Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича
Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича
Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича.
Говоря о героях поэмы “Мертвые души”, мы не можем не упомянуть о её
авторе. Будучи натурой утонченной, верной идеалам добра и справедливости,
Гоголь особенно остро воспринимал ужасы окружающего мира. Первые три
помещика, которых мы встречаем на страницах поэмы, есть неприкрытые пародии
на человека.
Манилов и Собакевич – две прямо противоположные личности. Если
говорить о геометрическом представлении этого утверждения, мы получим
прямоугольник, разделенный пополам по горизонтали, каждая часть будет
представлять собой внутренний мир соответствующего героя. Если перейти в
Декартову систему координат, тогда абсцисса будет набором качеств, а
ордината будет показателем количественного наличия их у определенного
персонажа. Эти качества должны быть подобраны так, чтобы каждое последующее
было связано с предыдущим и было близко к нему по значению. К примеру, ум,
понятливость и так далее. Если мы построим график функции качеств от
количества. Тогда у каждого героя он будет свой. На каждом прямоугольнике
должен быть изначально изображен график - кривая красного цвета,
которая изобразит субъективное представление автора об идеальном персонаже.
Это будет своеобразное представление о “золотой середине“, которое имело
место во времена Гоголя, показанное сквозь призму авторского восприятия.
Посмотрев на график личности Манилова и Собакевича, мы можем сказать
две вещи. Первое, они совершенно непропорциональны относительно идеала.
Второе, если их сопоставить, они не пересекутся ни в одной точке - это
говорит о том, что личности Манилова и Собакевича абсолютно разные и что
общего у них, по-моему, нет и не может быть.
Личность – одна из частей внутреннего мира героя, формирующаяся на
стадии развития ребенка и впоследствии уже не меняющаяся, в состав
которого, кроме нее, входят еще несколько факторов, приобретаемых в течение
жизни: начитанность, духовное развитие и так далее, которые могут
измениться в любой момент. Внутренний мир героя понятие образное. У меня
оно ассоциируется с объемным кубом, где внутри находится то, что есть на
самом деле («содержимое»), а на поверхности то, как персонаж пытается
представить свое содержимое («оболочка», или «форма»). Для правильного,
пропорционального персонажа необходимо и то и другое в равной степени. При
каких-либо диспропорциях в развитии внутреннего мира сильно усложняется для
героя взаимодействие с внешним миром, у которого есть свои жестокие
правила. Именно эта ситуация произошла, по-моему, с Маниловым и
Собакевичем: непропорциональность развития и личности, и внутреннего мира
привела их к отторжению от внешнего мира и созданию огромных,
несвойственных нормальным людям, мирков в которых они живут. Манилов пришел
к такому трагическому финалу из-за смещения приоритетов в сторону оболочки,
а Собакевич, наоборот, из-за утончения ее.
Мирок каждого из героев требует особого, отдельного рассмотрения.
Ведь мирок – это косвенное отражение внутреннего мира героя в реальной
действительности. Мирок Собакевича – крепость. Все в нем “было упористо,
без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке”. У меня сложилось
представление о том, что такая крепость нужна ему для защиты от внешнего
мира и использования его в своих целях. В мирке Манилова все по-другому,
хоть он тоже «стоит одиночкой на юру», то есть тоже отделен от внешнего
мира, но его мирок очень неустойчив, не заполнен, не доделан и выполняет
совсем другие функции. Об этом свидетельствует «покатость горы», на
которой стоял дом Манилова. Крестьянские избы у обоих помещиков выражают те
же самые идеи.
Оба мирка очень просторны, но мирок Манилова практически весь
пустует: «Лишь только пять – шесть берез возносили кое-где свои
мелколистные, жиденькие вершины», «нигде между ними (избами) растущего
деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело одно только голое бревно». У
Собакевича же умещается аж два леса: «березовый и сосновый».
Центром каждого мирка является дом помещика. Здесь заметна
закономерная фрактальность: центр поместья - дом, дома – помещик затем идет
уже внутренний мир помещика. Дом можно охарактеризовать, как маленькое
поместье, или как большого помещика: «каждый предмет, каждый стул,
казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на
Собакевича!». Следовательно, дому присущи все особенности внутреннего мира
помещика. У Манилова дом просторный, обделанный по последней моде, правда,
не весь, в нем мало предметов домашнего обихода: «В иной комнате и вовсе не
было мебели». Как мы видим, кое-где в мирке Манилова сквозь хорошую
оболочку проглядывала пустота его внутреннего мира. У Собакевича все
наоборот, везде чувствуется основательность и порядок, и уж совсем нет
претензии на моду: «Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и
беспокойного свойства ».
Особо в рассмотрении мирков помещиков, по-моему, стоит выделить их
характеры, то есть, в моем представлении, прямое отображение их внутреннего
мира в реальной действительности. Собакевич, по-моему, пример сильно
утрированного среднего русского помещика. Гоголь наделил Собакевича многими
полезными, необходимыми качествами, однако также наделил его ярко
выраженным эгоизмом. Из-за отсутствия хорошей “оболочки” это качество
приобретает «темно-багровую окраску». Именно эгоизм, по-моему, привел его
к настолько отрицательному отношению к внешнему миру: «Я знаю их всех: это
все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и
мошенником погоняет. Все христопродавцы». По той же причине Собакевич не
может ничего выпустить из своего мирка. Это и характеризует его как
«кулака». С Маниловым ситуация, как всегда, абсолютно иная: он –
гиперболический романтик. Над ним, как и над всяким другим романтиком
властвует порыв, а не трезвый расчет, но сильное преувеличение привело к
тому, что все исключительно многочисленные порывы остаются лишь в мечтах.
Доброта, заложенная в него изначально, в купе с романтизмом заставляет его
относиться к внешнему миру очень хорошо: «Засим не пропустили председателя
палаты, почтмейстера и таким образом перебрали почти всех чиновников
города, которые все оказались самыми достойнейшими людьми».
Подводя итог, можно сказать, что и Манилов и Собакевич – люди низкого
духовного развития, замкнутые, их кругозор очень мал, они совершенно не
развиваются, их идеалы – идеалы мещанина, для них обоих «внешний мир» -
город, дальше их интересы не простираются. В их оправдание можно сказать
лишь: «Не они одни». Такие субъекты – порок времени, который Гоголь искусно
обличил.
|