рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Тема детства в романе Достоевского Преступление и наказание


Тема детства в романе Достоевского Преступление и наказание

Доклад.

Предмет: Литература

Тема: Дети в романе "Преступление и наказание".

Работу выполнил

Маев Роман

10 класс "б"

1999 г.

В теории Раскольникова, позволившей ему пойти на убийство, главным

аргументом становится обвинение общества в жестокости. Те самые люди,

которые на словах признают необходимость любви к ближнему, равнодушны к

реальным страданиям окружающих. Именно из этого , причем самого по себе

действительно верного наблюдения, и делает Раскольников вывод о

двойственности, лицемерии общепринятой морали, о необходимости "крови по

совести" для преодоления зла. Но, обвиняя мир в жестокости, Раскольников

прежде всего говорит о детях. В этой мучительной, горячей любви к детям

раскрывается с особенной силой умение главного героя романа сострадать

чужому горю.

Дети - беззащитны, они не могут сопротивляться беспощадному давлению

жизни. Они не виновны в горе окружающих, и поэтому их страдания особенно

несправедливы. Если общество "топчет" тех, кто ни в чем не виновен, значит,

его устройство безнравственно, ненормально. Впечатления от встреч с

несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей

действительности и укрепляет уверенность в правильности своей теории.

Раскольников слышит звуки надтреснутого семилетнего голоска - в

трактире, среди пьяных криков и брани. Эти звуки дополняют трагический

рассказ Мармеладова. Следующее впечатление - встреча с Катериной Ивановной

и ее детьми. Вид этих несчастных детей заставляет Раскольникова отдать

Мармеладовым едва ли не последние свои гроши. В его измученной душе

закрепляется страшная мысль : "И нет никаких преград…" А далее еще одно

впечатление толкает Раскольникова на решение "переступить" : он видит

обманутую и опозоренную девочку на бульваре.

Раскольников с негодованием думает о тех ученых, которые утверждают,

что известный процент людей должен погибнуть, и считают это нормальным. Для

него за этим успокоительным словом "процент" стоит живой человек, и

мириться с гибелью хотя бы одного ребенка Раскольников не хочет и не может.

И вот здесь автор и его герой оказываются рядом, но только в этом.

Нравственное негодование диктует им принципиально разные выводы - это ясно

отражено в романе.

Достоевский видел в детях ту нравственную чистоту, доброту души,

которые утрачены взрослыми. Не случайно все лучшее, что свойственно

взрослым героям романа, связано с миром ребенка. Нельзя говорить о теме

детства в "Преступлении и наказании", имея в виду только детей Катерины

Ивановны. Как ребенок, слабый, беспомощный, с детски чистой, наивной и

светлой душой, рисуется Соня. Она похожа на ребенка в своих чувствах, в

своих поступках - искренностью и добротой. Чистый и справедливый мир

детской души открывается и во сне Раскольникова. Именно ребенок протестует

против жестокости взрослого мира в этом сне. Та непосредственная,

недумающая доброта, которую неоднократно проявляет Раскольников - вопреки

собственной теории - неразрывно связана с мальчиком Родей, с тем

нравственным "запасом", который сохранился в герое романа с детства. Убив

беспомощную, по детски беззащитную Лизавету, Раскольников словно поднял

руку на самого себя. Именно детям, искупая свои грехи, помогает в

"Преступлении и наказании" Свидригайлов.

Достоевский, безусловно, следует и христианскому пониманию. Дети в

Евангелиях символизируют нравственную близость человека к Богу, чистоту

души, способной поверить - и устыдиться. Раскольников двойственен в романе:

природная, данная Богом, доброта героя "затемнена" гордыней и озлоблением

взрослого человека. Весь роман ребенок в Раскольникове борется со

взрослым, доброта - с жестокостью и самолюбием. Нравственный перелом,

произошедший в душе Раскольникова в эпилоге "Преступления и наказания",

означает окончательную победу доброты,возвращение героя к себе самому -

ребенку, возвращение к Богу. И здесь автор романа, пройдя рядом со своим

героем его долгий, мучительный и противоречивый путь, впервые, наконец,

"встречается" с ним "лицом к лицу", как встречаются люди одной веры, одного

понимания жизни…



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты