рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Война и мир


Война и мир

КУТУЗОВ - НАРОДНЫЙ ПОЛКОВОДЕЦ.

Нет в русской литературе другого произведения, где были бы с такой

убедительностью и силой, как в романе “Война и мир”, переданы мощь и

величие русского народа. Всем содержанием романа-эпопея Лев Николаевич

Толстой показал, что именно народ, поднявшийся на борьбу за независимость,

изгнал французов и обеспечил победу. Единство Кутузова с народом

объясняется тем “народным чувством, которое он носил в себе во всей чистоте

и силе его”. Благодаря этому душевному качеству, Кутузов и является

“представителем народной войны”.

Впервые Толстой показывает Кутузова в военной кампании 1805-1807 г.г.

на смотре в Браунау. Русский полководец не захотел смотреть парадную форму

солдат, а стал осматривать полк в том состоянии, в каком он находился,

указывая австрийскому генералу на разбитую солдатскую обувь, с таким

выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но немог не видеть, как

это плохо. Л.Н.Толстой контрастно изображает смотр в Браунау и смотр под

Ольмюцем. Солдаты в серых шинелях и разбитой обуви и “щегольски вычищенные

и убранные войска”, “нарядная кавалерия”, солдаты со свежевыбритыми и

вымытыми лицами и до последней возможности блеска вычищенной амуницией. «На

этом контрасте Толстой умело показывает насколько различны интересы

Кутузова и Александра и их отношение к солдатам, а следовательно и к

народу. Если Кутузов “прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по

несколько ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а

иногда и солдатам, то император Александр, проезжая на лошади, лишь

останавливался иногда, чтобы поприветствовать какой-либо полк. Если у

Кутузова смотр проходил просто, естественно, по-домашнему, полководец

разговаривал с солдатами, то в Ольмюце “массы войска”, “надсаживая свои

груди”, “присоединялись к реву всей той линии, которую уже проезжал

государь. «То есть это не та сыновья любовь солдат к Кутузову, а дикий

восторг толпы, «массы людей”. И вот на этом контрасте Толстой особенно ярко

показывает единение Кутузова с армией, отеческое отношение к солдатам и

боевым командирам, естественность и простота русского полководца.

В Бородинском сражении проявилось величие Кутузова, которое

заключалось в том, что он руководил духом армии: “Долголетним военным

опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч

человек, борящихся со смертью нельзя одному человеку и знал, что решают

участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором

стоят войска, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за

этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти”.

Л.Н.Толстой показывает насколько русский дух в этой народной войне

превосходит холодную расчетливость иноземных военачальников. Так Кутузов

посылает принца Витембургского “принять командование первой армией”, но то,

не доезжая до армии, просит еще войска, и тут же полководец отзывает его и

посылает русского-Дохтурова, зная, что он будет стоять за Родину насмерть.

Писатель показывает, что благородный Барклай де Толли, видя все

обстоятельства, решил, что сражение было проиграно, в то время как русские

солдаты стояли насмерть и сдерживали натиск французов. Нет, Барклай де

Толли не плохой полководец, но в нем нет русского духа. А Кутузову близок

народ и этот народный дух, и полководец отдает приказ о наступлении, хотя

армия в таком состоянии наступать не могла. Но этот приказ исходил “не из

хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе каждого русского

человека”, и, услышав этот приказ “измученные и колеблющиеся люди утешились

и ободрились”.

Но Толстой-художник часто противоречит Толстому-философу, так как Кутузов

руководит по настоящему сражением, проявляя свою волю. Толстой-философ

отрицает активную роль полководца в том или ином сражении, но даже в словах

Болклнского: “Он ничего не придумает, ничего не предпримет... но он все

выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не

помешает и ничего вредного не позволит”. Признание активной роли Кутузова.

С одной стороны у Толстого Кутузов не делал “никаких распоряжений”, а с

другой стороны “соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему”,

“отдавал приказания”, то есть все-таки руководил ходом сражения. В этом и

заключаются противоречия Толстого, как художника, и как философа.

В романе-эпопее “Война и мир” истинным носителем добра, красоты и правды у

Толстого является народ, а следовательно и народный полководец Кутузов.

Велик Кутузов, ибо “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты