рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Сравнительная рецензия на произведения В. Распутина Изба и На родине


Сравнительная рецензия на произведения В. Распутина Изба и На родине

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

филологический факультет

КАФЕДРА СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

МОСКВА

1999

СРАВНИТЕЛЬНАя РЕЦЕНЗИя

НА ПРОИЗВЕДЕНИя В.Г. РАСПУТИНА «ИЗБА» И «НА РОДИНЕ» (ОПУБЛИКОВАНЫ В ЖУРНАЛЕ

«НАШ СОВРЕМЕННИК» №1,6)

В этом году в январском и июльском номерах журнала «Наш Современник»

были опубликованы одни из последних произведений Валентина Григорьевича

Распутина: «Изба» и «На Родине». Этот писатель знаком читателям по таким

произведениям, как «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970),

«Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976), «Век живи – век люби»

(1982), «Пожар» (1985). В.Г. Распутин является одним из известных

представителей такого направления современной литературы, как деревенская

проза, именно на этом поприще он снискал известность и был награжден рядом

государственных наград еще в советские времена. В настоящее время он

продолжает свой литературный труд, занимается проблемами экологии и

положением русской деревни, которой он посвятил почти все свои

произведения.

Действие в рассказе «Изба» происходит в сибирской деревне, стоящей на

реке Ангаре. Главная героиня умерла и все основные события, происходящие в

рассказе, отсылают нас в прошлое. Рассказ строится на описании жизни

Агафьи, начиная с послевоенных лет и заканчивая нашим временем. Уже из

названия следует, что центральным образом в рассказе является дом Агафьи,

а точнее изба, которая в произведениях Распутина является олицетворением

русской деревни.

Второе рассматриваемое произведение, это рассказ–быль «На родине».

Место действия в обоих рассказах одно и то же - деревня. Но в данном

произведении автор показывает современное состояние родины главного героя,

обрамляя его философскими размышлениями о судьбе и причинах перемен,

приведших к той картине, которая является общей для всей русской деревни.

Проблемы, затрагиваемые в «Избе» и «На родине» являются логическим

продолжением центральной темы произведений Распутина, а именно темы русской

деревни. Однако в этих двух произведениях затрагиваются различные аспекты

данной проблемы - в «Избе» рассматривается беда, настигшая жителя деревни,

и показано это на примере одного человека - Агафьи, а во втором

произведении автор выносит на первый план картины, показывающие состояние

деревни в общем. В обоих рассказах очень четко видно единение человека с

тем миром, который его окружает. По мнению Распутина, все беды деревенской

России начались тогда, когда человек решил, что он не один из многих

жителей, населяющих нашу планету, а ее Хозяин. Из города пришли новые люди

со своими целями и задачами, которые они готовы выполнить несмотря ни на

что. Молодежь, заинтересовавшаяся городом, покинула села, ушла в город,

оборвалась та связующая нить, которая связывала поколения между собой.

Именно эта проблема поднята в этих произведениях. По сути, автор продолжает

развитие той темы, которую он поднял в более ранних своих произведениях,

например в «Прощании с Матерой» и «Последнем сроке». Правда, во втором

произведении тема деревни не показана открыто, она как бы завуалирована, а

основное свое внимание автор уделил вопросу преемственности поколений. В

«Прощании с Матерой» одна из главных героинь, старуха Дарья прямо говорит

об этой нити, на которой завязываются узелки новых поколений и

развязываются старые узлы, но нить - одна, порвавшись, она обрекает деревню

на разрушение. С некоторой долей уверенности «Избу» можно назвать одним из

возможных продолжений «Прощания с Матерой», если представить, что жителей

острова переселили не в город, а в другую деревню, потому что многое здесь

напоминает это произведение. Прежде всего, это причина переселения людей:

возможно, эта та самая ГЭС, из–за которой и затопили Матеру. В рассказе

«Изба» повторяется мысль, высказанная еще в «Прощании с Матерой», мысль о

том, что городские жители живут для работы, а деревенские работают для

жизни. И это важно для автора, этим он еще раз подчеркивает свое

негативное отношение к жителям городов. В этом случае можно будет и

рассказ «На родине» назвать продолжением «Избы».

В рассказе «На родине» в центе внимания автора описание земли, на

которой происходят события, они, вернее не происходят, а текут, медленно,

тяжело, словно затяжная смерть, смерть деревни, которая длится вот уже не

один десяток лет, а мы и не замечаем этого. Здесь как раз и видна связь

между произведениями. В «Избе» показана деятельность леспромхоза в

шестидесятых – семидесятых годах, когда в сибирские леса приезжает

молодежь, полным ходом кипит работа, идет рубка леса, почти праздник какой

– то! Но лес закончился, лесоповал пропал, а за ним и молодежь, оставившая

после себя пустые, наспех сколоченные дома, да изуродованную землю,

мертвую, всю покрытую пнями да корягами. И вот именно эта картина предстает

перед нами в рассказе «На родине». Это своеобразный итог: вот, что

получилось из поколения, потерявшего связь с предками. Здесь даже есть

прямое указание на причины всего произошедшего, «лопнуло, оборвалось

роковое несоответствие между масштабами самого человека, оставшегося

прежним, и масштабом его деятельности».

Тяжелое, но между тем светлое впечатление производят люди, оставшиеся

на этой земле, потому что им некуда идти, да они и не хотят, предпочитая

разделить участь своей маленькой Родины. Как бы ни было им тяжело, но

здесь, на своей земле, им легче все перенести, даже болезни: сдвинули

Агафью с места, она сразу оказалась в больнице с «надсадой». Не долечившись

вышла, начала переезд, и все болезни сразу отхлынули. Началась работа,

вернулась «охота к жизни», снова она «выкрепилась в кремень». Ту же

привязанность к месту Распутин показывает и на другом герое «Избы» -

Савелии. Вроде и старый, и больной, а работает, но уехал в город и

буквально «сгорел» за несколько месяцев от рака.

Заметим, что очень важное место во многих произведениях Распутина

занимает образ дома, в котором живут его герои. Не являются исключением и

рассматриваемые рассказы. В «Избе» большую часть действия занимает

восстановление Агафьей своего дома после переезда на новое место. Дом и

Агафья – как бы единое целое, о чем говорит тот факт, что после ее смерти

дом сохраняет черты характера своей первой хозяйки, ее упорство,

выносливость, сам воздух здесь похож на жилой, вроде и не пропадала она

никуда. И опять здесь просматривается некая связь с «Матерой», но только

там свой дом хоронила старуха Дарья, а здесь, наоборот дом остался жить

один без Агафьи. Даже пожар, который устроили его новые обитатели –

алкоголики, не смог уничтожить дом, и опять здесь аналогия с «Матерой»,

вспомним листвень, который никак не могла уничтожить санитарная группа. В

«Избе» есть свой материнский Петруха, это «Катя – Ваня», спившиеся, молодые

еще люди, которых прозвали так за их неразлучность, но нет в них той

безумной бесшабашности Петрухи, с которой он творил свои деяния, а

спивались они как-то «зло, беспощадно, тихо». Становится очевидным, что в

своих поздних произведениях Распутин еще глубже вскрывает проблемы связи

поколений, дома, памяти предков, и придает им более глубокий философский

смысл.

В рассказах «Изба» и «На родине» автор продолжает следовать традициям

языкового стиля, начатым еще в ранних произведениях, что выразилось в

использовании им просторечья («надсада», «выкрепилась в кремень»),

неологизмов, в введении писателем «говорящих» фамилий, необходимых

Распутину для передачи атмосферы сибирской деревни.

Оценивая и исследуя творчество Валентина Григорьевича Распутина,

многие критики и литературоведы сходятся во мнении, что в середине

восьмидесятых в творчестве писателя наступил спад, что отразилось в его

повести «Пожар». Но на мой не очень опытный взгляд, рассматриваемые

произведения являются неким сосредоточением более чем тридцатилетнего

литературного опыта автора. Здесь объединены воедино все проблемы, давно

волнующие В.Г. Распутина: о мире и о месте в нем человека. Человек,

читавший и другие произведения данного автора, уже узнает его язык,

свойственный только Распутину, мягкий, добрый, наполненный тихой печалью и

болью о русской деревне. В творчестве писателя проглядывается четкая связь

между его произведениями, где новые являются этапом своеобразной эволюции

и творческим ростом писателя.

-----------------------

Выполнил: Морозов И.В.

I курс, 102-я группа, филологический факультет.

-----------------------

.

.

.

.

.

.

.

.

.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты