рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Слово о полку Игореве (различные образы)


Слово о полку Игореве (различные образы)

По "Слову о полку Игореве".

Князья Игорь и Всеволод.Автор воспевает их мужество ихрабрость.Игорь

стремится вселить ратный дух и в свою дружину.Он обращается к ней с

вдохновленной речью в страшный момент солнечного затмения:"Лучше нам

убитыми быть,чем пленными!"

"Буй Тур"Всеволод - идеал воина.Куда не поскачет он,там лежат "поганые

головы половецкие".В пылу сражения Всеволод забывает обо всем: о своих

ранах, об отцовском княжеском престоле в Чернигове и о своей молодой жене.

Автор С. уподобляет князей "солнцу","свету ","соколам", а врагов-половцев

- "тьме","тучам","черным воронам"."Тьма свет покрыла",когда войска

северского и курского князей были разбиты на реке Каяле.Но автор С. и

осуждает братьев за стремление к личной славе.Они не дождались

объединенного выступления русских князей против половцев,кот. хотел

предпринять Святослав.Игорь и Всеволод сказали"...прошлую славу похитим,

будущую между собою поделим".В рез. - поражение.Погублено войско.Усилились

междоусобицы князей, "тоска разлилась по Русской земле"

Поражение на Каяле "открыло ворота половцам" на Русь.

Автор С. подчеркивает ,что нельзя личную княжескую честь и славу ставить

выше чести и славы Русской земли.Поэтому в С.(вопреки ист. факту)бежавший

из плена Игорь едет в Киев(стол.Руси),признавая этим свою вину перед

Русской землей.

Киевский князь Святослав - идеал мудрого и могущественного правителя

Русской земли.Он скорбит о потерпевших поражение Игоре и Всеволоде и

упрекает русских князей за то ,что они ему "не в помощь" в правлении Русью,

сохранении ее единства и могущества.

Ярославна - лирический образ русской женщины. Это верная и преданная

подруга мужа, горячо любящая своего "ладу".Силой своей любви она помогает

Игорю вернуться из плена.В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не

только мужа , но и его воинов. Ее скорбь о поражении Игоря - скорбь всех

русских жен и матерей.

Образ русской земли - центральный в С.Рассказывая о неудачном походе на

половцев "Игорева храброго войска", автор охватывает события русской жизни

за полтора столетия,сопоставляя прошлые времена с наст.В круг повеств.

автора введены огр. геогр. пространства.К происходящим на Русской земле

событиям прислушиваются окружающие ее народы:немцы и венецианцы, греки и

моравы. Огромность Русской земли подчеркивается вС. одновременностью

действия в разных частях страны:"Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в

Путивле","девицы поют на Дунае,вьются (их) голоса через море до Киева".

Ощущение бескрайних просторов передает и пейзажВетер, солнце, грозовые

тучи, в кот. трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по

ночам и галочий крик утром , море, овраги, реки - это огромный, широкий фон

и в то же время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении.Вся русская

природа принимет участие в радостях и печалях русского народа."Солнце...

тьмою путь заслоняет" князю - предупреждает его об опасности. После

поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом:"Никнет трава от

жалости,а дерево с печалью к земле приклонилось".Донец стелет бегущему из

плена Игорю постель на зеленом берегу, одевает его теплым туманом

Охватывая все пространство Русской земли, автор тем не менеенаблюдателен и

точен в деталях.Он расск. о подробностях походной жизни, приемах защ. и

нападения, деталях вооружения, о пведении птиц и зверей.Героем С.становится

вся Русская земля.

Образ автора

Авторские отступления - выражение авторского отнош. к событиям и

размышление над случивш.О широте кругозора Автора свидетельствуют его

знания о родной истории, о землях, вход. в сост. Руси, о соседних народах.

Был ли Автор из Киева, Новгорода, Галича или какого-то др. места - мы не

знаем, но он сумел осмыслить все сложности полит. борьбы своего времени и

подняться до общерусской т.зр. Он гордится всей Русью и печалится обо всей

Русской земле в целом. Для процветания Русской земли нужен мир, а для этого

необходима сильная централизованная княж. власть. Все князья должны

выполнять свой долг и перед своими землями, и перед киевским князем.Такова

осн. идея автора.

Поэтический язык С. В языке С. встречаются элементы книжности, ораторского

искусства и народная поэтичекая традиция. Эти худ. приемы нужны автору для

наиболее точного выражения своих чувств, мыслей, отношения к происходящему.

В С. широко используется и военная терминалогия(он характерен для жанра

воинских повестей) "вступить в стремень" - выступить в поход, "копьё

преломити" - одержать победу.При помощи военной терминалогии даётся оценка

нравственныхкачеств героев: Игорь "стянул ум крепостью своею и поострил

сердце свое мужеством, исполнился ратного духа". Воины Всеволода,куряне

"под трубами спеленуты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены".

С ораторским искусством связаны такие приёмы, как обращение "братие",

риторические вопросы, повторы - всё это призвано привлечь внимание

слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах ,

переживаниях

С традициями устного нар. тв-ва связано с употр. в С. таких фольклорных

эпитетов, как "борзые кони","чистое поле","мечи булатные". В нём

используется и песенная символика: князья - "солнце", Ярославна плачет на

городской стене одинокой "кукушкой".Олицетворяются и одушевляются

отвлечённые понятия: обида -Дева Обида,Корна(скорбь) и Жля(печаль) поскакли

по Русской земле. С песенной нар.трад.связаны сравнения:"кричат телеги в

полуночи, словно лебеди распуганные".Ярославна, следуя древним нар.

верованиям,обращается за помощью к силам природы - Солнцу, Ветру, Днепру.

Многие метафоры С. связаны с древнейшем занятием русичей - земледелием.

Посев - "черная земля под копытами костьмы былапосеяна, а кровию полита,

печалью взошли они по Русской земле". Молотьба - "на Немиге снопы стелют

головами, молотят цепами булатными, на ток жизнь кладут, веют душу от

тела". Даже в рассказе о страшной битве использованы понятия мирного труда

- основы жизни русского народа.

Автор создаёт яркие и живые картины, наполняя их цветами и звуками :"

зелёное дерево"," черные тучи","серебряные струны", "синее море","кони

ржут", "лисицы лают на красные щиты","трубы трубят", "скрипят телеги". С

помощью аллитерации передаётся, например, стремительный бег

конницы:"Спозаранок в пятницу растоптали поганые полки половецкие". В С.

ощущаетсяобщая музыкальность звучания. Оно ритмично, в нем встречаютя

повторы, кот. роднят его с песней.Например,"О русская земля, ты уже за

холмом!"

сопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность

повествования.

Но главное, что делает С. поэтическим произведением,- это лирическая

взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его

эмоциональный заряд.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты