Тема детства в романе Достоевского Преступление и наказание
Тема детства в романе Достоевского Преступление и наказание
Доклад.
Предмет: Литература
Тема: Дети в романе "Преступление и наказание".
Работу выполнил
Маев Роман
10 класс "б"
1999 г.
В теории Раскольникова, позволившей ему пойти на убийство, главным
аргументом становится обвинение общества в жестокости. Те самые люди,
которые на словах признают необходимость любви к ближнему, равнодушны к
реальным страданиям окружающих. Именно из этого , причем самого по себе
действительно верного наблюдения, и делает Раскольников вывод о
двойственности, лицемерии общепринятой морали, о необходимости "крови по
совести" для преодоления зла. Но, обвиняя мир в жестокости, Раскольников
прежде всего говорит о детях. В этой мучительной, горячей любви к детям
раскрывается с особенной силой умение главного героя романа сострадать
чужому горю.
Дети - беззащитны, они не могут сопротивляться беспощадному давлению
жизни. Они не виновны в горе окружающих, и поэтому их страдания особенно
несправедливы. Если общество "топчет" тех, кто ни в чем не виновен, значит,
его устройство безнравственно, ненормально. Впечатления от встреч с
несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей
действительности и укрепляет уверенность в правильности своей теории.
Раскольников слышит звуки надтреснутого семилетнего голоска - в
трактире, среди пьяных криков и брани. Эти звуки дополняют трагический
рассказ Мармеладова. Следующее впечатление - встреча с Катериной Ивановной
и ее детьми. Вид этих несчастных детей заставляет Раскольникова отдать
Мармеладовым едва ли не последние свои гроши. В его измученной душе
закрепляется страшная мысль : "И нет никаких преград…" А далее еще одно
впечатление толкает Раскольникова на решение "переступить" : он видит
обманутую и опозоренную девочку на бульваре.
Раскольников с негодованием думает о тех ученых, которые утверждают,
что известный процент людей должен погибнуть, и считают это нормальным. Для
него за этим успокоительным словом "процент" стоит живой человек, и
мириться с гибелью хотя бы одного ребенка Раскольников не хочет и не может.
И вот здесь автор и его герой оказываются рядом, но только в этом.
Нравственное негодование диктует им принципиально разные выводы - это ясно
отражено в романе.
Достоевский видел в детях ту нравственную чистоту, доброту души,
которые утрачены взрослыми. Не случайно все лучшее, что свойственно
взрослым героям романа, связано с миром ребенка. Нельзя говорить о теме
детства в "Преступлении и наказании", имея в виду только детей Катерины
Ивановны. Как ребенок, слабый, беспомощный, с детски чистой, наивной и
светлой душой, рисуется Соня. Она похожа на ребенка в своих чувствах, в
своих поступках - искренностью и добротой. Чистый и справедливый мир
детской души открывается и во сне Раскольникова. Именно ребенок протестует
против жестокости взрослого мира в этом сне. Та непосредственная,
недумающая доброта, которую неоднократно проявляет Раскольников - вопреки
собственной теории - неразрывно связана с мальчиком Родей, с тем
нравственным "запасом", который сохранился в герое романа с детства. Убив
беспомощную, по детски беззащитную Лизавету, Раскольников словно поднял
руку на самого себя. Именно детям, искупая свои грехи, помогает в
"Преступлении и наказании" Свидригайлов.
Достоевский, безусловно, следует и христианскому пониманию. Дети в
Евангелиях символизируют нравственную близость человека к Богу, чистоту
души, способной поверить - и устыдиться. Раскольников двойственен в романе:
природная, данная Богом, доброта героя "затемнена" гордыней и озлоблением
взрослого человека. Весь роман ребенок в Раскольникове борется со
взрослым, доброта - с жестокостью и самолюбием. Нравственный перелом,
произошедший в душе Раскольникова в эпилоге "Преступления и наказания",
означает окончательную победу доброты,возвращение героя к себе самому -
ребенку, возвращение к Богу. И здесь автор романа, пройдя рядом со своим
героем его долгий, мучительный и противоречивый путь, впервые, наконец,
"встречается" с ним "лицом к лицу", как встречаются люди одной веры, одного
понимания жизни…
|