Стихотворения в прозе И.С. Тургенева
Стихотворения в прозе И.С. Тургенева
Доклад
Тема: «Стихотворения в прозе» Тургенева
Выполнил:
ученик 10Б класса
Лицея №2 г. Иркустка
Куклин Алексей
ДОКЛАД
«Стихотворения в прозе» И..С.Тургенева.
Наряду с произведениями, посвященным отвлеченно-этическим проблемам,
появились «Стихотворения в прозе». Они создавались в течение четырех лет (с
1878 по 1882 год), были написаны, как утверждал писатель, для самого себя и
для небольшого кружка людей, сочувствующих такого рода вещам.
«Стихотворения в прозе» состоят из двух разделов «Старческие» и «Новые
стихотворения в прозе». Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан в
журнале «Вестник Европы» № 12 за 1882 год. «Новые стихотворения в прозе»
при жизни Тургенева не печатались.
Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе, выразительно обозначив
их характерные черты.
Лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора. В большинстве
случаев – прямая автобиографичность и рассказ от первого лица. Повышенная
выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то восторг, то
смятение. Дневниковость, носящая исповедальный характер.
По содержанию цикл «Стихотворений в прозе» весьма разнообразен.
Значительеая часть «стихотворений» затрагивает общественно-политические
проблемы, посвящена размышлениям писателя о русском народе, о родине, о
счастье и красоте, о гуманности человеческих отношений. При решении их
глубоко интимный контакт с читателем, чуткость и человечность, какой бы
вопрос не решался – сугубо личный, общественный или планетврный.
Стихотворение в прозе дает возможность сгустить, сплющить огромные
временные и пространственные величины до величины одной фразы. Острейшая
наблюдательность позволяет обыкновенную бытовую деталь превращать в
символы.
Ритм стихотворений в прозе каждый раз нов, разнообразен, подчинен
авторской интонации. Каждая фраза, строка, абзац целая вещь выдержана в
определенном музыкальном ключе. Мелодичность эта подчас доходит у Тургенева
до сладкогласия, упоительного бельканто, как называют в Италии красивое,
плавное пение.
Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной расцветки, кладется
художником на свое место, и если отойти на расстояние и издали взглянуть на
целое, то собранные вместе камешки кажутся мозайкой, создающие цельную
картину.
Одним из лучших политических стихотворений в прозе по праву считается
«Порог». Напечатан «Порог» впервые в сентябре 1883 года. Написано оно под
впечатлением процесса Веры Засулич, честной и саиоотверженной русской
девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. Она
стоит на пороге новой жизни. Писатель создает благородный образ женщины-
революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и
свободы народа. И она переступает через этот символический порог …
«… и тяжелая занавеса упала за нею.
- Дура! – проскрежетал кто-то сзади.
Святая! – пронеслось откуда-то в ответ».
С какой контрастностью передано отношение к одному и тому же факту,
явлению, событию со стороны двух совершенно разных людей!
Здесь не только два прямо противоположных друг другу высказывания. Здесь
два взгляда на мир, на жизнь, на людей. В вопросе о том, как человеку
прожить
свою жизнь столкнулись сбыватель и романтик (ое же Гражданин с большой
буквы, человек чести и высокого общественного сознания). Героине, решившей
принести в жертву свою жизнь, обыватель говорит «Дура!», романтик -
«Святая!». За этими короткими словами две философии. Обыватель рассуждает,
казалось бы, трезво: на свете каждый живет только один раз, а посему – живи
себе в свое удовольствие, ешь, пей, веселись; он рассуждает так, не
задумываясь над тем , что блага, которые он берет, нет, не берет – хватает,
достались ему ценой жертв, принесенных сильными и отважными людьми.
Романтик называет героиню святой. Романтик – человек, видящий в жизни не
только малые дела и малые цели, но и большие дела и большие цели, готовый
совершить прекрасное и героическое во имя общего блага.
«Порог» заставляет каждого читателя задумываться над своей жизнью,
осмыслить и, если нужно, переосмыслить ее.
Это стихотворение в прозе говорит каждому из нас, особенно в юные
молодые годы: приглянись к судьбам людей и направь свою жизнь к высокой
цели, достойной человека!
Откликнулся Тургенев и на русско-турецкую войну 1877-1878 годов. В эти
годы, как и в эпоху создания романа «Накануне», он много размышляет о вновь
возникшем восточном вопросе, об освободительном движении славнских народов.
Писатель симпатизирует восставшим болгарам и призывает русский народ помочь
им. Он осуждает кровавую бойню, втянувшую в «разверстую пасть смерти»
тысячи людей. Осуждая бессмысленность кровопролития и безумство
военачальников, Тургенев с горячим сочувствием говорит о жертвах войны.
Одной из таких жертв была Юлия Петровна Вревская – вдова генерала
И.А.Вревского, убитого на Кавказе в 1858 году. В 1874 году она гостила у
Тургенева в Спасском-Лутовине – с 21 по 26 июня. Сохранилось сорок восемь
писем Тургенева к Вревской. Уже весной 1874 года Тургенев пишет ей о своем
чувстве кней, - «несколько странном, но искреннем и хорошем». Он почти
влюблен в нее. В 1877 году он пишет ей еще одно откровение: «С тех пор, как
я встретил вас, я полюбил вас дружески и в тоже время имел неотступное
желание обладать вами».
