рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Генрих Гейне


Генрих Гейне

Генрих Гейне родился в Дюссельдорфе – в ту пору в небольшом, тихом

городе, расположенном на правом берегу Рейна. Впоследствии он менял места

жительства несколько раз. Самсон Гейне – отец будущего поэта – был добрым,

но довольно легкомысленным человеком, фактически главой семьи была мать –

Бетти Гейне. Широко образованная для того времени женщина, она усвоила

многие передовые идеи французских просветителей.

Воспитание своего первенца Бетти взяла целиком под свое наблюдение.

Мечтая о блестящей административной или военной карьере для маленького

Гарри (так звали мальчика в семейном кругу), мать отдает его в

Дюссельдорфский лицей.

«Мать мысленно связала со мной всякие великие, высокого полета затеи,

и все воспитательные планы стремились к этой цели, - писал в своих

«Мемуарах» Гейне. – Мать играла главную роль в истории моего развития, она

составляла программы всех моих учебных занятий, и ее воспитательные планы

возникли еще до моего рождения. Я послушно исполнял ее пожелания, но,

сказать по правде, именно она была повинна в бесплодности большинства моих

попыток и стремлений на поприще гражданской службы, ибо служба никогда не

соответствовала моей натуре».

Городок Дюссельдорф, как и Германию в целом, затронули события,

связанные с войнами Наполеона в Европе. Французские войска даже и под

знаменами Наполеона несли на немецкую землю идеи прогрессивных для

феодальной Германии буржуазных преобразований.

Впечатления раннего детства оставили неизгладимый след в памяти Гейне,

и впоследствии сыграли немалую роль в формировании его оппозиционного

отношения к феодально-сословному строю Германии.

Мать Гейне планировала будущее сыну. Но все эти планы разрушились

после того, как грозный император Наполеон был удален на остров Св. Елены.

Теперь для Гейне – сына мелкого еврейского купца – был один путь –

коммерческая деятельность. Когда мальчик окончил местный лицей, родители

отдали его в коммерческую школу. Но все попытки сделать из Гейне

коммерсанта окончились неудачей.

В 1816 году в связи с материальными затруднениями Гейне переселился в

Гамбург, к своему дяде – Соломону Гейне. Здесь он влюбился в Амалию – дочь

дяди. Но Амалия предпочла стать женой богатого прусского помещика. Эта

несчастная любовь стала первой лирической темой многих юношеских

стихотворений Гейне.

Осенью 1819 года, выдержав приемные экзамены, Гейне поступил в

университет в Бонне.

Первые стихотворения Гейне, подписанные замысловатом псевдонимом

Фрейдгольд фон Ризенгарф появляются еще во время пребывания в Гамбурге.

Регулярная литературная деятельность Гейне начинается с 1821 года, когда в

Берлине выходит его первый небольшой сборник. В это время Гейне знакомится

с Августом Вильгельмом Шлегелем, читавшим курсы немецкого языка. Шлегель

был человеком разных дарований и интересов: поэт, драматург, переводчик на

немецкий язык Шекспира и Кальдерона, один из основателей первого печатного

органа. Шлегель среди студентов выделял Гейне. Он приглашал юношу к себе

домой, делился опытом.

Однако даровитый ученик не был прилежным подражателем именитого

наставника. Он сразу же пошел в литературу своим путем. В августе 1820 года

Гейне публикует свою первую литературно-критическую статью «Романтика».

Гейне сменил несколько университетов. В апреле 1821 года студент-юрист

прибыл в столицу Пруссии. Местом учебы был избран Берлинский университет. У

Гейне появились друзья, он вступил в некоторые литературные общества,

салоны; в частности, интересное литературное общество собиралось в доме

Фарнгагена фон Энзе. Хозяин дома был незаурядной личностью: известный

литератор, дипломат, участник войны с Наполеоном на стороне русских. Также

Гейне посещал салон, где поклонялись Байрону. В этом обществе поэт

торжественно был провозглашен первым преемником прославленного создателя

«Чайльд Гарольда».

В декабре 1821 года первый поэтический сборник Гейне вышел в свет. В

него вошли стихи, затем составившие один из разделов первого цикла «Книги

песен», а также переводы из Байрона, поэзией которого Гейне страстно

увлекался в эти годы. Издателем был Маузер, который не без неповоротного

колебания все же решился выпустить сборник молодого поэта. Правда, автору

был назначен чисто символический гонорар: сорок экземпляров собственной

книги.

После окончания в 1825 году университета Гейне пробует найти

практическое применение своим знаниям. Однако попытки добиться кафедры в

Берлинском и Мюнхенском университетах, получить адвокатскую практику в

Гамбурге кончаются неудачей. И книги его – что еще более тяжело для Гейне –

систематически подвергаются цензурным запретам.

По складу таланта лирик, Гейне в эти годы упорно овладел законами

драматургии. Еще в Геттингене он приступил к созданию трагедии «Альманзор».

В трагедии рассказано, как в прошлом верные друзья Абдулла и Али выбирают в

жизни разные пути, и что из этого получилось. В августе 1823 года пьеса

была поставлена в Брауншвейгском театре. Молодчики из местных «патриотов»

учинили в зрительном зале скандал, и представление сорвалось. Объявить

повторный спектакль дирекция театра уже не решилась.

Однако поэт продолжал работать в области драматургии. В январе 1822

года, в течение трех дней, без предварительных набросков Гейне написал

вторую трагедию «Вильям Ратилиф». Трагедия была создана в традициях очень

популярной в эти годы «драмы судьбы». В драме судьбы изображалась власть

сверхъестественных сил над человеком.

В 1827 году появляется в печати «Книга песен». В ней Гейне объединил

стихи, написанные с 1816 по 1827 год. «Книга песен» состояла из нескольких

циклов. Этот большой сборник стихотворений занимает не только важное место

в творческом наследии Генриха Гейне, он сыграл важнейшую роль в развитии

всей немецкой лирики.

Новым важным моментом в развитии творческого таланта Гейне были

«Путевые картины» (1824-1830 гг.) В них отразился значительный рост

критических тенденций писателя; социально-политические проблемы поставлены

в них гораздо острее и шире, чем в «Книге песен». Лирический герой в

«Путевых картинах» претерпевает заметную эволюцию по сравнению с «Книгой

песен». Гейне сознательно переходит к прозе как к жанру, дававшего ему

возможность шире охватить общественную жизнь.

В 1827 году Гейне совершает поездку в Англию, в 1828 году путешествует

по Италии.

Получив в начале 1830 года известие о революции во Франции – «эти

солнечные лучи, завернутые в газетную бумагу», по образному выражению

самого Гейне – воодушевленный этими событиями и находясь одновременно под

влиянием тяжелых обстоятельств, в которые он был поставлен в Германии,

Гейне принимает решение об отъезде в Париж. В мае 1831 года он покидает

родину.

Живя во Франции, Гейне ни на минуту не выпускает из виду событий,

происходящих в Германии. Гейне часто посещает собрания последователей Сен-

Симона – поборников утопического социализма. В числе новых знакомых Гейне

во Франции – выдающиеся писатели, композиторы, художники – Беранже,

Бальзак, Жорж Санд, Шопен, Берлиоз и многие другие.

В 30-е годы Гейне выступает по преимуществу как публицист, создавая

важнейшие работы, посвященные вопросам эстетики, философии, общественно-

политической жизни. На время эти работы отодвинули на задний план

собственно художественное творчество.

В 30-е годы Гейне пишет такие произведения, как цикл стихов «Новая

весна», новеллу «Флорентийские ночи» и незавершенные наброски из «Мемуаров

Шнабелевопского».

Стихотворения из сборника «Новая весна» представляли собой в

поэтическом творчестве Гейне промежуточный этап от «Книги песен» к

последующей политической лирике.

Переселившийся в Париж Гейне бодр, полон новых впечатлений и

оптимистических надежд; для него наступает пора «второго цветения». Так

возникло название «Новая весна». И в соответствии с замыслом в нем много

стихотворений, дышащих пышным ароматом расцветающей весенней природы.

Новые тенденции в мировоззрении и творчестве Гейне получили отражение

в его книге «Людвиг Берне» (1840 г). Эта книга является крупнейшим

публицистическим произведением Гейне.

С 1840 по 1843 годы, возобновив сотрудничество во «Всеобщей газете»,

Гейне опять систематически публикует корреспонденции об общественно-

политической жизни Франции. Позднее, в 1854 году, значительно расширив и

переработав эти статьи, он издает их в виде книги под названием «Лютеция».

Здесь в еще более полной степени, чем в книге «Людвиг Берне» раскрыт вопрос

о противоречиях буржуазного общества.

В эти же годы Гейне пишет поэму «Атта Тролль» (1841 г). Поэма

свидетельствует о большой сложности и противоречивости, характерных для

процесса становления реалистического метода в творчестве Гейне.

Вершиной творческих достижений Гейне явилась поэма «Германия. Зимняя

сказка» (1844 г)., в которой воплотился весь предшествующий опыт идейно-

художественного развития Гейне – прозаика, публициста, политического

лирика. Для поэмы характерна широта охвата немецкой социальной

действительности – это поэма о Германии. Вся поэма проникнута большой

любовью к ней.

Творчество Гейне последнего периода (1848-1856 гг.) определяется

обстановкой, сложившейся в результате неблагоприятного исхода революции

1848-49 года. Стихотворение «Михель после марта» - первая реакция Гейне на

результаты немецкой революции…

Замечательным образцом поэзии Гейне последнего этапа является сборник

стихов «Романсеро», составленный преимущественно из стихотворений 1848-1851

годов.

Последние стихотворения Гейне (1853-56 годы) не представляли собой

единого целого в композиционном отношении. Часть из них появилась в печати

в 1854 году в составе отдельного цикла под названием «Стихотворения 1853 и

1854 годов», остальные же были опубликованы в разные годы, в том числе и

после смерти Гейне. Однако все эти стихи сохраняют идейное направление и

общий характер «Романсеро».

Вскоре Гейне тяжело заболевает. Терзаемый физическими муками,

постоянно думая о родной стране, он пытается выхлопотать разрешение на

приезд в Берлин, чтобы лечиться там у знаменитого хирурга Диффенбаха –

своего товарища студенческих лет. Но прусское правительство не только

ответило решительным отказом на просьбу умирающего поэта, но еще и

пригрозило ему немедленным арестом, если он появится на прусской

территории. Так до конца своих дней Гейне остался политическим изгнанником.

Здесь можно также заметить следующее: Генрих Гейне был одним из многих

поэтов, но он выделялся искренней любовью к Родине и большим патриотизмом.

Скончался Гейне 16 февраля 1856 года и был похоронен на кладбище

Монмартр в Париже.

Литература:

Г. В. Стадников «Биография писателя»

А. С. Дмитриев «Генрих Гейне»



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты