рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Биография Роберта Бёрнса


Биография Роберта Бёрнса

БЁРНС, РОБЕРТ (Burns, Robert) (1759–1796), шотландский поэт. Создал

самобытную поэзию, в которой прославил труд, народ и свободу, бескорыстную

и самоотверженную любовь и дружбу. Сатирические антицерковные поэмы "Два

пастуха" (1784), "Молитва святоши Вилли" (1785), сборник "Стихотворения,

написанные преимущественно на шотландском диалекте" (1786), патриотический

гимн "Брюс - шотландцам", кантата "Веселые нищие", гражданская и любовная

лирика (стихотворения "Дерево свободы", "Джон Ячменное зерно" и др.),

застольные песни. Собрал и подготовил к изданию произведения шотландского

поэтического и музыкального фольклора, с которым тесно связана его поэзия.

Родился 25 января 1759 в Аллоуэе (графство Эр) в семье огородника и

фермера-арендатора Уильяма Бёрнса и его жены - Агнессы. Первый из семи

детей. Получил прекрасное образование благодаря отцу. С детства читал

Библию, английских Августианских поэтов (Поуп, Эдисон, Свифт и Стил) и

Шекспира. Начал писать стихи, когда учился в школе и работал на ферме.

Роберт и его брат Гилберт два года ходили в школу. В 1765 отец взял в

аренду ферму Маунт Олифант, и Роберт с 12 лет батрачил как взрослый

работник, недоедал и перенапрягал сердце. Он читал все, что подворачивалось

под руку, – от грошовых брошюрок до Шекспира и Мильтона. В школе он слышал

только английскую речь, но от матери и старой прислуги и из тех же брошюрок

приобщился к языку шотландских баллад, песен и сказок.

В 1777 отец перебрался на ферму Лохли близ Тарболтона, и для Роберта

началась новая жизнь. В Тарболтоне он нашел себе компанию по душе и скоро

стал в ней верховодом. В 1780 Бёрнс и его друзья организовали веселый «Клуб

холостяков», а в 1781 он вступил в масонскую ложу. 13 февраля 1784 отец

умер, и на оставшиеся после него деньги Роберт и Гилберт перевезли семью на

ферму Моссгил близ Мохлина. Еще раньше, в 1783, Роберт начал записывать в

тетрадь свои юношеские стихи и изрядно высокопарную прозу. Связь со

служанкой Бетти Пейтон привела к появлению на свет его дочери 22 мая 1785.

Местные клирики воспользовались случаем и наложили на Бёрнса епитимью за

блудодейство, однако это не мешало мирянам смеяться, читая ходившие в

списках Святую ярмарку и Молитву святоши Вилли.

В начале 1784 Бёрнс открыл для себя поэзию Р.Фергюссона и понял, что

шотландский язык отнюдь не варварский и отмирающий диалект и способен

передать любой поэтический оттенок – от соленой сатиры до лирических

восторгов. Он развил традиции Фергюссона, особенно в жанре афористической

эпиграммы. К 1785 Бёрнс уже приобрел некоторую известность как автор ярких

дружеских посланий, драматических монологов и сатир.

В 1785 Бёрнс полюбил Джин Армор (1765–1854), дочь мохлинского

подрядчика Дж.Армора. Бёрнс выдал ей письменное «обязательство» – документ,

по шотландскому праву удостоверявший фактический, хоть и незаконный брак.

Однако репутация у Бёрнса была настолько плохая, что Армор порвал

«обязательство» в апреле 1786 и отказался взять поэта в зятья. Еще до этого

унижения Бёрнс решил эмигрировать на Ямайку. Неверно, будто он издал свои

стихотворения, чтобы выручить деньги на дорогу, – мысль об этом издании

пришла к нему позже. Напечатанные в Кильмарноке Стихотворения

преимущественно на шотландском диалекте (Poems, Chiefly in the Scottish

Dialect) поступили в продажу 1 августа 1786. Половина тиража в 600

экземпляров разошлась по подписке, остальное было продано за несколько

недель. После этого Бёрнс был принят в аристократическом литературном кругу

Эдинбурга. Собрал, обработал и записал около двухсот песен для шотландского

музыкального общества. Сам стал писать песни. Слава пришла к Бёрнсу едва ли

не в одночасье. Знатные господа распахнули перед ним двери своих особняков.

Армор отказался от иска, от Бетти Пейтон откупились 20 фунтами. 3 сентября

1786 Джин родила двойню.

Местная знать советовала Бёрнсу забыть об эмиграции, поехать в

Эдинбург и объявить общенациональную подписку. Он прибыл в столицу 29

ноября и при содействии Дж.Каннингема и других заключил 14 декабря договор

с издателем У.Кричем. В зимний сезон Бёрнс был нарасхват в светском

обществе. Ему покровительствовали «Каледонские охотники», члены

влиятельного клуба для избранных; на собрании Великой масонской ложи

Шотландии его провозгласили «Бардом Каледонии». Эдинбургское издание

Стихотворений (вышло 21 апреля 1787) собрало около трех тысяч подписчиков и

принесло Бёрнсу примерно 500 фунтов, включая сто гиней, за которые он,

послушавшись дурного совета, уступил Кричу авторские права. Около половины

вырученных денег ушло на помощь Гилберту и его семье в Моссгиле.

Перед отъездом из Эдинбурга в мае Бёрнс познакомился с Дж.Джонсоном,

полуграмотным гравером и фанатичным любителем шотландской музыки, который

незадолго до того издал первый выпуск «Шотландского музыкального музеума»

(«The Scots Musical Museum»). С осени 1787 до конца жизни Бёрнс фактически

был редактором этого издания: собирал тексты и мелодии, дополнял

сохранившиеся отрывки строфами собственного сочинения, утраченные или

непристойные тексты заменял своими. Он так преуспел в этом, что без

документированных свидетельств зачастую невозможно установить, где народные

тексты, а где тексты Бёрнса. Для «Музеума», а после 1792 для более

изысканных, но и менее ярких «Избранных самобытных шотландских мелодий»

(«Select Collection of Original Scottish Airs», 1793–1805) Дж.Томсона он

написал более трехсот текстов, каждый на свой мотив.

Бёрнс триумфатором возвратился в Мохлин 8 июля 1787. Полгода славы не

вскружили ему голову, однако изменили отношение к нему в деревне. Арморы

радушно приняли его, и он возобновил отношения с Джин. Но эдинбургская

служанка Пегги Камерон, родившая ребенка от Бёрнса, подала на него в суд, и

он снова отправился в Эдинбург.

Там он 4 декабря познакомился с образованной замужней дамой Агнес Крэг

М'Лехуз. Через три дня он вывихнул колено и, прикованный к постели, затеял

с «Клариндой», как она себя называла, любовную переписку. Вывих имел и

более существенные последствия. Пользовавший Бёрнса врач был знаком с

Комиссаром по акцизу в Шотландии Р.Грэмом. Узнав о желании поэта служить в

акцизе, он обратился к Грэму, тот разрешил Бёрнсу пройти надлежащее

обучение. Поэт прошел его весной 1788 в Мохлине и Тарболтоне и 14 июля

получил диплом. Перспектива альтернативного источника заработка придала ему

смелости подписать 18 марта контракт на аренду фермы Эллисленд.

Узнав, что Джин опять забеременела, родители выгнали ее из дома. Бёрнс

вернулся в Мохлин 23 февраля 1788 и, судя по всему, сразу признал ее своей

женой, хотя оглашение состоялось только в мае, а церковный суд утвердил их

брак лишь 5 августа. 3 марта Джин родила двух девочек, которые вскоре

умерли. 11 июня Бёрнс приступил к работе на ферме. К лету 1789 стало ясно,

что в близком будущем Эллисленд дохода не принесет, и в октябре Бёрнс по

протекции получил должность акцизного в своем сельском районе. Он прекрасно

ее исполнял; в июле 1790 его перевели в Дамфрис. В 1791 Бёрнс отказался от

аренды Эллисленда, переехал в Дамфрис и зажил на жалование акцизного.

Творческая работа Бёрнса на протяжении трех лет в Эллисленде сводилась

в основном к текстам для джонсоновского «Музеума», за одним серьезным

исключением – повести в стихах Тэм О'Шентер (Tam O'Shanter). В 1789 Бёрнс

познакомился с собирателем древностей Фр.Гроузом, который составлял

двухтомную антологию Шотландская старина (The Antiquities of Scotland).

Поэт предложил ему дать в антологии гравюру с изображением аллоуэйской

церкви, и тот согласился – с условием, что Бёрнс напишет к гравюре легенду

о ведьмовстве в Шотландии. Так возникла одна из лучших баллад в истории

литературы.

Между тем разгорались страсти вокруг Великой французской революции,

которую Бёрнс принял с энтузиазмом. Пошли расследования относительно

лояльности государственных служащих. К декабрю 1792 на Бёрнса накопилось

столько доносов, что в Дамфрис прибыл Главный акцизный Уильям Корбет, дабы

лично проводить дознание. Стараниями Корбета и Грэма все кончилось тем, что

Бёрнса обязали не болтать лишнего. Его по-прежнему намеревались продвигать

по службе, но в 1795 он начал терять здоровье: ревматизм сказался на

ослабленном еще в отрочестве сердце. Умер Бёрнс 21 июля 1796.

Бёрнса превозносят как романтического поэта – в обиходном и

литературном смысле этого определения. Однако миропонимание Бёрнса

опиралось на практичное здравомыслие крестьян, среди которых он вырос. С

романтизмом он в сущности не имел ничего общего. Напротив, его творчество

знаменовало последний расцвет шотландской поэзии на родном языке – поэзии

лирической, земной, сатирической, подчас озорной, традиции которой были

заложены Р.Хенрисоном (ок. 1430 – ок. 1500) и У.Данбаром (ок. 1460 – ок.

1530), забыты в эпоху Реформации и возрождены в 18 в. А.Рамзеем и

Р.Фергюсоном.

ЛИТЕРАТУРА

1. Райт-Ковалева Р. Роберт Бёрнс. М., 1965

2. Бёрнс Р. Стихотворения. Поэмы; Шотландские баллады. М., 1976

3. Бёрнс Р. Стихотворения – The Poetical Works. М., 1982



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты