг звучат |драматургический нерв. |

|дневнике: |торжественным гимном |Лука утешает людей. Чем |

|"Она - это |слова о |можно утешить этих |

|некий идеал |человеке, о его |выброшенных из жизни, |

|красоты, |призвании, о его силе и |опустившихся на дно ее |

|способный, |его красоте: "Человек - |бывших баронов, актеров, |

|быть может, |вот |рабочего человека, |

|пересоздать |правда! Все - в человеке,|потерявшего работу, |

|жизнь, изгнать|все для человека! |умирающую женщину, |

|из нее все |Существует только |которой нечего и |

|уродливое, |человек, |вспомнить хорошего о |

|дурное". Связи|все же остальное - дело |прожитой жизни, |

|Блока с |его рук и его мозга! |потомственного вора? И |

|собственной |Человек! Это великолепно!|Лука |

|средой, с | |прибегает к лжи, как к |

|деградирующей |Это звучит- гордо!" |словесному наркотику, как|

|буржуазной |Гордые слова о том, каким|к обезболивающему |

|культурой |должен быть и каким может|средству. В обитателей |

|немного |быть человек, |ночлежки он вселяет |

|ослабли, |еще резче оттеняют ту |иллюзии, причем |

|потому что он |картину действительного |жизненный опыт его таков,|

|влюблен в свою|положения человека, |что он тонко чувствует |

|Родину и |которую рисует писатель. |людей, знает, что |

|потрясен |И этот контраст |каждому из них важнее |

|горькой |приобретает особый |всего. И безошибочно |

|судьбой |смысл... |нажимает на главный |

|русского |Пламенный монолог Сатина |рычаг человеческой |

|народа. Народ |о человеке звучит |личности, обещая Анне |

|сознательно |несколько |покой и отдых на том |

|споили и свели|неестественно в атмосфере|свете, Актеру - |

|на уровень |непроглядной тьмы, |бесплатные лечебницы для |

|животного. |особенно после того, |алкоголиков, а Ваське |

|"По вечерам, |как ушел Лука, повесился |Пеплу |

|над |Актер, посажен в тюрьму |- вольную жизнь в Сибири.|

|ресторанами, |Васька Пепел. Это |Зачем врет Лука? Этот |

|прозрачный |чувствовал сам писатель и|вопрос не раз |

|воздух дик и |объяснял это тем, что в |задавали себе читатели и |

|глух, и правит|пьесе должен быть |критики, размышляя над |

| |резонер (выразитель |горьковской пьесой. |

|окриками |мыслей автора), но |Долгое время в трактовках|

|пьяными |героев, которых изобразил|образа Луки преобладали |

|весенний и | |отрицательные |

|тлетворный |Горький, трудно назвать |оценки, его обвиняли в |

|дух", - пишет |выразителями чьих-либо |равнодушии к людям, в |

|он в |идей вообще. |корысти (само имя его |

|"Незнакомке". |Поэтому и вкладывает свои|по созвучию связано со |

|Поиски Блока |мысли Горький в уста |словом "лукавый", а одно |

|путей к |Сатина, самого |из значений этого |

|реальной жизни|свободолюбивого и |слова близко к нечистому,|

|сопровождались|справедливого персонажа. |к искусителю). Луку |

| | |обвиняли и в том, что |

|взрывами | |он искушает людей своей |

|отчаяния, | |ложью, а в качестве |

|неверия, | |главного обвинения |

|проклятиями по| |называли смерть Актера, в|

|адресу | |образе горьковского |

|"сытых", | |странника искали |

|попытками | |прежде всего |

|пересмотра | |идеологические истоки, |

|собственной | |его связывали с |

|жизненной | |сектантами- |

|позиции. | |бегунами, с идеями |

|Блок своими | |толстовства. Однако если |

|стихами | |всмотреться в то, что |

|доказал, что | |делает Лука, вслушаться в|

|он не только | |его речи, понимаешь, что |

|глубокая, | |механизм его |

|незаурядная | |утешительства проще и |

|личность, но и| |сложнее. Он просто не |

|показал связь | |очерствел душою, нельзя |

|Вселенной и | |не согласиться с |

|Вечной | |оценками, которые дает |

|красоты. Жаль,| |Луке Сатин: "Он врал.. Но|

|что | |это |

|он так и не | |только из жалости к вам".|

|нашел своего | |Лука не просто |

|идеала в | |обманывает, на протяжении|

|жизни. | | |

|Менделеева, | |пьесы он творит реальное,|

|устав от | |деятельное добро: утешает|

|восторженной | |перед смертью |

|любви, ушла к | |Анну, пытается усовестить|

|Андрею Белому,| |Василису. Именно этот |

|но глубокие | |странник |

|стихи Блока | |предотвращает убийство |

|остались. Они | |Васькой Пеплом Костылева |

|полны чувства,| |(кстати, Сатин |

|юные девушки | |прямо толкает Ваську на |

|учатся любви | |убийство: "... и чего ты |

|настоящей, | |не пришибешь его, |

|поэтической, | |Василий?!" - и далее: |

|это очень | |"Потом женись на |

|скрашивает | |Василисе... хозяином |

|однообразные, | |нашим |

|полные | |будешь...". И в Сибирь он|

|усталости и | |советует Пеплу уйти |

|тревоги наши | |поскорее, потому что |

|современные | |предвидит, добром это |

|будни. Если б | |дело не кончится, и |

|не поэты, то | |предвидение его |

|словами Блока | |оказывается правильным. |

|можно было бы | |Лука не просто врет |

|сказать: "Так | |актеру, он уговаривает |

|жизнь скучна, | |его: "Ты только вот чего:|

|когда борения | |ты пока готовься! |

|нет. Нет | |Воздержись... возьми себя|

|красоты, любви| |в |

|и жизни". С | |руки и терпи..." И |

|любовью к | |причина смерти Актера не |

|женщине | |в иллюзиях, а в их |

|перекликается | |крушении, в прозрении, в |

|любовь к | |сознании невозможности |

|Родине. "О, | |воздержаться и |

|Русь моя Жена | |взять себя в руки. |

|моя! До боли | |Лука не просто утешитель,|

|нам ясен | |он философски |

|долгий | |обосновывает свою |

|путь!" - пишет| |позицию. Одним из идейных|

|Блок. | |центров пьесы становится |

|Освобождаясь | |рассказ |

|из-под влияния| |странника о том, как он |

|символизма. | |спас двух беглых |

|Блок стремился| |каторжников. Главная |

|продолжить | |мысль |

|традиции | |горьковского персонажа |

|великой | |здесь в том, что спасти |

|русской | |человека и научить |

|классической | |добру может не насилие, |

|литературы, | |не тюрьма, а только |

|видевшей свою | |добро: "Человек может |

|задачу в | |добру научить..."Пока |

|служении | |верил человек - жил, а |

|народу. Блок | |потерял веру и удавился. |

|самостоятелен | |Итак, в пьесе, как можно |

|и неповторим. | |убедиться, главный |

|В его | |носитель добра - Лука, он|

|поэзии | | |

|выражены | |жалеет людей, сострадает |

|характерные | |им и пытается помочь |

|черты духовной| |словом и делом. |

|жизни многих | |сюжетно. Последнее |

|людей, | |событие пьесы - смерть |

|предчувствие | |Актера - подтверждает |

|социальных | |слова Луки: поверил |

|перемен. Поэт | |человек, затем потерял |

|с большой | |веру и удавился. |

|страстностю | |Принято считать, что |

|хотел | |главным оппонентом Луки в|

|видеть в | |споре о правде |

|человеке | |является Сатин. Это как |

|свободного | |будто бы и так, ведь |

|творца жизни. | |именно он произносит |

|Вся жизнь | |афоризм: "Ложь - религия |

|Блока | |рабов и хозяев... Правда |

|пронизана | |- бог свободного |

|мечтой об | |человека!" Однако именно |

|идеальном | |Сатин не только |

|человеке, | |заступается за старика, |

|который не | |запрещая плохо говорить о|

|чувствует в | |нем, но и произносит свой|

|себе | |знаменитый |

|раздвоенности | |монолог о человеке, |

|и смятения. | |воплощая в жизнь идеи |

|Культ | |Луки. В самом деле, что |

|прекрасной | |такое рассуждения, как не|

|Дамы означал | |словесный наркотик, |

|протест | |призванный утешить |

|против | |всех вокруг, во всех |

|мещанской | |вселить иллюзию |

|прозы жизни, | |собственной ценности, вне|

|был | | |

|своеобразной | |зависимости от реальных |

|формой | |человеческих дел. Недаром|

|непризнания и | |именно после |

|отрицания | |монолога Сатина в |

|буржуазного | |ночлежке начинается |

|уклада жизни. | |пьяный разгул, и даже |

|Недоговореннос| |глашатай беспощадной и |

|ть, | |злой правды Бубнов |

|загадочность | |заявляет: "Много ли |

|цикла о любви | |человеку надо? Вот я - |

|побуждает | |выпил и рад!" И только |

|задуматься | |известие о самоубийстве |

|над тайнами | |Актера внезапно прерывает|

|человеческого | |эту картину. Поэтому так |

|бытия. | |многозначно |

|"Незнакомка" -| |звучат последние слова |

|это полет | |пьесы, вложенные в уста |

|творческой | |Сатина: "Эх... |

|фантазии, | |испортил песню... |

|преображающий | |дур-рак!". |

|мир. | |По-настоящему спорит с |

|Глубина | |Лукой не Сатин, а сам |

|переживаний | |автор пьесы. Именно |

|поэта | |Горький показывает, что |

|определяет | |спасительная ложь никого |

|значительность| |не спасла, что |

|тем в его | |вечно жить в плену |

|лирике. Блок | |иллюзий нельзя, а выход |

|рано ушел из | |из них и прозрение всегда|

|жизни но стихи| | |

|его волнуют | |трагичны, а главное - что|

|всех мыслящих | |человек, живущий в мире |

|людей, они | |утешительной |

|помогают нам | |мечты, убаюкивающего |

|жить. | |обмана, примиряется со |

| | |своей убогой, |

| | |беспросветной реальной |

| | |жизнью. Это приводит его |

| | |к тому, чго он |

| | |соглашается терпеть - |

| | |мотив этот звучит в пьесе|

| | |не раз, например, в |

| | |словах Анны: "Коли там |

| | |муки не будет... здесь |

| | |можно потерпеть... |

| | |можно!", или в притче о |

| | |праведной земле - жил |

| | |человек плохо, но |

| | |терпел в надежде найти |

| | |когда-то иную жизнь. Вот |

| | |этого примирения с |

| | |жизнью не приемлет |

| | |М.Горький. Спор писателя |

| | |с Лукой - это во |

| | |многом спор с самим |

| | |собой. Недаром |

| | |современники вспоминали, |

| | |что |

| | |по своим человеческим |

| | |качествам М.Горький был |

| | |во многом близок к |

| | |этому |

| | |страннику-утешителю. |

| | |Недаром он уже в период |

| | |послереволюционный |

| | |написал киносценарий "По |

| | |пути на дно", где под |

| | |влиянием идеологических |

| | |догм разоблачил Луку, |

| | |показал его как |

| | |кулака, преступного и |

| | |безнравственного |

| | |человека. Но сценарий |

| | |этот |

| | |оказался творческой |

| | |неудачей М.Горького, а |

| | |пьеса "На дне" продолжает|

| | | |

| | |жить и сегодня, вызывая |

| | |многочисленные споры и |

| | |обретая новую |

| | |актуальность. |

| | |Образ Луки долгое время |

| | |оценивался в |

| | |литературоведении |

| | |однозначно |

| | |отрицательно. Луку |

| | |обвиняли в том, что он |

| | |лжет из корыстных |

| | |побуждений, что он |

| | |равнодушен к людям, |

| | |которых обманывает, |

| | |наконец, что в момент |

| | |преступления он исчез из |

| | |ночлежки. Но главное |

| | |обвинение, которое |

| | |предъявлялось Луке, |

| | |касалось его позиции, его|

| | | |

| | |отношения к человеку. Он |

| | |проповедует жалость, |

| | |милосердие, которые в |

| | |прежние годы считались |

| | |чем-то лишним, даже |

| | |подозрительным, этаким |

| | |проявлением |

| | |примиренчества, |

| | |отступлением от позиции |

| | |борьбы с |

| | |классовым врагом (а |

| | |врагов видели вокруг себя|

| | |бесконечно много), |

| | |милосердие объявлялось |

| | |"интеллигентской |

| | |мягкотелостью", которая |

| | |недопустима в условиях |

| | |схватки двух миров. Не |

| | |принималось в |

| | |позиции Луки и другое - |

| | |то, что он не зовет людей|

| | |к борьбе, к |

| | |революционньм действиям, |

| | |радикальному изменению |

| | |жизни. Все это в |

| | |давние годы считалось |

| | |вредным и чуждым человеку|

| | |нового общества, |

| | |"борцу за светлое |

| | |общество". Сегодня образ |

| | |Луки прочитывается во |

| | |многом иначе, а поводом к|

| | |этому может послужить |

| | |просто |

| | |внимательное, |

| | |непредвзятое знакомство с|

| | |горьковской пьесой. |



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты