Война и мир
Война и мир
КУТУЗОВ - НАРОДНЫЙ ПОЛКОВОДЕЦ.
Нет в русской литературе другого произведения, где были бы с такой
убедительностью и силой, как в романе “Война и мир”, переданы мощь и
величие русского народа. Всем содержанием романа-эпопея Лев Николаевич
Толстой показал, что именно народ, поднявшийся на борьбу за независимость,
изгнал французов и обеспечил победу. Единство Кутузова с народом
объясняется тем “народным чувством, которое он носил в себе во всей чистоте
и силе его”. Благодаря этому душевному качеству, Кутузов и является
“представителем народной войны”.
Впервые Толстой показывает Кутузова в военной кампании 1805-1807 г.г.
на смотре в Браунау. Русский полководец не захотел смотреть парадную форму
солдат, а стал осматривать полк в том состоянии, в каком он находился,
указывая австрийскому генералу на разбитую солдатскую обувь, с таким
выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но немог не видеть, как
это плохо. Л.Н.Толстой контрастно изображает смотр в Браунау и смотр под
Ольмюцем. Солдаты в серых шинелях и разбитой обуви и “щегольски вычищенные
и убранные войска”, “нарядная кавалерия”, солдаты со свежевыбритыми и
вымытыми лицами и до последней возможности блеска вычищенной амуницией. «На
этом контрасте Толстой умело показывает насколько различны интересы
Кутузова и Александра и их отношение к солдатам, а следовательно и к
народу. Если Кутузов “прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по
несколько ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а
иногда и солдатам, то император Александр, проезжая на лошади, лишь
останавливался иногда, чтобы поприветствовать какой-либо полк. Если у
Кутузова смотр проходил просто, естественно, по-домашнему, полководец
разговаривал с солдатами, то в Ольмюце “массы войска”, “надсаживая свои
груди”, “присоединялись к реву всей той линии, которую уже проезжал
государь. «То есть это не та сыновья любовь солдат к Кутузову, а дикий
восторг толпы, «массы людей”. И вот на этом контрасте Толстой особенно ярко
показывает единение Кутузова с армией, отеческое отношение к солдатам и
боевым командирам, естественность и простота русского полководца.
В Бородинском сражении проявилось величие Кутузова, которое
заключалось в том, что он руководил духом армии: “Долголетним военным
опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч
человек, борящихся со смертью нельзя одному человеку и знал, что решают
участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором
стоят войска, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за
этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти”.
Л.Н.Толстой показывает насколько русский дух в этой народной войне
превосходит холодную расчетливость иноземных военачальников. Так Кутузов
посылает принца Витембургского “принять командование первой армией”, но то,
не доезжая до армии, просит еще войска, и тут же полководец отзывает его и
посылает русского-Дохтурова, зная, что он будет стоять за Родину насмерть.
Писатель показывает, что благородный Барклай де Толли, видя все
обстоятельства, решил, что сражение было проиграно, в то время как русские
солдаты стояли насмерть и сдерживали натиск французов. Нет, Барклай де
Толли не плохой полководец, но в нем нет русского духа. А Кутузову близок
народ и этот народный дух, и полководец отдает приказ о наступлении, хотя
армия в таком состоянии наступать не могла. Но этот приказ исходил “не из
хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе каждого русского
человека”, и, услышав этот приказ “измученные и колеблющиеся люди утешились
и ободрились”.
Но Толстой-художник часто противоречит Толстому-философу, так как Кутузов
руководит по настоящему сражением, проявляя свою волю. Толстой-философ
отрицает активную роль полководца в том или ином сражении, но даже в словах
Болклнского: “Он ничего не придумает, ничего не предпримет... но он все
выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не
помешает и ничего вредного не позволит”. Признание активной роли Кутузова.
С одной стороны у Толстого Кутузов не делал “никаких распоряжений”, а с
другой стороны “соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему”,
“отдавал приказания”, то есть все-таки руководил ходом сражения. В этом и
заключаются противоречия Толстого, как художника, и как философа.
В романе-эпопее “Война и мир” истинным носителем добра, красоты и правды у
Толстого является народ, а следовательно и народный полководец Кутузов.
Велик Кутузов, ибо “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”.
|