Для Вревской Тургенев стал одним из самых близких друзей. Может быть,
он ей нравился больше, чем друг. Но о замужестве она не помышляла. Она
мечтала о каком-нибудь подвиге во имя человечества; были у нее мечты ехать
в Индию, очевидно - помагать бедным.
Война началась. Вревская сообщила Тургеневу, что едет сестрой милосердия
в Болгарию. «Желаю от всей души, чтобы взятый на вас подвиг не оказался
непосильным», - отвечал писатель.
В 1878 году Вревская умерла от тифа в болгарском госпитале. Стихотворение
«Памяти Ю.П.Вревской» было, по выражению Тургенева, цветком, который он
возложил на ее могилу.
Лучшие черты русского народа, его сердечность, отзывчивость к страданиям
ближних Тургенев запечатлел в стихотворениях «Два богача», «Маша», «Щи»,
«Повесить его!». Здесь, как и в «Записках охотника», показано нравственное
превосходство простого русского мужика над представителями господствующих
классов.
В «Стихотворениях в прозе» с особой теплотой Тургенев пишет о родине.
Прозвучав впервые, эта тема никогда не исчезала из творчества писателя.
Среди стихотворений в прозе видное место занимает патриотическая
миниатюра «Русский язык». С необыкновенной тонкостью и нежностью относился
великий художник слова к русскому языку. Писатель призывал беречь наш
прекрасный язык. Он верил в то, что русскому языку принадлежит будущее, что
с помощью такого языка можно создавать великие произведения.
Сатирическим пафосом овеяна та часть стихотворений в прозе, в которой
развенчиваются стяжательство, клеветничество, корыстолюбие. Такие
человеческие пороки, как эгоизм, жадность, злость, остро изобличены в
стихотворениях: «Довольный человек», «Писатель и критик», «Дурак»,
«Эгоист», «Враг и друг», «Гад», «Корреспондент», «Житейское правило». В
основе некоторых из этих стихотворений лежат жизненные факты. Например, в
стихотворении «Гад» изображен продажный реакционный журналист Б.М.
Маркевич. Ряд стихотворений в прозе проникнут грустными раздумьями,
пессимистическими настроениями, навеянные длительной болезнью писателя.
Однако как бы ни были грустны и тягостны впечатления личной жизни
писателя, они не заслоняли перед ним мир. Обессиленный болезнью, Тургенев
все же стремился собственные страдания, пессимистическое настроение. Он не
утрачивал веру в будущее народа, в торжество прогресса и человечности.
Личным страданиям писатель противопоставлял мысли, утверждавшие веру в
человека. Пафосом гуманности и оптимизма проникнуты стихотворения
«Воробей», «Мы еще повоюем!».
«Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ей, только любовью
держится и движется жизнь » - такова идея стихотворения «Воробей». В
стихотворении «Мы еще повоюем!» жизнеутверждение выражено еще более ярче:
пусть смертоносный ястреб грозно кружит над семейкой резвых воробьев. Они
веселы и беззаботны, в них торжествует жизнь. Пусть смерть неизбежна. Но
склоняться перед ней преждевременно не следует. Надо бороться. Борцам и
смерть не страшна. В финале автор, отгоняя мрачные думу, восклицает «Мы еще
повоюем черт возьми!»
В «Стихотворениях в прозе» талант Тургенева блеснул новыми гранями.
Большинство этих лирических миниатюр отличается музыкальностью,
романтичностью; в них выразительны пейзажные зарисовки, выполненные то в
реалистической, то в романтической манере, а нередко – и с привнесением
фантастического колорита.
До сих пор тургеневские «Стихотвореня в прозе» остаются образцом
мастерского владения русским слогом. Писатель знал тайну и художественного
и одновременно этического внушения и умел волновать не только красотою, но
и совестью своего таланта. Скупая сдержанность слога при щедрости мыслей и
красок, устранение всего лишнего и мешающего целостному восприятию
произведения, простота при глубине – все это читатель нходит в
«Стихотворениях в прозе».
В жанровом отношении цикл «Стихотворений в прозе» многолик: здесь есть
такие жанровые разновидности, как сон, видение, миниатюрный рассказ,
диалог, монолог, легенда, элегия, послание, сатира и даже некролог. Это
многообразие формы, сочитающееся с красотой и изяществом слога,
свидетельствует о высоком мастерстве художника. Тургенев обогатил русскую
литературу новыми изобразительными средствами и проложил дорогу таким
писателям, как И.Бунин, В.Короленко и другие, которые продолжили развитие
этого жанра.
Литература
Тропа к Тургеневу В.Афанасьев, П.Боголепетов.
Творческий путь Тургенева. П.Г.Пустовойт.
«Стихотворения в прозе» Тургенева. Л.А. Озеров
|