рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Стихотворения в прозе И.С. Тургенева


Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

Доклад

Тема: «Стихотворения в прозе» Тургенева

Выполнил:

ученик 10Б класса

Лицея №2 г. Иркустка

Куклин Алексей

ДОКЛАД

«Стихотворения в прозе» И..С.Тургенева.

Наряду с произведениями, посвященным отвлеченно-этическим проблемам,

появились «Стихотворения в прозе». Они создавались в течение четырех лет (с

1878 по 1882 год), были написаны, как утверждал писатель, для самого себя и

для небольшого кружка людей, сочувствующих такого рода вещам.

«Стихотворения в прозе» состоят из двух разделов «Старческие» и «Новые

стихотворения в прозе». Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан в

журнале «Вестник Европы» № 12 за 1882 год. «Новые стихотворения в прозе»

при жизни Тургенева не печатались.

Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе, выразительно обозначив

их характерные черты.

Лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора. В большинстве

случаев – прямая автобиографичность и рассказ от первого лица. Повышенная

выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то восторг, то

смятение. Дневниковость, носящая исповедальный характер.

По содержанию цикл «Стихотворений в прозе» весьма разнообразен.

Значительеая часть «стихотворений» затрагивает общественно-политические

проблемы, посвящена размышлениям писателя о русском народе, о родине, о

счастье и красоте, о гуманности человеческих отношений. При решении их

глубоко интимный контакт с читателем, чуткость и человечность, какой бы

вопрос не решался – сугубо личный, общественный или планетврный.

Стихотворение в прозе дает возможность сгустить, сплющить огромные

временные и пространственные величины до величины одной фразы. Острейшая

наблюдательность позволяет обыкновенную бытовую деталь превращать в

символы.

Ритм стихотворений в прозе каждый раз нов, разнообразен, подчинен

авторской интонации. Каждая фраза, строка, абзац целая вещь выдержана в

определенном музыкальном ключе. Мелодичность эта подчас доходит у Тургенева

до сладкогласия, упоительного бельканто, как называют в Италии красивое,

плавное пение.

Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной расцветки, кладется

художником на свое место, и если отойти на расстояние и издали взглянуть на

целое, то собранные вместе камешки кажутся мозайкой, создающие цельную

картину.

Одним из лучших политических стихотворений в прозе по праву считается

«Порог». Напечатан «Порог» впервые в сентябре 1883 года. Написано оно под

впечатлением процесса Веры Засулич, честной и саиоотверженной русской

девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. Она

стоит на пороге новой жизни. Писатель создает благородный образ женщины-

революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и

свободы народа. И она переступает через этот символический порог …

«… и тяжелая занавеса упала за нею.

- Дура! – проскрежетал кто-то сзади.

Святая! – пронеслось откуда-то в ответ».

С какой контрастностью передано отношение к одному и тому же факту,

явлению, событию со стороны двух совершенно разных людей!

Здесь не только два прямо противоположных друг другу высказывания. Здесь

два взгляда на мир, на жизнь, на людей. В вопросе о том, как человеку

прожить

свою жизнь столкнулись сбыватель и романтик (ое же Гражданин с большой

буквы, человек чести и высокого общественного сознания). Героине, решившей

принести в жертву свою жизнь, обыватель говорит «Дура!», романтик -

«Святая!». За этими короткими словами две философии. Обыватель рассуждает,

казалось бы, трезво: на свете каждый живет только один раз, а посему – живи

себе в свое удовольствие, ешь, пей, веселись; он рассуждает так, не

задумываясь над тем , что блага, которые он берет, нет, не берет – хватает,

достались ему ценой жертв, принесенных сильными и отважными людьми.

Романтик называет героиню святой. Романтик – человек, видящий в жизни не

только малые дела и малые цели, но и большие дела и большие цели, готовый

совершить прекрасное и героическое во имя общего блага.

«Порог» заставляет каждого читателя задумываться над своей жизнью,

осмыслить и, если нужно, переосмыслить ее.

Это стихотворение в прозе говорит каждому из нас, особенно в юные

молодые годы: приглянись к судьбам людей и направь свою жизнь к высокой

цели, достойной человека!

Откликнулся Тургенев и на русско-турецкую войну 1877-1878 годов. В эти

годы, как и в эпоху создания романа «Накануне», он много размышляет о вновь

возникшем восточном вопросе, об освободительном движении славнских народов.

Писатель симпатизирует восставшим болгарам и призывает русский народ помочь

им. Он осуждает кровавую бойню, втянувшую в «разверстую пасть смерти»

тысячи людей. Осуждая бессмысленность кровопролития и безумство

военачальников, Тургенев с горячим сочувствием говорит о жертвах войны.

Одной из таких жертв была Юлия Петровна Вревская – вдова генерала

И.А.Вревского, убитого на Кавказе в 1858 году. В 1874 году она гостила у

Тургенева в Спасском-Лутовине – с 21 по 26 июня. Сохранилось сорок восемь

писем Тургенева к Вревской. Уже весной 1874 года Тургенев пишет ей о своем

чувстве кней, - «несколько странном, но искреннем и хорошем». Он почти

влюблен в нее. В 1877 году он пишет ей еще одно откровение: «С тех пор, как

я встретил вас, я полюбил вас дружески и в тоже время имел неотступное

желание обладать вами».

Для Вревской Тургенев стал одним из самых близких друзей. Может быть,

он ей нравился больше, чем друг. Но о замужестве она не помышляла. Она

мечтала о каком-нибудь подвиге во имя человечества; были у нее мечты ехать

в Индию, очевидно - помагать бедным.

Война началась. Вревская сообщила Тургеневу, что едет сестрой милосердия

в Болгарию. «Желаю от всей души, чтобы взятый на вас подвиг не оказался

непосильным», - отвечал писатель.

В 1878 году Вревская умерла от тифа в болгарском госпитале. Стихотворение

«Памяти Ю.П.Вревской» было, по выражению Тургенева, цветком, который он

возложил на ее могилу.

Лучшие черты русского народа, его сердечность, отзывчивость к страданиям

ближних Тургенев запечатлел в стихотворениях «Два богача», «Маша», «Щи»,

«Повесить его!». Здесь, как и в «Записках охотника», показано нравственное

превосходство простого русского мужика над представителями господствующих

классов.

В «Стихотворениях в прозе» с особой теплотой Тургенев пишет о родине.

Прозвучав впервые, эта тема никогда не исчезала из творчества писателя.

Среди стихотворений в прозе видное место занимает патриотическая

миниатюра «Русский язык». С необыкновенной тонкостью и нежностью относился

великий художник слова к русскому языку. Писатель призывал беречь наш

прекрасный язык. Он верил в то, что русскому языку принадлежит будущее, что

с помощью такого языка можно создавать великие произведения.

Сатирическим пафосом овеяна та часть стихотворений в прозе, в которой

развенчиваются стяжательство, клеветничество, корыстолюбие. Такие

человеческие пороки, как эгоизм, жадность, злость, остро изобличены в

стихотворениях: «Довольный человек», «Писатель и критик», «Дурак»,

«Эгоист», «Враг и друг», «Гад», «Корреспондент», «Житейское правило». В

основе некоторых из этих стихотворений лежат жизненные факты. Например, в

стихотворении «Гад» изображен продажный реакционный журналист Б.М.

Маркевич. Ряд стихотворений в прозе проникнут грустными раздумьями,

пессимистическими настроениями, навеянные длительной болезнью писателя.

Однако как бы ни были грустны и тягостны впечатления личной жизни

писателя, они не заслоняли перед ним мир. Обессиленный болезнью, Тургенев

все же стремился собственные страдания, пессимистическое настроение. Он не

утрачивал веру в будущее народа, в торжество прогресса и человечности.

Личным страданиям писатель противопоставлял мысли, утверждавшие веру в

человека. Пафосом гуманности и оптимизма проникнуты стихотворения

«Воробей», «Мы еще повоюем!».

«Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ей, только любовью

держится и движется жизнь » - такова идея стихотворения «Воробей». В

стихотворении «Мы еще повоюем!» жизнеутверждение выражено еще более ярче:

пусть смертоносный ястреб грозно кружит над семейкой резвых воробьев. Они

веселы и беззаботны, в них торжествует жизнь. Пусть смерть неизбежна. Но

склоняться перед ней преждевременно не следует. Надо бороться. Борцам и

смерть не страшна. В финале автор, отгоняя мрачные думу, восклицает «Мы еще

повоюем черт возьми!»

В «Стихотворениях в прозе» талант Тургенева блеснул новыми гранями.

Большинство этих лирических миниатюр отличается музыкальностью,

романтичностью; в них выразительны пейзажные зарисовки, выполненные то в

реалистической, то в романтической манере, а нередко – и с привнесением

фантастического колорита.

До сих пор тургеневские «Стихотвореня в прозе» остаются образцом

мастерского владения русским слогом. Писатель знал тайну и художественного

и одновременно этического внушения и умел волновать не только красотою, но

и совестью своего таланта. Скупая сдержанность слога при щедрости мыслей и

красок, устранение всего лишнего и мешающего целостному восприятию

произведения, простота при глубине – все это читатель нходит в

«Стихотворениях в прозе».

В жанровом отношении цикл «Стихотворений в прозе» многолик: здесь есть

такие жанровые разновидности, как сон, видение, миниатюрный рассказ,

диалог, монолог, легенда, элегия, послание, сатира и даже некролог. Это

многообразие формы, сочитающееся с красотой и изяществом слога,

свидетельствует о высоком мастерстве художника. Тургенев обогатил русскую

литературу новыми изобразительными средствами и проложил дорогу таким

писателям, как И.Бунин, В.Короленко и другие, которые продолжили развитие

этого жанра.

Литература

Тропа к Тургеневу В.Афанасьев, П.Боголепетов.

Творческий путь Тургенева. П.Г.Пустовойт.

«Стихотворения в прозе» Тургенева. Л.А. Озеров



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты