Романтизм в творчестве Пушкина
Романтизм в творчестве Пушкина
Экзаменационная работа
Реферат
Романтизм в творчестве
А.С. Пушкина
г. Новосибирск 1998г.
ПЛАН
I Вступление
1.Что такое романтизм ?
2.Взгляды А.С. Пушкина на романтизм.
II Основная часть
1.Романтическая лирика:
а) Обращение А.С. Пушкина к классической мифологии.
б) «Человеческая свобода» и «мелкость
общественных верхов».
в) «Бесстрастие» и «огненная страсть».
г) « Образ нации» в лирике Пушкина.
д) « Морские пейзажи».
е) Романтическая лирика Пушкина-
вдохновение композиторов.
2. Романтическая поэма А.С. Пушкина
« Кавказский пленник»
а) Пленник- психологический портрет
пушкинского современника.
б) Тема свободы.
в) Душевная охладелость героя.
г) Тема «огня» и «холода».
д) Ревность и душевный героизм Черкешенки.
е) Общее значение поэмы.
III Заключение.
Вклад А.С. Пушкина-романтика в русскую литературу.
а) Содержательный романтический мир страстей.
б) «Солнце нашей поэзии закатилось!»
Что такое романтизм.
«Всякий по-своему его определяет и видит!» - писал о
романтизме в 1826 г. поэт Н.М. Языков[1]. А в 1958 году,
через 132 года, современный исследователь П. С. Мейлах
отметил то же самое: «...Ни в одной области
литературоведения нет стольких противоречий, такой
разногласицы, как в области понимания романтизма»[2]. Что
такое романтизм каждый определяет по-своему. В своем
учебнике для вузов А.Н. Соколов делает акцент на социально-
исторической характеристике романтизма :
«Русский романтизм, порожденный надвигающимся
переломом в развитии России, стал в основном выражением
новых антифеодальных освободительных тенденций в
общественной жизни и мировоззрении»[3]. Но романтики
описывают не только эпоху , но и самого человека.
Положительный герой романтической литературы- это «человек
неистовых страстей , интеллектуально-психологически
возвышающийся над толпой , мечтательно устремленный в
будущее»[4].
Что же такое романтизм для вас ? Какой бы ни был
ответ, я думаю, каждый при слове романтика вспомнит
незабвенные строки из стихотворения Пушкина : « Я помню
чудное мгновенье .» Да и не удивительно , ведь поэзия
Пушкина высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви
, дружбы , чести , совести , справедливости , милосердия ,
неприятия всяческого произвола , унижения личности. Вся
поэзия Пушкина - это его лирический дневник. Поэзия не
только его « памятник» , но и его «душа в заветном мире» .
Пушкинская муза - муза возвышенная. Кто до него мог так
возвышенно воспеть все тончайшие оттенки любовного чувства
? Тут все- и легкая уверенность, и глубокая страсть, и
ревность, и ожидание новой , и добродушная насмешка над
девичьим кокетством. Вот проходит мимо девушка, и
рождаются такие замечательные стихи :
Когда нечаянно пройдет передо мной
Младое , чистое , небесное созданье,
Пройдет и скроется ?.. Ужель не можно мне,
Любуясь девою в печальном сладострастье ,
Глазами следовать за ней и в тишине
Благословлять ее на радость и на счастье,
И сердцем ей желать все блага жизни сей,
Веселый мир души , беспечные досуги ,
Все- даже счастие того , кто избран ей ,
Кто милой деве даст название супруги .
Маяковский восхищался одним пушкинским стихом как
высшим проявлением любовного чувства . Он предельно
лаконичен :
Я знаю , путь уж мой измерен ,
Но , чтоб продлилась жизнь моя ,
Я утром должен быть уверен ,
Что с вами днем увижусь я .
Может быть с Пушкиным мы только и научились понимать,
что такое Любовь? Возвышение - это мечта об идеале женщины-
«чистейшей прелести чистейший образец», «гений чистой
красоты», которую заронил Пушкин в сердце русского, и
которою тот с тех пор безнадежно болен.
Безусловно, Пушкин является самым блестящим примером
писателя-романтика. Многие люди пытались проанализировать
его романтизм. Но как же все-таки понимает романтизм сам
Пушкин ?
Взгляды Пушкина на романтизм.
У Пушкина взгляды на романтизм вполне соответствовали
духу его романтического творчества. Большинство замечаний
и высказываний Пушкина о романтизме относится к 1824-1825
годам, когда были завершены или завершались южные поэмы (в
1824 году были написаны «Кавказский пленник» и
«Бахчисарайский фонтан» , в октябре того же года были
закончены «Цыганы» ) .
Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее
распространенными определениями романтизма. Он писал
друзьям: «Сколько я ни читал о романтизме, все не то.»[5]
В шестой главе « Евгения Онегина» , Пушкин , цитируя
предсмертные стихи Ленского замечал :
Так он писал темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем ,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я ; да что нам в том ?)
Это ироническое замечание по поводу стихов было похоже
на сделанное Пушкиным позднее, в 30-е годы категорическое
заявление : нельзя относить к романтической литературе
«все произведения , носящие на себе печать уныния или
мечтательности»[6] .
Взгляды Пушкина на романтизм были прежде всего
антиклассическими . Пушкин высмеивал и осуждал тех, кто
пишет «по всем правилам парнасского православия»[7]. Он
утверждал , что романтическая школа «есть отсутствие
всяких правил, но не всякого искусства»[8]. Пушкин
рассматривал романтизм как подлинную революцию в области
формы. В одном из писем к П.А. Катенину он говорил о «
перевороте» в словесности, который должны произвести
романтики[9].
Теоретические позиции Пушкина определяли и его взгляды
на конкретную историю романтизма. Пушкин относил к
романтической литературе произведения Данте, Шекспира ,
Сервантеса, Лопе де Вега и многих других писателей. Это
довольно неожиданно, но с точки зрения теорий Пушкина ,
который считал самой привлекательной чертой поэта-
романтика художественную смелость разрыва с общепринятыми
нормами, было вполне логичным .
Таким образом , Пушкин теоретически определял
романтизм как отказ от старых классических литературных
форм. В своей переписке Пушкин дал ряд высказываний о
романтических героях в жизни. Эти высказывания проливают
яркий свет на то, в чём он видел содержание романтизма.
Пушкин не считал , что романтических героев в современной
ему русской жизни можно найти только среди разочарованных
молодых людей . читающих Байрона. Он связывал с понятием
романтизма людей , совершенно чуждых чувствам уныния и
разочарованности . Это люди, отличающиеся бурными
страстями , которые являются героями самых необыкновенных
приключений , поднимающих человека над обыденностью. Таким
образом Пушкин включал в интеллектуально-психологическую
сферу романтизма необыкновенное , поднимающее человека над
повседневностью. Как художник он воплотил это в своих
произведениях. Пушкин хотел нарисовать в своих
романтических произведениях именно современного героя. В «
равнодушии к жизни , к её наслаждениям», в
«преждевременной старости души» , т. е. в душевной
охладелости романтического героя , он видел «отличительные
черты» « молодёжи 19-го века»[10]. Впервые в русской
романтической литературе Пушкин создаёт образ
современного героя. живущего интересами и волнениями
своего века. Этим объясняется успех пушкинских «южных
поэм». В противоречивом внутреннем мире их главных героев
и в их необычайной судьбе современники узнавали самих
себя.
Пушкин-романтик изображает исключительные , чаще
всего контрастные психологические состояния , непохожие на
пошлую уравновешенность среднего человека. В романтической
лирике Пушкина нарисованы или «могучая страсть»,
подчиняющая все переживания и поступки человека , или
душевная охладелость . То же мы находим в южных поэмах
Пушкина. В «Кавказском пленнике» Черкешенка- «страстная
дева», полная «восторгов сердца». Ей противопоставлен
Пленник , который погубил « страстями сердце» , стал
«жертвою страстей». Он почти совершенно охладел душой. В
«Бахчисарайском фонтане» Заремой владеют «порывы
пламенных желаний» , она «для страсти рождена» и говорит
«языком мучительных страстей» . Но тут же нарисован образ
разочарованного героя- татарского хана Гирея. Он ещё в
начале поэмы «скучает бранной славой» , а после смерти
Марии приходит к полному унынию . В «Цыганах» , вершине
романтизма Пушкина , « всюду страсти роковые». Поэт
подчёркивает , что « послушной душой» Алеко «играли
страсти» . Играют они и Земфирой , и её любовником –
молодым цыганом , и её матерью Мариулой. Но в поэме
действует также охладевший герой – старый цыган , которому
после любовной катастрофы «постыли... все девы мира» .
Постараемся же теперь разобраться в этом лучше , на
конкретном художественном материале романтических
произведений Пушкина.
Романтическая лирика
Далеко не все лирические стихотворения Пушкина 1820-
1824 годов могут быть названы романтическими . И в пору
своего романтизма Пушкин написал ряд стихотворений ,
выдержанных в классическом духе и восходящих к русской
литературе восемнадцатого века.
В стихотворениях Пушкина романтического периода мы
нередко находим не романтическое обращение к классической
мифологии . На ней целиком построено пушкинское
стихотворение 1824 года «Прозерпина» , начатое словами:
Плещут воды Флегетона ,
Своды Тартара дрожат ,
Кони бледного Плутона
Быстро к нимфам Пелиона
Из Аида бога мчат.
Эти строки пропитаны мифологией. И стиль стихотворений
Пушкина романтического периода , заключающих
мифологические мотивы , далёк от «разорванности»
романтического стиля. Таковы превосходные антологические
стихотворения «Муза» и «Нереида» :
Среди зелёных волн , лобзающих Тавриду ,
На утренней заре я видел нереиду.
Сокрытый меж дерев , едва я смел дохнуть:
Над ясной влагою полубогиня грудь
Младую , белую как лебедь воздымала
И пену из власов струёю выжимала .
У них плавные , как бы закруглённые концовки.
И всё же самые яркие и смелые лирические произведения
Пушкина 1820-1824 годов - это стихотворения романтические
. Их пронизывает идея человеческой свободы. Пушкина-
романтика возмущало не только отсутствие свободы в
самодержавном государстве , его отталкивала душевная
мелкость общественных верхов. Эту мелкость он подметил в
графе М.С. Воронцове , под начальством которого был
вынужден служить в Одессе. В стихотворении о нем Пушкин
иронически противопоставил свойственный Воронцову
«хороший тон» подлинно выдающимся умственным и моральным
качествам:
Он не хранил в своём запасе
Глубоких замыслов и дум ;
Имел он не блестящий ум ,
Душой не слишком был отважен ;
Зато был сух , учтив и важен.
(«Не знаю где , но не у нас» ).
В романтической лирике Пушкина иногда рассказывается,
как возникает бесстрастие, как исчезает страсть. Об этом
говорится в стихотворении «Чёрная шаль». Герой ,
переживший измену возлюбленной , «младой гречанки» ,
которую он «страстно любил» , и убивший её , приходит к
полной душевной охладелости . Он навсегда забывает о
женской красоте , совсем как старый цыган в пушкинской
поэме «Цыганы» . Здесь есть даже совпадения текстов :
С тех пор не целую прелестных очей ,
С тех пор я не знаю весёлых ночей .
Гляжу , как безумный , на чёрную шаль ,
И хладную душу терзает печаль .
(
«Чёрная шаль» )
...С этих пор
Постыли мне все девы мира ;
Меж ними никогда мой взор
Не выбирал себе подруги,
И одинокие досуги
Уже ни с кем я не делил .
( Рассказ старого
цыгана).
В обоих случаях катастрофическое исчезновение страсти
становится трагическим рубежом в жизни человека. ( «С тех
пор» , «С этих пор» - именно черта во времени ).
Но чаще, чем душевный холод, в лирике Пушкина
-романтика мы видим душевное горение , мощную огненную
страсть . Она появляется и тогда , когда Пушкин говорит о
своей политической страстности поэта . «Страстею воли и
гонениям я стал известен меж людей» , - пишет Пушкин в
одном из посланий В.Ф. Раевскому .
И всё же на первый план у Пушкина-романтика
выдвигалась тема любви с её принципиальным психологизмом .
Поэтому в любовных произведениях блистательнее всего была
развёрнута его философия страстей и резче всего проявилась
его убеждённость в том , что романтический поэт должен
жить в стихии яркой , напряжённой страсти. С
представлением о страсти у Пушкина связаны образы пламени
. В сердце поэта живёт «пламенная страсть» , «пламенный
восторг» , «лобзанья» возлюбленной «так пламенны» , «новый
жар волнует кровь», возлюбленная «вливает» в душу «огонь»
, «юный пыл страстей» ... Противопоставлен этому пламени
образ того , что остаётся от любовного горенья- образ
пепла.
В «Сожженном письме» Пушкин пишет :
Свершилось! Тёмные свернулися листы ;
На лёгком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась . Пепел милый ,
Отрада бедная в судьбе моей унылой ,
Останься век со мной на горестной груди ...
Поэт называет пепел «милым» , «лёгким». Для него пепел-
единственная «отрада» . Это всё что осталось от любви, от
всего того , что было ему дорого.
Живущий в стихии страстей , поэт- романтик часто
говорит об единственности своей любви , захватывающей всё
его существо. «Всё в жертву памяти твоей» ,- обращается он
к Воронцовой. Даже слава нужна ему лишь для того , чтобы
она всегда напоминала о нём возлюбленной. В стихотворении
«Желание славы» , посвящённом Воронцовой , читаем :
Желаю славы я , чтоб именем моим
Твой слух был поражён всечасно, чтоб ты мною
Окружена была , чтоб громкою молвою
Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне ...
Это «единственное» чувство заставляет поэта жить с
образом возлюбленной даже тогда , когда её нет с ним .
Нередко в любовной лирике Пушкина возникает видение-
воспоминание, заменяющее реальность. В стихотворении
«Ночь» , посвящённом Амалии Ризнич , перед поэтом «в
молчаньи ночи тёмной» с поразительной ясностью ,
возможной только при огромной силе чувства, предстаёт
образ возлюбленной. Он слышит даже звуки её голоса , её
страстные признания:
Во тьме твои глаза блистают предо мною.
Мне улыбаются , и звуки слышу я :
Мой друг , мой нежный друг...люблю...твоя...твоя
Такое же, только смягчённое видение-воспоминание есть
в знаменитом стихотворении «К ***». Поэт тоже видит лицо
любимой женщины и слышит её голос :
В томленьях грусти безнадёжной ,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.
И в стихотворении «Ненастный день потух...»,
посвящённом Воронцовой, перед поэтом ( видение -
воспоминание. Но на этот раз оно исключительно зрительного
порядка. Поэт видит возлюбленную на фоне южной
природы(движущейся «роскошной пелены» моря:
... по горе теперь идёт она
К берегам, потопленным шумящими волнами;
Там , под заветными скалами,
Теперь она сидит , печальна и одна...
В любовной лирике Пушкина огромная эмоциональная сила
переживаний поэта в большинстве случаев разрывает
упорядоченность художественных форм. Стиль становится
динамичным , остро экспрессивным и даже «разорванным».
Подобная «разорванность» отражает душевную
взволнованность поэта и противоречивость его любовных
переживаний, не поддающихся упорядоченности. Вопросы и
восклицания сменяют друг друга в стихотворении «Желание
славы» , где поэт сетует на интриги , возникшие в связи с
этой любовью :
И что же ? Слёзы , муки ,
Измены , клевета, всё на главу мою
Обрушилося вдруг... Что это я, где я ? Стою
Как путник, молнией постигнутый в пустыне,
И всё передо мной затмилося !
Какую бурю чувств мы видим в этих стихах ! Мы ощущаем
все переживания лирического героя . Стихотворение
«Ненастный день потух» завершено предельно экспрессивным
описанием одиночества возлюбленной:
Одна...никто пред ней не плачет , не тоскует;
Никто её колен в забвенье не целует;
Одна...ничьим устам она не предаёт
Ни плеч, ни влажных уст , ни персей белоснежных,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Никто её любви небесной не достоин.
Не правда ль : ты одна ... ты плачешь... Я
спокоен
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но если. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .
Всё это необыкновенно сильно.
Ряды точек графически выражают взволнованную
прерывистость и скачкообразность эмоций возлюбленного. Эти
точки в то же время намекают на то, что скрывается в
глубинах психологии поэта. И замечательнее всего последнее
«Но если...». Это внезапно обрывает стихотворение и даже
лишает его внешней стройности и последовательности
рифмовки. Это гениальное «Но если...». Внезапный обрыв
речи повествователя яснее, чем слова , раскрывает ревнивое
волнение влюблённого . «Протяжённость» подразумеваемой
мысли изображена многоточием , занимающим почти целую
строку: поэт чувствовал бы себя глубоко несчастным , если
бы любимая женщина была не одна и полюбила бы другого
человека.
Вся эта поэзия страстей и бесстрастия имела
художественной целью раскрыть психологический . внутренний
мир личности и воссоздать её образ. Но перед романтиками
стояла и другая задача: отказываясь от традиций
«классической» поэзии , они стремились нарисовать
индивидуальный образ нации. Эту задачу решил романтик
Пушкин.
Подлинным шедевром пушкинского романтического
воспроизведения русского национального колорита явилась
«Песнь о вещем Олеге». Здесь не только использовано
летописное предание и блестяще нарисована эпоха
древнегреческого язычества, но и взят явно романтический
сюжет чудесного таинственного предсказания. Здесь у
Пушкина появляется тема поэта-пророка , не подчиняющегося
никакой земной власти, наделённого силой безошибочного
предвидения , которое выделяет его из среды обыкновенных
людей. Предсказывающий смерть Олега «вдохновенный
кудесник» открывает собой длинный ряд таких пушкинских
героев , как пророк из первого «Подражания Корану» , Андре
Шенье , Моцарт и др. Об этом свидетельствуют слова
«Песни»:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесного дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
В лирических стихотворениях Пушкина -романтика ,
изображающих жизнь разных народов , нет соответствующих
пейзажей или же они не имеют почти ничего национально
характерного . Нет пейзажей в стихотворениях «Гречанка
верная !» , «Гречанке» (упоминается лишь достаточно
абстрактное «небо Греции священной» ), «Чёрная шаль» (
упоминаются лишь «дунайские волны» , куда раб убийцы
бросил мёртвые тела). И в «русских» произведениях Пушкина
мало национальных пейзажных образов. Дать описание жизни
разных народов на фоне соответствующих национальных
пейзажей Пушкину удалось лишь в южных поэмах. Зато в
пушкинской романтической лирике есть великолепные
«личностные» пейзажные стихотворения , рисующие
экзотическую природу и вместе с тем проникнутые глубоким и
тонким психологизмом . Эти стихотворения связаны не с
изображением какой-либо национальной среды , а с
переживаниями самого поэта , с его восприятием жизни.
Прекрасны морские пейзажи Пушкина-романтика. Пушкин
видел в море воплощение непокорности и бунтарства. Недаром
в его стихотворении «Узник» орёл, стремящийся на волю ,
звал поэта улететь «туда , где синеют морские края» . В
стихотворении «Погасло дневное светило» волнение океана
пробуждает в поэте воспоминания о его прошлых «желаниях и
надеждах» , о прошлой «безумной любви» , которую он не в
силах забыть , и бесконечно сильное стремление к новым
впечатлениям. Не только о море , но и о волнении души
поэта написаны строки этого стихотворения:
Шуми , шуми , послушное ветрило ,
Волнуйся подо мной , угрюмый океан
Я вижу берег отдалённый ,
Земли полуденной волшебные края ;
С волненьем и тоской туда стремлюся я ;
Воспоминаньем упоённый...
И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает ;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И всё чем я страдал, и всё , что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман ...
В этих строках прекрасно сочетается волнующееся море и
душа в волнении.
Такова романтическая лирика Пушкина. Удивительно
тонкая и возвышенная , она стала художественным материалом
для многих крупных русских композиторов , находивших в ней
мир благородных эмоций. На тексты этой лирики были
написаны прекрасные романсы А.Н. Верстовского , М.И.
Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и др. Особенно замечателен
романс Н.А. Римского-Корсакова, написанный на текст
стихотворения Пушкина «Редеет облаков летучая гряда...» .
Когда после слушания этого романса начинаешь читать
пушкинское стихотворение , невольно повторяешь именно те
интонации , которые даны в романсе Римского-Корсакова. Так
органически сливается музыка с текстом романса. Но всё же
основная область романтической лирики Пушкина - это
область любовных переживаний. Поэтому все его
романтические поэмы имели любовные сюжеты . В них ещё ярче
, чем в романтической лирике , выразились сильные ,
«пламенные» страсти и полярная душевная охладелость. Так
как же проявилось всё это в его поэмах ?
«Кавказский пленник».
Первая романтическая поэма Пушкина(«Кавказский
пленник», ( законченная в феврале 1821 года , принесла ему
успех , наибольший в его литературной деятельности. Успех
был вызван тем , что читатели находили в ней образ
современного романтического героя , отсутствовавший в
допушкинской литературе.
Легко убедиться в том , что основные психологические
черты заглавного героя поэмы были в высшей степени
современными . В Пленнике живёт яркое и смелое
вольнолюбие. Он попадает на Кавказ именно потому , что
ищет свободы , которой нет в неудовлетворяющем его «свете»-
в цивилизованном обществе:
Отступник света , друг природы ,
Покинул он родной предел
И в край далёкий полетел
С весёлым призраком свободы.
Свобода ! он одной тебя
Ещё искал в пустынном мире.
Сам сюжет поэмы организует тема свободы : герой ,
лишённый духовной свободы и стремящийся обрести её , попав
в плен , лишается свободы физической. Таким образом ,
опять оказывается бессильным найти счастье. В поэме
сказано о закованном в цепи Пленнике :
Затмилась перед ним природа.
Прости , священная свобода !
Он раб.
Другая важная черта Пленника (душевная охладелость.
Пленник не может ответить на чувство влюбившейся в него
Черкешенки потому , что он лишился способности
чувствовать. Об этом говорят его слова , обращённые к
Черкешенке:
Бесценных дней не трать со мною;
Другого юношу зови.
Его любовь тебе заменит
Моей души печальный хлад...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.
Как тяжко мёртвыми устами
Живым лобзаньям отвечать
И очи , полные слезами ,
Улыбкой хладною встречать!
Правда , даже эта душевная охладелость не заставляет
героя отвергнуть идеал свободы. Пушкин говорит о Пленнике
и свободе :
Охолодев к мечтам и мире
С волненьем песни он внимал ,
Одушевлённые тобою;
И с верой , пламенной мольбою
Твой гордый идол обнимал.
Рисуя душевную охладелость Пленника , Пушкин стремился
запечатлеть характерную сторону психологии не только
русской , но и западноевропейской молодёжи. Но вместе с
тем Пушкин нарисовал эту «преждевременную старость души»
на основе доступного ему жизненного и литературного
материала.
О том , что пленника привели к душевной охладелости
страсти , подробно рассказано в том месте поэмы , где
закованный Пленник вспоминает о родине:
Где первую познал он радость ,
Где много милого любил ,
Где бурной жизнью погубил
Надежду , радость и желанье
И лучших дней воспоминанье
В увядшем сердце заключил.
Это чисто романтическая предыстория Пленника. Особенно
важен здесь образ «душевного увядания». Особенности же
психологии «увядшего» Пленника были раскрыты Пушкиным по
законам романтической поэмы , в которой часто встречался
приём контраста , который позволяет оттенить
психологические черты героев. Душевному холоду и увяданию
Пушкин - романтик противопоставил пылкую расцветающую
страсть. Пушкинская сюжетная ситуация «Пленник-Черкешенка»
, сталкивает людей не имеющих ничего общего в своём
психологическом складе.
Черкешенка- прежде всего страстная дева. Вторая часть
поэмы начинается описанием «огненных» душевных переживаний
героини:
...Пленник милый,
Развесели свой взгляд унылый,
Склонись главой ко мне на грудь,
Свободу , родину забудь.
Скрываться рада я в пустыне
С тобою , царь души моей !
Люби меня...
Но «огню» в поэме был противопоставлен «холод» а
иногда и «окаменелость». Пленник в ответ на признания
Черкешенки жаловался на свою полную разочарованность и
жалел , что он уже не может разделить пылкое чувство :
Умер я для счастья ,
Надежды призрак улетел ;
Твой друг отвык от сладострастья ,
Для нежных чувств окаменел...
Здесь в связи с душевной драмой Пленника в поэме
звучала ещё одна тема. Герой рассказывал о какой-то своей
прошлой любви , которая не принесла ему счастья. Мы узнаём
, что это была любовь неразделённая , что герой «не знал
любви взаимной : любил один , страдал один». Эта тема
влекла за собой другую тему(ревности героини. Черкешенка
хотела узнать , кто её соперница:
Но кто ж она,
Твоя прекрасная подруга ?
Ты любишь , русский ? Ты любим?
Но Черкешенка преодолевает ревность(в этом-то и
состоит её душевный героизм. Освобождая Пленника ,
Черкешенка совершает подвиг великого благородства. Недаром
, когда она идёт освобождать Пленника , Пушкин говорит :
Казалось, будто дева шла
На тайный бой , на подвиг ратный.
В этой сцене поэмы Черкешенка действительно героична:
распилив оковы Пленника , она желает ему счастья и даже
соединения с «другой» , хотя её собственная любовь
разбита. Это место поэмы отмечено тонким психологизмом.
Хотя Черкешенка преодолела ревность в её словах ещё звучат
отголоски этого чувства. Она не хочет бежать с Пленником
именно из-за его любви к «другой», благословляя его в то
же время на новую жизнь, полную любви:
Прости , любви благословенья
С тобою буду каждый час.
Прости - забудь мои мученья ,
Дай руку мне... в последний раз.
Эти переживания Черкешенки, кончающей самоубийством,
бросающейся в ту самую реку , которую переплывает Пленник
, чтобы достичь родины , не похожи на «злую» ревность
Заремы и Алеко , которые под её влиянием совершают
убийство.
По мысли Пушкина , злоупотребление страстями ведёт к
охлаждённости, пресыщенности и душевной старости. Это
судьба Пленника. Но нормальная , естественная страсть
возвышает человека и даёт ему возможность совершить
подвиг. Это судьба Черкешенки. При этом Пушкин считает ,
что нормальные естественные страсти живут не в
цивилизованном обществе, к которому принадлежит Пленник, а
в диком, близком к природе, где воспиталась Черкешенка.
Первая русская романтическая поэма, изданная Пушкиным,
вполне отвечала его убеждению, что романтизм - это область
необыкновенного. Герои поэмы отмечены романтической
исключительностью, а их предыстория отличается намеренно
созданной поэтом неясностью.
Общее значение «Кавказского пленника» было очень
велико. Пушкин не только дал первый образец большого
романтического произведения, но и отразил характерные
черты целого поколения русской и европейской молодёжи.
Пушкин внёс огромный вклад в русскую литературу. Его
романтизм можно изучать бесконечно. Пушкин-романтик
написал множество прекрасных произведений, которые
поражают душу своей чувственностью. Его поэмы полны любви
и трагизма. Пушкин-романтик изображал сильные страсти,
яркие незаурядные явления «внутреннего мира души
человека». Пушкин создал наиболее содержательный и
оригинальный романтический мир страстей в русской
литературе. Его смерть потрясла всех. В.Ф. Одоевский
опубликовал 30 января 1837 года в «Литературных
прибавлениях» и журнале «Русский инвалид» такие строки:
«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался,
скончался во цвете лет, в середине своего великого
поприща!.. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная
слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К
этой мысли нельзя привыкнуть!»
Жуковский, перебирая бумаги только что умершего поэта,
обнаружил потрясающие стихи:
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит...
И всё шептал он их как заклинание, как молитву, как
утешение.
Как реквием...
Библиографический список
1. Письма Н.М. Языкова к родным. С.П.б, 1913г.
2. Сборник ответов на вопросы по литературоведению (IV
Международный съезд славистов. Сов. комитет
славистов). М., 1958г.
3. Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (1-
ая половина). 3-е изд. М., 1970г.
4. Ребякин А.И. История русской литературы XIX века.
Первая половина. М., 1977г.
5. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л.,
1937г., т. XIII, с. 245.
6. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л.,
1937г., т. XII, с. 179.
7. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л.,
1937г., т. XIII, с. 57.
8. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л.,
1937г., т. XIII, с. 102.
9. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л.,
1937г., т. XIII, с. 225.
10. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л.,
1937г., т. III, с. 52.
Использованная литература
1. Волков Генрих. Мир Пушкина. М. «Молодая Гвардия», 1989г.
2. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. М.
«Просвещение», 1980г.
3. А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. М. «Художественная
литература», 1985г.
|