Генрих Гейне
Генрих Гейне
Генрих Гейне родился в Дюссельдорфе – в ту пору в небольшом, тихом
городе, расположенном на правом берегу Рейна. Впоследствии он менял места
жительства несколько раз. Самсон Гейне – отец будущего поэта – был добрым,
но довольно легкомысленным человеком, фактически главой семьи была мать –
Бетти Гейне. Широко образованная для того времени женщина, она усвоила
многие передовые идеи французских просветителей.
Воспитание своего первенца Бетти взяла целиком под свое наблюдение.
Мечтая о блестящей административной или военной карьере для маленького
Гарри (так звали мальчика в семейном кругу), мать отдает его в
Дюссельдорфский лицей.
«Мать мысленно связала со мной всякие великие, высокого полета затеи,
и все воспитательные планы стремились к этой цели, - писал в своих
«Мемуарах» Гейне. – Мать играла главную роль в истории моего развития, она
составляла программы всех моих учебных занятий, и ее воспитательные планы
возникли еще до моего рождения. Я послушно исполнял ее пожелания, но,
сказать по правде, именно она была повинна в бесплодности большинства моих
попыток и стремлений на поприще гражданской службы, ибо служба никогда не
соответствовала моей натуре».
Городок Дюссельдорф, как и Германию в целом, затронули события,
связанные с войнами Наполеона в Европе. Французские войска даже и под
знаменами Наполеона несли на немецкую землю идеи прогрессивных для
феодальной Германии буржуазных преобразований.
Впечатления раннего детства оставили неизгладимый след в памяти Гейне,
и впоследствии сыграли немалую роль в формировании его оппозиционного
отношения к феодально-сословному строю Германии.
Мать Гейне планировала будущее сыну. Но все эти планы разрушились
после того, как грозный император Наполеон был удален на остров Св. Елены.
Теперь для Гейне – сына мелкого еврейского купца – был один путь –
коммерческая деятельность. Когда мальчик окончил местный лицей, родители
отдали его в коммерческую школу. Но все попытки сделать из Гейне
коммерсанта окончились неудачей.
В 1816 году в связи с материальными затруднениями Гейне переселился в
Гамбург, к своему дяде – Соломону Гейне. Здесь он влюбился в Амалию – дочь
дяди. Но Амалия предпочла стать женой богатого прусского помещика. Эта
несчастная любовь стала первой лирической темой многих юношеских
стихотворений Гейне.
Осенью 1819 года, выдержав приемные экзамены, Гейне поступил в
университет в Бонне.
Первые стихотворения Гейне, подписанные замысловатом псевдонимом
Фрейдгольд фон Ризенгарф появляются еще во время пребывания в Гамбурге.
Регулярная литературная деятельность Гейне начинается с 1821 года, когда в
Берлине выходит его первый небольшой сборник. В это время Гейне знакомится
с Августом Вильгельмом Шлегелем, читавшим курсы немецкого языка. Шлегель
был человеком разных дарований и интересов: поэт, драматург, переводчик на
немецкий язык Шекспира и Кальдерона, один из основателей первого печатного
органа. Шлегель среди студентов выделял Гейне. Он приглашал юношу к себе
домой, делился опытом.
Однако даровитый ученик не был прилежным подражателем именитого
наставника. Он сразу же пошел в литературу своим путем. В августе 1820 года
Гейне публикует свою первую литературно-критическую статью «Романтика».
Гейне сменил несколько университетов. В апреле 1821 года студент-юрист
прибыл в столицу Пруссии. Местом учебы был избран Берлинский университет. У
Гейне появились друзья, он вступил в некоторые литературные общества,
салоны; в частности, интересное литературное общество собиралось в доме
Фарнгагена фон Энзе. Хозяин дома был незаурядной личностью: известный
литератор, дипломат, участник войны с Наполеоном на стороне русских. Также
Гейне посещал салон, где поклонялись Байрону. В этом обществе поэт
торжественно был провозглашен первым преемником прославленного создателя
«Чайльд Гарольда».
В декабре 1821 года первый поэтический сборник Гейне вышел в свет. В
него вошли стихи, затем составившие один из разделов первого цикла «Книги
песен», а также переводы из Байрона, поэзией которого Гейне страстно
увлекался в эти годы. Издателем был Маузер, который не без неповоротного
колебания все же решился выпустить сборник молодого поэта. Правда, автору
был назначен чисто символический гонорар: сорок экземпляров собственной
книги.
После окончания в 1825 году университета Гейне пробует найти
практическое применение своим знаниям. Однако попытки добиться кафедры в
Берлинском и Мюнхенском университетах, получить адвокатскую практику в
Гамбурге кончаются неудачей. И книги его – что еще более тяжело для Гейне –
систематически подвергаются цензурным запретам.
По складу таланта лирик, Гейне в эти годы упорно овладел законами
драматургии. Еще в Геттингене он приступил к созданию трагедии «Альманзор».
В трагедии рассказано, как в прошлом верные друзья Абдулла и Али выбирают в
жизни разные пути, и что из этого получилось. В августе 1823 года пьеса
была поставлена в Брауншвейгском театре. Молодчики из местных «патриотов»
учинили в зрительном зале скандал, и представление сорвалось. Объявить
повторный спектакль дирекция театра уже не решилась.
Однако поэт продолжал работать в области драматургии. В январе 1822
года, в течение трех дней, без предварительных набросков Гейне написал
вторую трагедию «Вильям Ратилиф». Трагедия была создана в традициях очень
популярной в эти годы «драмы судьбы». В драме судьбы изображалась власть
сверхъестественных сил над человеком.
В 1827 году появляется в печати «Книга песен». В ней Гейне объединил
стихи, написанные с 1816 по 1827 год. «Книга песен» состояла из нескольких
циклов. Этот большой сборник стихотворений занимает не только важное место
в творческом наследии Генриха Гейне, он сыграл важнейшую роль в развитии
всей немецкой лирики.
Новым важным моментом в развитии творческого таланта Гейне были
«Путевые картины» (1824-1830 гг.) В них отразился значительный рост
критических тенденций писателя; социально-политические проблемы поставлены
в них гораздо острее и шире, чем в «Книге песен». Лирический герой в
«Путевых картинах» претерпевает заметную эволюцию по сравнению с «Книгой
песен». Гейне сознательно переходит к прозе как к жанру, дававшего ему
возможность шире охватить общественную жизнь.
В 1827 году Гейне совершает поездку в Англию, в 1828 году путешествует
по Италии.
Получив в начале 1830 года известие о революции во Франции – «эти
солнечные лучи, завернутые в газетную бумагу», по образному выражению
самого Гейне – воодушевленный этими событиями и находясь одновременно под
влиянием тяжелых обстоятельств, в которые он был поставлен в Германии,
Гейне принимает решение об отъезде в Париж. В мае 1831 года он покидает
родину.
Живя во Франции, Гейне ни на минуту не выпускает из виду событий,
происходящих в Германии. Гейне часто посещает собрания последователей Сен-
Симона – поборников утопического социализма. В числе новых знакомых Гейне
во Франции – выдающиеся писатели, композиторы, художники – Беранже,
Бальзак, Жорж Санд, Шопен, Берлиоз и многие другие.
В 30-е годы Гейне выступает по преимуществу как публицист, создавая
важнейшие работы, посвященные вопросам эстетики, философии, общественно-
политической жизни. На время эти работы отодвинули на задний план
собственно художественное творчество.
В 30-е годы Гейне пишет такие произведения, как цикл стихов «Новая
весна», новеллу «Флорентийские ночи» и незавершенные наброски из «Мемуаров
Шнабелевопского».
Стихотворения из сборника «Новая весна» представляли собой в
поэтическом творчестве Гейне промежуточный этап от «Книги песен» к
последующей политической лирике.
Переселившийся в Париж Гейне бодр, полон новых впечатлений и
оптимистических надежд; для него наступает пора «второго цветения». Так
возникло название «Новая весна». И в соответствии с замыслом в нем много
стихотворений, дышащих пышным ароматом расцветающей весенней природы.
Новые тенденции в мировоззрении и творчестве Гейне получили отражение
в его книге «Людвиг Берне» (1840 г). Эта книга является крупнейшим
публицистическим произведением Гейне.
С 1840 по 1843 годы, возобновив сотрудничество во «Всеобщей газете»,
Гейне опять систематически публикует корреспонденции об общественно-
политической жизни Франции. Позднее, в 1854 году, значительно расширив и
переработав эти статьи, он издает их в виде книги под названием «Лютеция».
Здесь в еще более полной степени, чем в книге «Людвиг Берне» раскрыт вопрос
о противоречиях буржуазного общества.
В эти же годы Гейне пишет поэму «Атта Тролль» (1841 г). Поэма
свидетельствует о большой сложности и противоречивости, характерных для
процесса становления реалистического метода в творчестве Гейне.
Вершиной творческих достижений Гейне явилась поэма «Германия. Зимняя
сказка» (1844 г)., в которой воплотился весь предшествующий опыт идейно-
художественного развития Гейне – прозаика, публициста, политического
лирика. Для поэмы характерна широта охвата немецкой социальной
действительности – это поэма о Германии. Вся поэма проникнута большой
любовью к ней.
Творчество Гейне последнего периода (1848-1856 гг.) определяется
обстановкой, сложившейся в результате неблагоприятного исхода революции
1848-49 года. Стихотворение «Михель после марта» - первая реакция Гейне на
результаты немецкой революции…
Замечательным образцом поэзии Гейне последнего этапа является сборник
стихов «Романсеро», составленный преимущественно из стихотворений 1848-1851
годов.
Последние стихотворения Гейне (1853-56 годы) не представляли собой
единого целого в композиционном отношении. Часть из них появилась в печати
в 1854 году в составе отдельного цикла под названием «Стихотворения 1853 и
1854 годов», остальные же были опубликованы в разные годы, в том числе и
после смерти Гейне. Однако все эти стихи сохраняют идейное направление и
общий характер «Романсеро».
Вскоре Гейне тяжело заболевает. Терзаемый физическими муками,
постоянно думая о родной стране, он пытается выхлопотать разрешение на
приезд в Берлин, чтобы лечиться там у знаменитого хирурга Диффенбаха –
своего товарища студенческих лет. Но прусское правительство не только
ответило решительным отказом на просьбу умирающего поэта, но еще и
пригрозило ему немедленным арестом, если он появится на прусской
территории. Так до конца своих дней Гейне остался политическим изгнанником.
Здесь можно также заметить следующее: Генрих Гейне был одним из многих
поэтов, но он выделялся искренней любовью к Родине и большим патриотизмом.
Скончался Гейне 16 февраля 1856 года и был похоронен на кладбище
Монмартр в Париже.
Литература:
Г. В. Стадников «Биография писателя»
А. С. Дмитриев «Генрих Гейне»
|