рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Униженные и оскорбленные на страницах русской классики


Униженные и оскорбленные на страницах русской классики

Униженные и оскорбленные

Тема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской

литературы, которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул

А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель» и поэме «Медный всадник»

.Продолжателями этой темы явились Н.В.Гоголь ,

Создавший в «Шинели» бессмертный образ Акакия Акакиевича , М.Ю.Лермонтов

,противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча. С

этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции.

Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право

на жизнь и на счастье.

Ф.М.Достоевский является не просто продолжателем традиций русской

литературы , но и дополняет ее , т.к открывает новый аспект этой темы.

Достоевский становится певцом «бедных людей» , униженных и оскорбленных.

Своим творчеством Достоевский пытается доказать, что всякий человек ,кто бы

он ни был, имеет право на сочувствие и сострадание.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» -это «психологический

отчет одного преступления», преступления ,которое совершил бедный студент

Радион Раскольников, убивший старуху- процентщицу .Однако в романе речь

идет о необычном уголовном преступлении . Это ,если так можно выразиться ,

идеологическое преступление ,а исполнитель его –преступник- мыслитель

убийца-философ.

Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того,

чтобы помочь своим близким : матери и сестре. Это преступление явилось

следствием трагических обстоятельств окружающей действительности,

результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о

судьбе всех «униженных и оскорбленных» о социальных и нравственных законах,

по которым живет человечество.

Жизнь предстают перед героем ,как клубок неразрешенных противоречий .По

всюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого

достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди,

которым некуда деться. Их примером служат Соня Мармеладова, Катерина

Ивановна и многие другие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем

положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится

в маленькой каморке, похожей на шкаф, откуда его вот-вот вышвырнут на

улицу. Под угрозой оказалась судьба матери и сестры.

В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что

в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. Между

тем Мармеладов способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только

за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены,

ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.

При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его

невозможно презирать. В словах Мармеладова- боль за то , что его, однажды

выгнав из человеческой компании, уже больше никогда в нее не допустят.

Слушая вместе с Раскольниковым исповедь Мармеладова, некоторые из нас

могут подумать: «зачем нам сегодня всё это? Какое нам дело до вечно

пьяного чиновника с его витиеватыми речами, какой-то мазохистской

склонностью рассказывать о своих пороках». В наш деловой век мы рассуждаем

просто: Мармеладову был дан шанс, и тот его не использовал.

Его превосходительство Иван Афанасьевич зачислил его на службу и назначил

жалованье. Словно в царство божье переселился наш герой: дома ходят на

цыпочках, кофеем перед службой поят, сколотились и купили приличное

обмундирование, жена стала ходить похорошевшая и по молодевшая. Казалось

бы, живи да радуйся, да тянись на службе, выходи в люди. Так нет, на другой

же день после получения, жалованье было выкрадено и пропито. «Сам виноват»,-

сказали бы мы теперь. Осудить другого просто. Русская литература учит нас

не судить, а сострадать. Это гораздо труднее, так как требует от нас

огромного труда души. Русские писатели не просто называют нам бедных,

задавленных жизнью и униженных сильными мира сего людей. Нет, в бедном

человеке, они видят, прежде всего, человека .

Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахоткой, о чём говорят

красные пятна на её лице , которых так боится Мармеладов. Из его рассказа о

жене мы узнаём , что она из дворянской семьи , воспитывалась в губернском

дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения ,

оказавшись в отчаянном положении , с тремя детьми на руках , она после

смерти мужа вынуждена была выйти замуж за Мармеладова . «Можете судить

потому, до какой степени её бедствия доходили , что она , образованная и

воспитанная и фамилии известной , за меня согласилась пойти ! Но пошла !

Плача и рыдая и руки ломая , пошла ! Ибо некуда было пойти . »

Но облегчение не наступила и после замужества : муж выгнан со службы и

пьёт , грозит выгнать квартирная хозяйка , бьёт Лебезятников , плачут

голодные дети . Не жестокость руководит ею , когда она посылает Соню

зарабатывать деньги проституцией , а отчаяние и безысходность. Катерина

Ивановна понимает , что Соня принесла себя в жертву близким. Именно поэтому

, когда Соня вернулась с деньгами , она весь вечер в ногах у неё на коленях

простояла , ноги ей целовала , встать не хотела . » Мармеладов даёт жене

точную характеристику , говоря , что она « горячая , гордая ,

непреклонная .» Но человеческая гордость её , как и Мармеладова попирается

на каждом шагу , о достоинстве и самолюбии заставляют забыть.

Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих , « некуда идти »

Катерине Ивановне , везде тупик . Рассказывая о Соне и встретившейся

Раскольникову девочке , писатель неслучайно останавливает внимание на их

портретах : чистота и беззащитность показанные в портретах Сони и обманутой

девочки , не соответствуют образу жизни , который они вынуждены вести ,

поэтому Раскольникову « странно и дико было смотреть на такое явление ».

Достоевский убедительно показывает , что иные отношения , кроме

безразличия , любопытства , злорадной насмешки , противоестественны в этом

мире . Люди смотрят друг на друга « враждебно и с недоверчивостью ». Все ,

кроме Раскольникова , слушают Мармеладова , « фыркая » , «улыбаясь » ,

«зевая » , а в общем равнодушно .Также равнодушна толпа зрителей,

хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова . Во сне Раскольникова

, так похожем на явь , лошадь секут «с наслаждением» , «хохотом и

остротами».

Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Достоевского за

будущее человечества. Он показывает , что такой жизнью , которою сейчас

живут «униженные и оскорблённые» жить дальше нельзя». Опираясь на реальный

материал действительности Достоевский выдвигал и освещал проблемы , имеющие

всемирное значение , проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни . во

внутренней природе человека., проблемы любви и сострадания к ближнему .

Всё это – вечные темы жизни и искусства. В нашей сегодняшней жизни

бедные люди, униженные и оскорблённые. тоже есть. Но обратит ли на них своё

внимание наша литература – большой вопрос. Найдётся ли у нас критик,

который скажет, как когда-то Белинский : «Честь и слава молодому поэту,

муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них

обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди – ваши братья»!



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты