рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Стремя Тихого Дона


Стремя Тихого Дона

Александр Солженицын

Стремя «Тихого Дона»

В невыносимой плотности нашего движения, под гнетом потаенности и

опасностей, когда большинство участников еще и работало на казенной службе,

когда не яблоку, но подсолнечному семячку некуда было упасть, найти себе

свободную выщербинку, – кажется, уже ничто постороннее не могло отвлечь

наши силы и интерес. А нашлось такое. И нашлись для него и силы, и время.

Это было – авторство «Тихого Дона». Усумниться в нем вслух -

десятилетиями была верная Пятьдесят Восьмая статья. После смерти Горького

Шолохов числился Первым Писателем СССР, мало что член ЦК ВКП(б) – но живой

образ ЦК, он как Голос Партии и Народа выступал на съездах партии и на

Верховных Советах. Элементы этой нашей новой работы сходились, сползались с

разных сторон – непредумышленно, незаказанно, несвязанно. А попадя к нам, в

межэлектродное узкое пространство – воспламенились.

Сама-то загадка – у нас на Юге кому не была известна? кого не занозила?

В детстве я много слышал о том разговоров, все уверены были, что – не

Шолохов писал. Методически никто не работал над тем. Но до всех в разное

время доходили разного объема слухи.

Меня особенно задел из поздних: летом 1965 передали мне рассказ Петрова-

Бирюка за ресторанным столом ЦДЛ: что году в 1932, когда он был

председателем писательской ассоциации Азово-Черноморского края, к нему

явился какой-то человек и заявил, что имеет полные доказательства: Шолохов

не писал «Тихого Дона». Петров-Бирюк удивился: какое ж доказательство может

быть таким неопровержимым? Незнакомец положил черновики «Тихого Дона», –

которых Шолохов никогда не имел и не предъявлял, а вот они – лежали, и от

другого почерка! Петров-Бирюк, что б он о Шолохове ни думал (а – боялся,

тогда уже – его боялись), – позвонил в отдел агитации крайкома партии. Там

сказали: а пришли-ка нам этого человека, с его бумагами. И – тот человек, и

те черновики исчезли навсегда. И самый этот эпизод, даже через 30 лет, и не

задолго до своей смерти, Бирюк лишь отпьяну открыл собутыльнику, и то

озираясь.

Больно было: еще эта чисто гулаговская гибель смелого человека

наложилась на столь подозреваемый плагиат? А уж за несчастного заклятого

истинного автора как обидно: как все обстоятельства в заговоре замкнулись

против него на полвека! Хотелось той мести за них обоих, которая называется

возмездием, которая есть историческая справедливость. Но кто найдет на нее

сил!

Я не знал, что тем же летом 1965 в застоявшееся это болото еще бросили

смелый булыжник один: в моем далеком Ростове-на-Дону напечатана статья

Моложавенко о Ф.Д.Крюкове.

А Дон был не только детским моим воспоминанием, но и непременной темой

будущего романа. Через «Донца» (Ю.А.Стефанова) он лился густо мне под

мельничное колесо, Ю.А. все нес и нес, все исписывал, исписывал для меня

простыни листов своим раскорячистым крупным почерком. Он же первый и

рассказал мне о статье Моложавенко и немного рассказал о Крюкове - я о нем

в жизни не слышал раньше.

А совсем в другом объеме жизни, самом незначительном, где

распечатываются бандероли с подарочными книгами, пришла работа о Грибоедове

с надписью от автора Ирины Николаевны Медведевой-Томашевской. «Горе от ума»

я очень любил, и исследование это оказалось интересным.

А совсем по другой линии, в перебросчивых и напористых рассказах и

письмах Кью, тоже стала Ирина Николаевна выплывать: то как ее подруга

студенческих лет, то как и нынешняя ленинградская подруга (месяца на четыре

зимних она приезжала в Ленинград, остальные в Крыму), и всегда – как

женщина блистательного и жесткого ума, и литературовед даровитый, в цвет

своему умершему знаменитому мужу, с которым вместе готовила академическое

издание Пушкина.

