Творчество Владимира Высоцкого
Творчество Владимира Высоцкого
Ереванский государственный медицинский университет им. М. Гераци
РЕФЕРАТ
На тему: Творчество Владимира Высоцкого
Студентки 207 группы лечебного факультета
Варданян Валентины
Е Р Е В А Н - 1998
Что такое книга?
Энциклопедический словарь отвечает на этот вопрос
так:”Книга,непереодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного
материала.”
А Б. Пастернак дал другое определение:”Книга есть кубический кусок горячей,
дымащейся совести – и больше ничего “.
Владимиру Высоцкому не довелось узреть свои произведения в виде
сброшюрованных листов печатного материала . Не выпустил он при жизни ни
одной книги , да и вообще на книжных страницах ему удалось опубликовать
лишь стихотворение “Из дорожного дневника “, да еще в усеченном виде. Зато
его творчество на протяжении почти двух десятилетий было – и сегодня
остается –куском дымящейся совести ,его и нашей . И в таком смысле вся
литературная работа Высоцкого с первых шагов развивалась и строилась как
единая и цельная книга . Ведь, если говорить по большому счету, главная
задача писателя – создать книгу о времени и о себе , публикация же –дело
второе.
После смерти Высоцкого появилось уже несколько книжных изданий его
стихотворений и песен .Реакция на парадоксальна:с одной стороны ,никакие
тиражи пока не могут удовлетворить жадного читательского спроса , с другой
стороны , приходится слышать,что ,дескать, произведения Высоцкого
предназначены для слушания ,что вне авторского голоса и исполнения они не
“читаются”.
Песни Высоцкого вошли в жизнь без спроса, без утверждения в
инстанциях и разрешения “сверху”. И расположились они не только на
миллионах магнитофонных лент, но и в самом надежном хранилище- в людской
памяти.
Впрочем, иллюзия нашего основательного знакомства с произведениями
Высоцкого довольно скоро развеивается при обращении к потоку книжных и
журнальных публикаций его текстов.Читая Высоцкого, мы постоянно открываем
для себя новые неведомые вещи .К нам пришла его резкая и беспощадная
политическая лирика:
И я не отличался от невежд,
А если отличался – очень мало,-
Занозы не оставил Будапешт,
А Прага сердце мне не разорвала,
И нас хотя растрелы не косили,
Но жили мы , поднять не смея глаз,-
Мы тоже дети страшных лет России,
Безвременье вливало водку в нас.
Такой духовный максимализм, такая суровая самокритика от имени целого
поколения – традиционны для русской поэзии .В этих жестких , отнюдь не
ласкающих слух и бередящих душу строкач можно услышать отголосок
лермонтовской “Думы”:”Перед опасностью позорно-малодушны,\И перед властию
презренные рабы”.Прибегая к столь ответственным параллелям , не умолчим о
том ,что разработка классического мотива иедется у Высоцкого в стиле совсем
не классическом: чего стоит ,к примеру, упоминание о водке в одном
контексте со словами “Россия” , “безвременье”. Какое-то необычное сочетание
высого и низкого, поэзии и прозы…
Вот, может быть, и ключ уо всему Высоцкому. Не потому ли строки его
произведений бывают непривычны для читательского глаза?
Оглядываясь на поэзию семидесятых годов, в которую так трудно было
Высоцкому вписаться, мы видим, что ей очень не доставало прозы.Обратите
внимание; жанр поэмы совсем задохнулся в семидесятые годы и до сих пор
очнуться не может. Наши лирики оказались похожими на того самого
изображенного Высоцким конькобежца-спринтера.Потому что для поэмы мало
одного только
Самовыражения-нужны конфликты,характеры, нужно знать, чем живут другие
люди,уметь их выслушивать, перевоплотиться в них.
В общем , недостаточное содержание прозы в поэзии оборачивалось дефицитом
правды.Вот почему приход в нашу поэзию Высоцкого-с его грубоватой, но
отважно-откровенной интонацией,с шумной и бесцеремонной компанией его
неизящных,
Но абсолютно правдивых персонажей, с его смехом и с его болью- был
исторически закономерен.
Вот почему бессмыслено сравнивать Высоцкого с каким-либо одним из его
поэтических современников: Ахмадулиной или Вознесенским,Самойловым или
Слуцким-и пытаться”вычислить”, луче он их или хуже.
Через творчество Высоцкого началось принципиальное обновление русской
поэзии. И оценивать Высоцкого- поэта надлежит не по каким-то отобранным
выставочным “достижениям”, а по самой его исторической роли в развитии
поэзии, в сближении ее с невыдуманной жизнью.
Читаем Высоцкого –и постоянно встечаемся с новыми
характерами,темами,сюжетами.Несмотря на все внешние трудности, поэт работал
неистого, не просто слагая песню за песней, а выстраивая определенные
смысловые ряды.Недаром он часто говорил на концертах, что собирается
довести количество своих спортивных песен до сорока, тем самым высказывая
все виды спорта.В этой шутке – большая доля правды.Ведь точно к такой же
полноте стремился Высоцкий и в своих военных песнях, где каждый раз мы
сталкиваемся с новым конфликтом. И в весьма вольных варияциях на
исторические и мифологические темы, где Высоцкий заставляет вековую
мудрость работать на распутывание
наших сегодняшних противоречий.Пестрый и многоголосный песенный мир
выстраивался постепенно и целеустремленно.Это
своеобразная энциклопедия нашей жизни,где “все есть “ и все темы
взаимодействуют друг с другом.
Высоцкий интуитивно искал гармонию частей и целого, достигал
многогранности единого образа мира.Снова вспомним пастернаковское
определение книги с несколько странным эпитетом:кубический кусок
совести.Кубический потому, что странный взгляд неравнодушного художника
видит мир не плоско, а объемно.Примерно то же имел в виду и Булгаков, когда
в “Театральном романе” наделил своего героя писателя Максудова волшебным
зрением:”Тут мне начало казаться по вечерам, что из белой страницы
выступает что-то цветное. Присматриваясь я убедился в том, что это
картинка.Она не плоская, а трехмерная.Как бы коробочка, и в ней сквозь
строчки видно: Горит свет и движутся в ней те самые фигурки,что описаны в
романе”.
Разве не движутся на страницах книги Высоцкого живые фигурки? Вот же
они : и дурачина-простофиля ,достигший высот,но не усидевший на
ответственном стуле , и работяга , сыгравший на бале-маскараде не чуждую
ему роль алкоголика , и сентиментальный боксер, без единого удара
одерживающий неожиданную победу ,и легендарные супруги Ваня с Зиной , и
великодушно-мужественный шофер из” Дорожной истории” и вышедший на исповедь
Гамлет и вырывающийся за красные флажки волк… Все – живые. И каждая песня-
“коробочка” с внутренним светом. И такой вот эффект создается на
пересечении поэзии и прозы.
Читаем Высоцкого – и наглядно убеждаемся, что при всей своей
демократической красоте и обманчивой понятности его песни внутренне сложны
и для полного понимания требуют определенного труда, умственного и
душевного. Явно преждевременно отступились от Высоцкого многие читатели,
некогда ценившие его едкие аллюзии., забористый смех, а теперь, по снятии
запрета, готовые уступить его творчество “массовой культуре”. Они еще
отнюдь не все взяли у Высоцкого, ведь только сейчас пришло время для
глубокого анализа произведений поэта, их дельного и конкретного разбора,
разных порой взаимоисключающих трактовок.Умные читатели нужны Высоцкому, и
он им тоже еще пригодится.
Мы живем во время крушения всякого рода принудительных идеалов,
развенчания установок и догм, некогда претендовавших на окончательность и
непогрешимость. Мы поняли, что для движения к общей гармонии нам вовсе не
обязательно быть духовными близнецами, одинаково думать и чувствовать.
Стало ясно, что чрезмерная монолитность общественного сознания,
однонаправленность усилий неизбежно приводит к выразительно описанному
Высоцким “общепримиряющему” бегу, когда все равны, когда “первых нет и
отстающих”, да вот беда: бег этот на месте.
Высоцкий был одним из лидеров нелегкого процесса становления того типа
сознания, которое мы сегодня называем плюрализмом. Он многократно и
наглядно продемонстрировал, какой мощный источник энергии таится в
множественности взглядов на жизнь, в спектре непохожих характеров,
несовместимых точек зрения. Общие социально-нравственные ценности
утверждаются поэтому только через индивидуальное восприятие. Ему решительно
чужда всякая тоталитарная романтика. Альпинистские песни отнюдь не
заставляют каждого отправляться в горы, спортивные штурмовать рекорды.
Разная жизнь предстает в этих песнях, тем она и интересна. И каждый из нас
должен идти по жизни собственным неповторимым путем.
Процесс переживания взаимоисключающих точек зрения на жизнь как
равноправных – это глубинная внутренняя тема всего песенного свода поэта,.
Бесконечная способность к пониманию чужих взглядов, неутомимое умение
столкнуть противоположные позиции друг с другом и тем самым выйти на новую
глубину социального видения – вот что такое феномен Высоцкого в нашей
культуре. А практически этот феномен осуществлялся в смысловой двуслойности
каждой песни, в наличии иронического подтекста.
Высоцкий и сам отчетливо осознавал двуплановую природу своих
произведений. Он говорил на концертах, что в песне для него важен “другой
пласт”, причем “обязательно серьезный”. Неистощимое остроумие поэта никогда
не работало на пустое развлекательство. Слушая его записи, мы убеждаемся ,
что “оживление в зале” возникало после строк не столь смешных, но очень
остро социально нацеленных. И читая Высоцкого, мы видим, что эта острота
нисколько не притупилась. Мы не только смеемся, читая письмо умалишенных:
Лектора из передачи!
Те, кто так или иначе
Говорят про неудачи
И нервируют народ!-
но и с грустью узнаем этот стиль мышления в публикуемых газетами писем
психически здоровых людей.
Но внутренняя серьезность никогда не переходила у Высоцкого в
проповедь, в занудное поучение. Он хорошо понимал, что на слушателя и на
читателя сильнее действует не готовый ответ, а остро и энергично
поставленный вопрос. Об этом, впрочем, прямо сказано в парадоксальном
финале стихотворения ”Мой Гамлет”:
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса.
Высоцкий вел неутомимый и терпеливый диалог с современниками и потому
такую неоспоримую весомость приобрели его монологические признания:
Но знаю, что лживо, а что свято, -
Я понял это все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, -
Мне выбора по счастью не дано.
“Мой путь один…”. Читаем Высоцкого и видим линию этого пути.
Раннее и позднее творчество Высоцкого довольно прочно связано и своей
болевой чувствительностью в ранней мере обращены к нашей современности.
Недаром и сам поэт в пору зрелости сказал: “Когда говорят, что мои ранние
песни были на злобу дня, а теперь будто бы пишу песни-обобщения, по-моему
это неправда: это невозможно определить, есть обобщение или его нет,- пусть
критики разбираются. Потом со временем, все это изменилось, обросло как
снежный ком, приняло другие формы и очертания. И песни немножечко
усложнились, круг стал шире…”.
Читаем Высоцкого и наша мысль, наши чувства вовлекаются в активнейшую
работу по освоению его развернутых сюжетных метафор, сочетающих лирическую
выразительность с повествовательной протяженностью.Вместе с Высоцким мы то
скользим по планете, которую окутал вечный гололед, то оказываемся
втиснутыми в символическую подводную лодку, из которой несется наш общий
крик: “Спасите наши души!”.
Вместе с Высоцким в который раз проходим “по канату, натянутому как нерв”.
И где здесь граница между поэзией и прозой, между его книгой и нашей
жизнью?
|