Знакомство наше произошло, вероятно, в зиму на 1967, И.Н. было уже под

65. Я собирал материалы для «Архипелага», Ирина же Николаевна была

свидетельница высылки татар из Крыма. И у нее в кабинете странноватого

писательского дома в Чебоксарском переулке (близ Спаса-на-Крови) мы

просидели часа три, в кабинете со множеством книг – не по стенам только, но

сере-динными полками, как в библиотеке. Один вид корешков показывал тут

устойчивую давнюю культуру. Я записывал о Крыме 1944 года, потом неожиданно

– о раскулачивании в 1930, затем и деревенские новгородские истории 20-х

годов (оказалось, девушкой из самого образованного круга И.Н. вышла замуж

за простого новгородского мужика Медведева и хорошо-хорошо жила с ним, так

что даже за вторым прославленным мужем не хотела упустить фамилии первого);

затем – поразительные, но вовсе не чернящие сведения об аракчеевских

поселениях (в каких местах и живала она). Проявился и суровый характер И.Н.

Прозвучала и тоска по гражданской прямоте, которой лишено было все ее

поколение. Потом знакомился я с ее дочерью-архитектором, и чего только мало

было за весь визит – это литературных разговоров, и уж совсем ни слова о

Шолохове, ни о донской теме.

Ум И.Н. действительно лился в речи, выступал из постаревших резковатых

черт темноватого лица, – ум строгий, мужской. Она радушно меня принимала, и

звала вот в этом ленинградском кабинете без нее работать, и в Гурзуф

приезжать к ней работать (Крым она очень любила, написала и книгу о нем –

«Таврида»); радушно, - а расположение не устанавливалось легко. Она была –

твердый, властный человек, и это оттесняло остальное.

Прошел год – прислала мне славную фотографию своей гурзуфской дачи на

горе, и кипарисы вокруг. Фотография эта меня долго манила: кусочек

свободного ласкового края, как я ни когда не успеваю жить, – и там меня

ждут, и там можно бы начать мое Повествование, к которому я продирался,

продирался годами, вот-вот уже начну. Начинать – для этого и хорошо

обновить все

условия?

И в марте 1969 я поехал к И.Н. начинать «Красное Колесо». Это – ошибка

была: начинать, да еще чрезмерно трудное, неподъемное, надо именно на

старом привычном месте, чтобы никакие трудности не добавились, кроме самой

работы, – а я понадеялся, наоборот, в новых условиях на новое настроение.

Привыкнуть я там не мог, ничего не сделал, в три дня и уехал. Еще

стеснительно было для таких усидевшихся по своим берлогам своенравных

медведей, как мы с И.Н., оказаться под одной крышей: она пыталась быть

хозяйкой, я - через силу принимать гостеприимство, уставали мы быстро оба.

Из работы не вышло ничего, и Крыма я смотреть не хотел ни минуты, рвался к

работе, скорей и уехать. А все событие истинное случилось на ходу:

встретились меж комнат на веранде и стоя поговорили несколько минут, но – о

«Тихом Доне». Не я ей - она мне сказала о статье Моложавенко, и какой на

нее ответ грозный был из Москвы. И, конечно, мы оба нисколько не

сомневались, что не Шолохов написал «Тихий Дон». А я сказал – не ей первой,

и не первый раз – то, что иногда говорил в литературных компаниях, надеясь

кого-то надоумить, увлечь: доказать юридически, может быть, уже никому не

удастся – поздно, потеряно, тем более открыть подлинного автора. Но что не

Шолохов написал «Тихий Дон» – доступно доказать основательному

литературоведу, и не очень много положив труда: только сравнить стиль,

язык, все художественные приемы «Тихого Дона» и «Поднятой целины». (Что и

«Поднятую» писал, может быть, не он? – этого уж я досягнуть не мог!) Сказал

– не призвал, не настаивал (хотя надежда промелькнула), сказал – как не раз

говорил (и всегда бесполезно: всем литературоведам нужно кормиться, а за

такую работу еще голову оттяпают). Мелькучий такой, без развития был

разговор, не в начале и не в конце моего трехдневного житья.

Вскоре затем (не льщу себя, что – вследствие, потому что и в первых ее

словах уже была задетость этой литературной тайной, а просто – доработалось

к тому ее настроение), – решила И.Н. переступить через каторжную свою

подчиненность второстепенным работам для заработка (не столько для себя,

сколько для детей, уже взрослых), – и вскоре затем дала знать через Кью,

что решила приступить к работе о «Тихом Доне». Спрашивала первое издание

романа, его трудно найти, и кое-что по истории казачества, – ведь она

нисколько не была знакома с донской темой, должна была прочесть много книг,

материалов по истории и Дона, и Гражданской войны, и донс-кие диалекты, –

но ей самой из библиотек спрашивать было ничего нельзя – обнаружение! С

первого шага требовалась опять чертова конспирация. А часть книг – вообще

из-за границы, из наших каналов.

И работа началась. И кого ж было просить снабжать теперь «Даму» (раз

конспирация, так и кличка, ведь ни в письмах, ни по телефону между собой

нельзя называть ее имя) всеми справками и книгами, если не Люшу Чуковскую

опять? Ведь Люша всякий новый груз принимала, – и теперь вот еще одна ноша

поверх, увесистая.

Казачья тема была Люше совсем чужда, но и для этой чуждой темы она

бралась теперь делать всю внешнюю организацию, так же незаменимую Ирине

Николаевне, как и мне, из-за невылазного образа нашей жизни. Навалилось

так, что и для Дамы Люша выполняла теперь – то в Ленинград, то в Крым, не

близко – всю снабдительную и информационную работу. Правда, это оказалось

смягчено принадлежностью И.Н. к тому же литературному московско-

ленинградскому кругу, где Люша выросла, да больше: И.Н. хорошо помнила ее

покойного отца и саму ее девочкой, это сразу создало между ними сердечные

отношения. Взялась Люша – с прилежностью, с находчивостью, с успехом. Без

нее книга «Стремя» не появилась бы и такая, как вышла.

И тут же произошло скрытое чудо. Надо было начаться первому движению,

надо было первому человеку решиться идти на Шолохова – и уже двигались и

другие элементы на взрывное соединение. Подмога подоспела к нам через

Мильевну с ее вечно легкой рукой. Дочь подруги ее детства, Наташа Кручинина

(«Натаня» назвали мы ее, многовато становилось среди нас Наташ),

ленинградский терапевт, оказалась в доверии у своей пациентки Марии

Акимовны Асеевой. И та открыла ей, что давно в преследовании от шолоховской

банды, которая хочет у нее вырвать заветную тетрадочку: первые главы

«Тихого Дона», написанные еще в начале 1917 года в Петербурге. Да откуда

же?? кто? А – Федор Дмитриевич Крюков, известный (??– не нам) донской

писатель. Он жил на квартире ее отца горняка Асеева в Петербурге, там

оставил свои рукописи, архив, когда весной 1917 уезжал на Дон – временно,

на короткие недели. Но никогда уже не вернулся, по развороту событий.

Сходство тетрадки с появившимся в 20-е годы «Тихим Доном» обнаружил отец:

«Но если я скажу – меня повесят». Теперь М.А. так доверилась Натане, что

обещала ей по наследству передать эту тетрадку – но не сейчас, а когда

умирать будет.

Это был конец 1969 года. Новость поразила наш узкий круг. Что делать?

Оставаться безучастными? невозможно; ждать годы? – безумно – уж и так

больше сорока лет висело это злодейство, да может и допугают Асееву и

вырвут тетрадку? И – так ли? Своими глазами бы убедиться! И – что там еще

за архив? И – от чьего имени просить? Называть ли меня? – облегчит это или

отяжелит?

Самое правильное было бы – ехать просто мне. Но у меня - разгар работы

над «Августом», качается на весах – сумею ли писать историю или не сумею?

оторваться невозможно. Да я и навести могу за собою слежку. (Как раз были

месяцы после исключения из СП и когда мне уезжать из страны намекали.)

Тогда надо было бы догадаться – послать человека донского (и был у нас

Донец! – но он был крупен, заметен, говорлив, неосторожен, посылать его

было никак). Вызвалась ехать Люша. Это была – ошибка. Но мы и Акимовну саму

еще не представляли. Надеялась Люша, что марка Чуковских вызовет и

достаточно доверия и недостаточно испуга. Может быть. (Как выяснилось, моей

фамилии Акимовна почти и не знала в тот год, лишь позже прочла кое-что.)

Люша вернулась и безуспешно и безрадостно: женщина де – капризная, сложная,

договориться с ней вряд ли

возможно, хотя открытую часть крюковского архива готова была бы, кажется,

передать на разборку, 50 лет это почти не разбиралось, ее тяготит. Решили

мы снарядить вторую экспедицию: Диму Борисова. Вот с него-то, наверно, и

надо было начинать. Он был хотя не донец, но сразу вызвал доверие Акимовны,

даже пели они вместе русские песни, и склонил он ее – архив передать нам.

Но само взятие – не одна минута, набиралось три здоровенных рюкзака,

понадобилась еще третья экспедиция – Дима вместе с Андреем Тюриным.

Привезли – не в собственность, а на разборку – весь оставшийся от Крюкова

архив. А тетрадочку, мол, – потом…Мы уж и не настаивали, мы и так получали

богатство большое. Это был – и главный, и, вероятно, единственный архив

Крюкова. Позже того следовали у автора – три смятенных года и смерть в

отступлении белых.

Имея большой опыт содержания архива своего деда, Люша предполагала, что

и этому архиву даст лад. Но – лишь самая внешняя классификация оказалась ей

под силу. Это был архив – совсем непохожий, не привычная литературная

общественность и не привычные темы в нем: и имена, и места, и

обстоятельства все неясные, да еще при почерке не самом легком.

Но тут-то и вступил в работу – Донец! Уж он-то – как ждал всю жизнь

этого архива, как жил для него. Накинулся. Как всегда, не зная досуга и

воскресений, и себя не помня, – он за год сделал работу троих, до

подробностей (еще многое выписывая себе), и представил нам полный обзор

структуры и состава. (Все это требовало многих встреч и передач. Архив был

сперва у Гали Тюриной, потом частью перевозился к Люше, помалу относился к

Донцу и обратно, частью отступил потом к Ламаре (на бывшую «бериевскую»

квартиру) – ведь мы и тут должны были скрываться по первому классу, и

открытой конторы не было у нас никогда.)

По мере того как материалы открывались – все, что могло пригодиться

Даме, надо было предлагать Даме (а она больше была в Крыму, не в

Ленинграде, а наши материалы не для почты). А что-то надо было и мне – как

собственно донская тема и свидетельство очевидца незаурядного.

(А я – и принять уже не мог. Я так был полон напитанным, что потерял

способность абсорбции. И интересно было в Крюкова вникнуть, и уже не

помещалось никуда. Люше пришла счастливая мысль, сразу мною принятая:

Крюкова – автор ли он «Тихого Дона», не автор – взять к себе персонажем в

роман – так он ярок, интересен, столько о нем доподлинного материала. Какой

прототип приносит с собой столько написанного?! Я – взял, и правда: для

сколького еще место нашлось! И как потяжливо: в донскую тему войти не

собственной неопытностью, но – через исстрадавшегося дончака.)

Ирина Николаевна получала свежие донские материалы – гипотеза у нее

вырабатывалась. В зимний приезд, наверное в начале 1971, она привезла с

собой три странички (напечатанные как «Предполагаемый план книги»), где

содержались все главные гипотезы: и что Шолохов не просто взял чужое, но –

испортил: переставил, изрезал, скрыл; и что истинный автор – Крюков.

Да, в этом романе – и нет единой конструкции, соразмерных пропорций, это

сразу видно. Вполне можно поверить, что управлялся не один хозяин.

У И. Н. даже и по главам намечалось отслоение текста истинного автора. И

даже взята была задача: кончить работу воссозданием изначального текста

романа!

Могучая была хватка! Исследовательница уже вначале захватывала шире, чем

ждали мы. Да только здоровья, возраста и времени досужного не оставалось у

нее: опять надо было зарабатывать и зарабатывать. А мы – сами сидели без

советских денег, от валютных же переводов от подставных лиц с Запада И. Н.

отказалась, и мы не сумели в 1972 – 73 годах освободить ее от материальных

забот. А то бы, может быть, далеко шагнула бы ее книга.

Поначалу вывод, что автор «Тихого Дона» – мягкий Крюков, разочаровывал.

Ожидалась какая-то скальная трагическая фигура. Но исследовательница была

уверена. И я, постепенно знакомясь со всем, что Крюков напечатал и что

заготовил, стал соглашаться. Места отдельные рассыпаны у Крюкова во многих

рассказах почти гениальные. Только разводнены пустоватыми, а то и слащавыми

соединениями. (Но слащавость в пейзажах и в самом «Тихом Доне» осталась.)

Когда ж я некоторые лучшие крюковские места стянул в главу «Из записок

Федора Ковынева» – получилось ослепительно, глаз не выдерживает.

Я стал допускать, что в вихревые горькие годы казачества (а свои –

последние годы) писатель мог сгуститься, огоркнуть, подняться выше себя

прежнего.

А может быть это – и не он, а еще не известный нам.

Из разработанного архива, по желанью Марьи Акимовны, наименее ценную

часть мы сдали (подставив бойкую Мильевну) в Ленинскую библиотеку и

полученные 500 рублей переслали Акимовне. Эта сдача была промах наш: и –

мало нам дали, неловко перед Акимовной, и – раскрыли мы след, что где-то

около нас занимаются Крюковым. Но: давили нас объемы и вес, держать-то было

трудно, негде.

В июне 1971 я был в Ленинграде и пришел к М. А. Встреча у нас была

хорошая. Акимовна оказалась женщиной твердой, по-настоящему несгибчивой

перед большевиками, не простившей им ничего, и ни болезни, ни семейные беды

(бросал ее муж) не ослабили ее волю. Она действительно хотела правды о

Доне, и правды о Крюкове. Пили у нее донское вино, ели донской обед, – мне

казалось, она и в мою надежность поверила. А я – поверил в ее тетрадку, что

есть она. Только оставалось – привезти ее из-за города, из Царского Села,

«от той старухи, которая держит» (потому что к самой М. А., как слушка

когда-то не удержала, являются де от Шолохова то с угрозами, то с

подкупом). Обещала – достать к моему отъезду.

Однако не достала («Старуха не дает»). Пожалел я. И опять засомневался:

может, нет тетрадки? Но зачем тогда так морочить? Не похоже.

Еще одной женщине, Фаине Терентьевой, знакомой по амбулатории, – не

равноопаслива была М. А. в доверенностях! – она даже рассказала, как уже

хотела мне отдать тетрадочку, да побоялась: ведь я – под ударом, ведь за

мной следят, отнимут тетрадку. Роковая ошибка! – хотя и взвесить ей трудно:

где опасней? где безопасней, правда? Роковая, потому что мы бы дали

фотокопии в публикацию вместе с образцами крюковского почерка, и если бы

наброски реально походили б на начало «Тихого Дона», – Шолохов был бы

срезан начисто, и Крюков восстановлен твердо. А теперь М. А. осталась

зажата со своей тетрадкой и рада б ее кому протянуть, – поздно: понимая вес

доказательства, могучее Учреждение сменило соседей М. А. по коммунальной

квартире (точно как с Кью!), поселило своих, и теперь, по сути, Акимовна –

в тюрьме, каждый шаг ее под контролем. – Это закончание истории я узнал от

Фаины Терентьевой в июле 1975 года в Торонто, куда она эмигрировала и

написала мне: давала мне М. А. тетрадку, я побоялась взять, как теперь

вызволить?..

Никак. Только если М. А. не сойдет с ума в осаде, сумеет выстоять еще

годы и годы*

Ну что ж, не получили тетрадки – ждали самого исследования. Однако оно

шло медленно:

___________

*Теперь умерла и Марья Акимовна. Не знаю: унесла ли с собой тайну

или и не было ее.

(Примеч. 1986)___________

_________

завалена была И. Н. скучной, утомительной, но кормящей договорной работой.

При проезде

Москвы она видалась со мной и с Люшей, давала мне читать наброски глав,

Люша (или Кью в Ленинграде) перепечатывала их с трудного почерка, со

множества вставок, – чужому ведь и дать нельзя.

Последний раз мы виделись с И. Н. в марте 1972 – в Ленинграде, снова в

том кабинете, где познакомились и где она предлагала мне работать. (Теперь

так сгустились времена – отяготительно было, что я в дверях натолкнулся на

какую-то писательскую соседку, могла узнать, могло поплыть – что мы

связаны. Плохо.) Болезнь резче проступила в чертах И. Н., но держалась она

несокрушимо, крепко, по-мужски, как всегда. Сама начала такой монолог: что

она будет отвечать, если вот придут и найдут, чем она занимается. (Я-то и

забыл о такой проблеме, все черты давно переступив, а ведь каждому

достается когда-то первую переступить – и как трудно.) Готовилась она

теперь отвечать – непреклонно и в себе уверенно. Не подписывала она

петиций, ни с кем не встречалась, – в одинокой замкнутости проходила свой

путь к подвигу.

Незадолго до всей развязки все та же Мильевна подбросила нам еще поленца

в огонь. Настояла, чтоб я встретился со старым казаком, хоть и большевиком,

но также и бывшим зэком, – он хочет мне дать важные материалы о Филиппе

Миронове, командарме 2-й Конной, у кого был комиссаром полка. Я пришел.

Оказалось, недоразумение: С. П. Стариков собрал (в доверии у властей, из

закрытых архивов) много вопиющих материалов – не только о своем любимом

Миронове, кого загубил Троцкий, но и об истреблении казачества большевиками

в Гражданскую войну. Хотел же он увековечить Миронова отдельной книгой, да

написать ее сам не мог. И вот теперь предлагал мне без смеха: работать у

него «негром»: обработать материалы, написать книгу, он ее подпишет,

издаст, а из гонорара со мной расплатится. Я сказал: отдайте мне материал –

и Миронов войдет в общую картину эпохи, все постепенно. Нет. Так бы

недоразумением и кончилось. Но уже расставаясь, поговорили о смежном, и

оказалось: Миронов – одностаничник и лучший друг Крюкова в юности, и сам

Стариков из той же станицы Усть-Медведицкой, и не только не сомневается,

что Шолохов украл «Тихий Дон» у Крюкова (Шолохова в 15 лет он видел в

Вешенской совсем тупым неразвитым мальчишкой), но даже больше знает: кто

«дописывал» «Тихий Дон» и писал «Поднятую целину», – опять-таки не Шолохов,

но тесть его Петр Громославский, в прошлом станичный атаман (а еще перед

тем, кажется, дьякон, снявший сан), но еще и литератор; он был у белых,

оттого всю жизнь потом затаясь; он был близок к Крюкову, отступал вместе с

ним на Кубань, там и похоронил его, завладел рукописью, ее-то, мол, и дал

Мишке в приданое вместе со своей перестаркой-дочерью Марией (жениху было,

говорил,19 лет, невесте – 25). А после смерти Громославского уже никак не

писал и Шолохов*.

Переговоры мои со Стариковым вспыхнули еще раз в последние месяцы, в

грозную для нас осень 1973. Сообщила Мильевна: Старков умирает, хочет мне

все отдать, просит приехать скорей. Я приехал. Нет, от сердечного припадка

оправясь, он не слишком готовился к смерти, но возобновил со мной те же

занудные переговоры. Я – о своем: дайте мне использовать мироновские

материалы в большой эпопее. Он, уже предупрежден и насторожен: вы, говорят,

советскую историю извращаете. (Это – Рой Медведев и его коммунистическая

компания: ведь старик-то в прошлом большевик! Почти тут же вослед он отдаст

все материалы Рою, так и возникнет книга того о Доне, о которой Рой за

прежнюю жизнь, может быть, и пяти минут не думал.) Все же согласился

Стариков дать мне кое-что на короткое время взаймы. Куй железо, пока

горячо! Надо – хватать, а кому брать? Много ли рук у нас? Аля – с тремя

младенцами на руках. Все та же Люша опять, едва оправясь, не до конца, от

своего сотрясенья при автомобильной аварии. Она поехала к Старикову, с

важным видом отбирала материалы, не давая ясно понять, что нас интересует,

он ей дал на короткий срок, потом позвонил, еще укоротил, – пришлось сперва

на диктофон, двойная работа, – уж Люша гнала, гнала, выпечатывала

(ксерокопия ведь у нас недоступна!). Материал был, действительно,

сногсшибательный. Но и Стариков на пятки наседал: спохватился и требовал –

вернуть, вернуть! (А когда уже выслали меня – приходил к Але и настаивал

взятые выписки тоже ему вернуть: откроются на границе, а кто брал из тайных

архивов? – Стариков.) В общем, на историю поработал Сергей Павлович,

молодец, молодец!

______________

*Громославский еще жив был в 50-е годы, тогда-то и появилась 2-я книга

«Поднятой целины», а после смерти Громославского за 20 лет Шолохов не выдал

уже ни строчки. Я указывал на это в статье о «Поднятой целине» – «По

донскому разбору» («Вестник РХД», № 141, 1984), где заодно ответил и на

смехотворный «компьютерный анализ» норвежского слависта Гейра Йетсо и его

коллег, пытавшихся через компьютер доказать авторство Шолохова. (Примеч.

1986)__________

В ту осень сгрудилось все: провал «Архипелага» – и встречный бой – и

смерть Кью – и тревога, что Кью могла открыть всю линию «Тихого Дона»

(Ирину Николаевну она видела в Гурзуфе, последняя из нас, – да ведь как!

Таскала к И. Н. и того «поэта Гудякова», прилипшего к ней в Крыму, и это

могло стать роковой наводкой).

Ирина Николаевна, тем летом только что прошедшая свое 70-летие вместе с

дочерью и сыном, в начале сентября после их отъезда одна в Гурзуфе –

услышала по западному радио о провале «Архипелага» и смерти Е. Д., и стался

у нее инфаркт. (Мы не знали.) Но, при железном ее характере, вывод она

сделала: не прятать рукописей и не прекращать работу, но напротив: собрать

силы и доканчивать! С несравненной волей своей именно сейчас, когда она

лежала пластом, когда для нее был труд – протянуть руку за книгой, – теперь-

то она и работала, и наверстывала в тайном труде. На сентябрь звала к себе

в гости Люшу – значит, усиленно помогать. Но Люша едва держалась на ногах

сама после аварии. Так еще и эта катастрофа помешала окончанию «Стремени».

Именно и опасаясь, что Кью на допросах рассказала о работе И. Н. и ту

захватят над рукописями, Люша теперь попросила Екатерину Васильевну

Заболоцкую, 60-летнюю вдову поэта, которая хорошо знала И. Н., – ехать к

ней, помочь, увезти бумаги из дому. Е. В., покинув четырех внуков, с

решимостью тотчас полетела в Крым. Она и застала Ирину Николаевну после

инфаркта, но не прекращающую работу, – и осталась при ней, ухаживать. И

прожила там месяц, пока нужды внуков не вызвали ее вернуться в Москву. Она

привезла долю работы И. Н.

Дочь И. Н. из Ленинграда наняла в Гурзуфе к матери приходящую медсестру.

Был, разумеется, и приходящий врач. И. Н. по телефону тревожилась, цела ли

ее ленинградская квартира (…нет ли обыска?).

И тут – известие о смерти Ирины Николаевны. Е. В. Заболоцкая сама

предложила: снова лететь в Гурзуф, спасать остатки рукописей, которые она

просила врача взять к себе в случае смерти И. Н. В той тревожной

обстановке, для безопасности, надо было ехать вдвоем. С кем же? Спутницей

для Заболоцкой взялась быть всегда подвижная Н. И. Столярова. (Предстояла

неизбежная ночевка в Симферополе, а в такое время невозможно было им

регистрироваться в гостинице, да в гостиницах и мест нет, вот еще

постоянное осложнение конспираций под коммунизмом. Я вспомнил дом в

Симферополе, где мы с Николаем Ивановичем когда-то жгли «Круг первый»,

написал записку наудачу. Переночевать пустили, хотя изумились, строго

записали их фамилии, потом говорили Николаю Ивановичу; но так и не узнали

Зубовы – кто ездил, зачем; хлестнул к ним от меня 20-летний дальний хвост

тайных затей, когда-то начинаемых сообща.) А съездили –

зря: врач ничего им не передал, а неясно говорил, что был поджог сарая близ

дачи И. Н., и вообще есть вещи, о которых он не может рассказать.

Обстоятельства смерти И. Н. остались загадочны для нас. Так и не уверены

мы, что имеем все написанные фрагменты ее работы.

Итак, что получили прежде – то и пошло в пополнение книги. Совсем

немного. За два года мало исполнилось из первоначального четкого смелого

плана И. Н. Если бы Люша была здорова и поехала бы в сентябре – может быть,

успели бы еще главы две вытянуть из неразборных черновиков. Нет, заколдован

был клад «Тихого Дона»*.

Так налегла на нас – трудным долгом – вся эта боковая донская линия, что

и последние месяцы, сами перед петлей, мы дотягивали и дотягивали ее. То

привезли к нам из Риги хорошие фотокопии всего первейшего издания «Тихого

Дона», которое в последующие годы полномочные редакторы сильно исчеркали, в

10 перьев (даже, говорят, и Сталин правил сам; на издании 1948 г.

замечание: «под наблюдением редактора Чурова Г. С.»; говорят, будто это и

есть Сталин). То – дорабатывал я свое предисловие к «Стремени», уж в самые

последние дни перед высылкой, в Переделкине. То – компоновал страничку

публикации из разных обрывчатых записей И. Н. (Из Дона и из Дамы составил я

для исследователя эту букву Д* – Ирина Николаевна выбирала псевдоним из

моего списка донских фамилий, но так и не выбрала.)**

____________

*В 1988-89 в израильском журнале «22» (№№60 и 63) опубликовано

исследование Зеева Бар-Селла «”Тихий Дон” против Шолохова», очень

убедительный текстологический анализ, – то самое, что и ожидалось давно.

(Примеч. 1990)

** Мы, в интересах детей И. Н., должны были еще 15 лет скрывать имя

автора, давая повод насмешкам, что я этого Д* сам придумал. А в 1989 из

письма д-ра филологических наук В. И. Баранова в «Книжное обозрение» я

узнал: когда в 1974 вышла книга «Стремя “Тихого Дона”» – в СССР готовили

громкий ответ. Сперва поручили К. Симонову дать интервью журналу «Штерн»

(ФРГ), он это выполнил. Затем ждали: когда на Западе на него обратят

внимание – тут и дать залп статьями в «Литгазете», «Вопросах литературы» и

«Известиях». И стаьи были написаны – но… на Западе симоновское интервью

прошло без отклика. Приготовленные стати все же напечатали – но как бы к 70-

летию Шолохова, так и не коснувшись книги Д*. А ныне так пишут в советской

прессе, что будто именно книга Д* сбила Шолохова и не дала ему кончить уже

30 лет длимый роман «Они сражались за Родину» – да так, что и ни строчки к

начатой в войну книге не прибавилось. (Примеч. 1990)_________

Настойчивое чувство вошло в мою душу, что для сохранности надо полностью

отделить архив Крюкова и все, что касается «Тихого Дона», ото всего моего

имущества. И за 10 дней до высылки – пожалуй, последний визит, какой и

сделал на родине, – была поездка к Елене Всеволодовне Вертоградской, за

Крестьянскую заставу, где собрала она несколько молодых, и надо было

решить, кто возьмет архив «Тихого Дона». Взялись Георгий Павлович и Тоня

Гикало. И сразу вослед, за несколько дней, Саша Горлов, к тому времени уже

изгнанный со всех работ, перебросил им архив Крюкова. Как раз успели!

Арестованный, я знал, что этот архив – спасен.

В Москве у Ильи Обыденного служили панихиду по Ирине Николаевне. Мне –

никак нельзя было появиться, Люша же с Зоей Томашевской открыто как бы

дружила – и пошла. Но раньше того, от последней поездки к И. Н., передала

она такую мечту: хотела И. Н., чтобы когда-нибудь кто-нибудь отслужил по

ней панихиду в женевской Церкви Воздвижения, где когда-то ее крестили. Да

кому ж поручить? Кто это когда попадет в Женеву? А сам же я – попал,

вскоре…

Мы с Алей приехали в Женеву в октябре 1974, – правда, в вечер буднего

дня, не должно было службы быть ни в этот день, ни в следующий, никакого

праздника. Но пошли под дождем наудачу – к дверям прикоснуться. А за

дверьми-то – поют. Мы вошли. Оказалось: завтра – отдание Воздвижения,

именно здесь отмечается в связи с престолом!

Наутро после обедни архиепископ Антоний Женевский служил панихиду по

нашей просьбе. Я написал: Ирина, Федор…

Каменная, приглядная, лепая церковь. Осеннее солнце просветило в окнах.

Относило ладанный дым. Маленький хор пел так уверенно, так ретиво, это «со

святыми упокой» – душу рвало из груди, я слез не мог удержать. Повторялись,

повторялись имена их соединенно – возносил о них архиепископ, возносил хор.

Сплелись их судьбы – злосчастного донского автора и его петербургской

заступницы – над убийствами, над обманами, над всем угнетением нашего века.

Пошли им, Господи, рассудливой правды. Отвали давящий камень от их

сердец.*

1974 – 1975

Цюрих

________________

* А. Солженицын. «Бодался теленок с дубом», гл. 14 «Стремя “Тихого

Дона”», ж-л «Новый мир», №12, 1991, стр. 69.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты