рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Романтизм в творчестве Пушкина


Романтизм в творчестве Пушкина

Экзаменационная работа

Реферат

Романтизм в творчестве

А.С. Пушкина

г. Новосибирск 1998г.

ПЛАН

I Вступление

1.Что такое романтизм ?

2.Взгляды А.С. Пушкина на романтизм.

II Основная часть

1.Романтическая лирика:

а) Обращение А.С. Пушкина к классической мифологии.

б) «Человеческая свобода» и «мелкость

общественных верхов».

в) «Бесстрастие» и «огненная страсть».

г) « Образ нации» в лирике Пушкина.

д) « Морские пейзажи».

е) Романтическая лирика Пушкина-

вдохновение композиторов.

2. Романтическая поэма А.С. Пушкина

« Кавказский пленник»

а) Пленник- психологический портрет

пушкинского современника.

б) Тема свободы.

в) Душевная охладелость героя.

г) Тема «огня» и «холода».

д) Ревность и душевный героизм Черкешенки.

е) Общее значение поэмы.

III Заключение.

Вклад А.С. Пушкина-романтика в русскую литературу.

а) Содержательный романтический мир страстей.

б) «Солнце нашей поэзии закатилось!»

Что такое романтизм.

«Всякий по-своему его определяет и видит!» - писал о

романтизме в 1826 г. поэт Н.М. Языков[1]. А в 1958 году,

через 132 года, современный исследователь П. С. Мейлах

отметил то же самое: «...Ни в одной области

литературоведения нет стольких противоречий, такой

разногласицы, как в области понимания романтизма»[2]. Что

такое романтизм каждый определяет по-своему. В своем

учебнике для вузов А.Н. Соколов делает акцент на социально-

исторической характеристике романтизма :

«Русский романтизм, порожденный надвигающимся

переломом в развитии России, стал в основном выражением

новых антифеодальных освободительных тенденций в

общественной жизни и мировоззрении»[3]. Но романтики

описывают не только эпоху , но и самого человека.

Положительный герой романтической литературы- это «человек

неистовых страстей , интеллектуально-психологически

возвышающийся над толпой , мечтательно устремленный в

будущее»[4].

Что же такое романтизм для вас ? Какой бы ни был

ответ, я думаю, каждый при слове романтика вспомнит

незабвенные строки из стихотворения Пушкина : « Я помню

чудное мгновенье .» Да и не удивительно , ведь поэзия

Пушкина высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви

, дружбы , чести , совести , справедливости , милосердия ,

неприятия всяческого произвола , унижения личности. Вся

поэзия Пушкина - это его лирический дневник. Поэзия не

только его « памятник» , но и его «душа в заветном мире» .

Пушкинская муза - муза возвышенная. Кто до него мог так

возвышенно воспеть все тончайшие оттенки любовного чувства

? Тут все- и легкая уверенность, и глубокая страсть, и

ревность, и ожидание новой , и добродушная насмешка над

девичьим кокетством. Вот проходит мимо девушка, и

рождаются такие замечательные стихи :

Когда нечаянно пройдет передо мной

Младое , чистое , небесное созданье,

Пройдет и скроется ?.. Ужель не можно мне,

Любуясь девою в печальном сладострастье ,

Глазами следовать за ней и в тишине

Благословлять ее на радость и на счастье,

И сердцем ей желать все блага жизни сей,

Веселый мир души , беспечные досуги ,

Все- даже счастие того , кто избран ей ,

Кто милой деве даст название супруги .

Маяковский восхищался одним пушкинским стихом как

высшим проявлением любовного чувства . Он предельно

лаконичен :

Я знаю , путь уж мой измерен ,

Но , чтоб продлилась жизнь моя ,

Я утром должен быть уверен ,

Что с вами днем увижусь я .

Может быть с Пушкиным мы только и научились понимать,

что такое Любовь? Возвышение - это мечта об идеале женщины-

«чистейшей прелести чистейший образец», «гений чистой

красоты», которую заронил Пушкин в сердце русского, и

которою тот с тех пор безнадежно болен.

Безусловно, Пушкин является самым блестящим примером

писателя-романтика. Многие люди пытались проанализировать

его романтизм. Но как же все-таки понимает романтизм сам

Пушкин ?

Взгляды Пушкина на романтизм.

У Пушкина взгляды на романтизм вполне соответствовали

духу его романтического творчества. Большинство замечаний

и высказываний Пушкина о романтизме относится к 1824-1825

годам, когда были завершены или завершались южные поэмы (в

1824 году были написаны «Кавказский пленник» и

«Бахчисарайский фонтан» , в октябре того же года были

закончены «Цыганы» ) .

Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее

распространенными определениями романтизма. Он писал

друзьям: «Сколько я ни читал о романтизме, все не то.»[5]

В шестой главе « Евгения Онегина» , Пушкин , цитируя

предсмертные стихи Ленского замечал :

Так он писал темно и вяло

(Что романтизмом мы зовем ,

Хоть романтизма тут нимало

Не вижу я ; да что нам в том ?)

Это ироническое замечание по поводу стихов было похоже

на сделанное Пушкиным позднее, в 30-е годы категорическое

заявление : нельзя относить к романтической литературе

«все произведения , носящие на себе печать уныния или

мечтательности»[6] .

Взгляды Пушкина на романтизм были прежде всего

антиклассическими . Пушкин высмеивал и осуждал тех, кто

пишет «по всем правилам парнасского православия»[7]. Он

утверждал , что романтическая школа «есть отсутствие

всяких правил, но не всякого искусства»[8]. Пушкин

рассматривал романтизм как подлинную революцию в области

формы. В одном из писем к П.А. Катенину он говорил о «

перевороте» в словесности, который должны произвести

романтики[9].

Теоретические позиции Пушкина определяли и его взгляды

на конкретную историю романтизма. Пушкин относил к

романтической литературе произведения Данте, Шекспира ,

Сервантеса, Лопе де Вега и многих других писателей. Это

довольно неожиданно, но с точки зрения теорий Пушкина ,

который считал самой привлекательной чертой поэта-

романтика художественную смелость разрыва с общепринятыми

нормами, было вполне логичным .

Таким образом , Пушкин теоретически определял

романтизм как отказ от старых классических литературных

форм. В своей переписке Пушкин дал ряд высказываний о

романтических героях в жизни. Эти высказывания проливают

яркий свет на то, в чём он видел содержание романтизма.

Пушкин не считал , что романтических героев в современной

ему русской жизни можно найти только среди разочарованных

молодых людей . читающих Байрона. Он связывал с понятием

романтизма людей , совершенно чуждых чувствам уныния и

разочарованности . Это люди, отличающиеся бурными

страстями , которые являются героями самых необыкновенных

приключений , поднимающих человека над обыденностью. Таким

образом Пушкин включал в интеллектуально-психологическую

сферу романтизма необыкновенное , поднимающее человека над

повседневностью. Как художник он воплотил это в своих

произведениях. Пушкин хотел нарисовать в своих

романтических произведениях именно современного героя. В «

равнодушии к жизни , к её наслаждениям», в

«преждевременной старости души» , т. е. в душевной

охладелости романтического героя , он видел «отличительные

черты» « молодёжи 19-го века»[10]. Впервые в русской

романтической литературе Пушкин создаёт образ

современного героя. живущего интересами и волнениями

своего века. Этим объясняется успех пушкинских «южных

поэм». В противоречивом внутреннем мире их главных героев

и в их необычайной судьбе современники узнавали самих

себя.

Пушкин-романтик изображает исключительные , чаще

всего контрастные психологические состояния , непохожие на

пошлую уравновешенность среднего человека. В романтической

лирике Пушкина нарисованы или «могучая страсть»,

подчиняющая все переживания и поступки человека , или

душевная охладелость . То же мы находим в южных поэмах

Пушкина. В «Кавказском пленнике» Черкешенка- «страстная

дева», полная «восторгов сердца». Ей противопоставлен

Пленник , который погубил « страстями сердце» , стал

«жертвою страстей». Он почти совершенно охладел душой. В

«Бахчисарайском фонтане» Заремой владеют «порывы

пламенных желаний» , она «для страсти рождена» и говорит

«языком мучительных страстей» . Но тут же нарисован образ

разочарованного героя- татарского хана Гирея. Он ещё в

начале поэмы «скучает бранной славой» , а после смерти

Марии приходит к полному унынию . В «Цыганах» , вершине

романтизма Пушкина , « всюду страсти роковые». Поэт

подчёркивает , что « послушной душой» Алеко «играли

страсти» . Играют они и Земфирой , и её любовником –

молодым цыганом , и её матерью Мариулой. Но в поэме

действует также охладевший герой – старый цыган , которому

после любовной катастрофы «постыли... все девы мира» .

Постараемся же теперь разобраться в этом лучше , на

конкретном художественном материале романтических

произведений Пушкина.

Романтическая лирика

Далеко не все лирические стихотворения Пушкина 1820-

1824 годов могут быть названы романтическими . И в пору

своего романтизма Пушкин написал ряд стихотворений ,

выдержанных в классическом духе и восходящих к русской

литературе восемнадцатого века.

В стихотворениях Пушкина романтического периода мы

нередко находим не романтическое обращение к классической

мифологии . На ней целиком построено пушкинское

стихотворение 1824 года «Прозерпина» , начатое словами:

Плещут воды Флегетона ,

Своды Тартара дрожат ,

Кони бледного Плутона

Быстро к нимфам Пелиона

Из Аида бога мчат.

Эти строки пропитаны мифологией. И стиль стихотворений

Пушкина романтического периода , заключающих

мифологические мотивы , далёк от «разорванности»

романтического стиля. Таковы превосходные антологические

стихотворения «Муза» и «Нереида» :

Среди зелёных волн , лобзающих Тавриду ,

На утренней заре я видел нереиду.

Сокрытый меж дерев , едва я смел дохнуть:

Над ясной влагою полубогиня грудь

Младую , белую как лебедь воздымала

И пену из власов струёю выжимала .

У них плавные , как бы закруглённые концовки.

И всё же самые яркие и смелые лирические произведения

Пушкина 1820-1824 годов - это стихотворения романтические

. Их пронизывает идея человеческой свободы. Пушкина-

романтика возмущало не только отсутствие свободы в

самодержавном государстве , его отталкивала душевная

мелкость общественных верхов. Эту мелкость он подметил в

графе М.С. Воронцове , под начальством которого был

вынужден служить в Одессе. В стихотворении о нем Пушкин

иронически противопоставил свойственный Воронцову

«хороший тон» подлинно выдающимся умственным и моральным

качествам:

Он не хранил в своём запасе

Глубоких замыслов и дум ;

Имел он не блестящий ум ,

Душой не слишком был отважен ;

Зато был сух , учтив и важен.

(«Не знаю где , но не у нас» ).

В романтической лирике Пушкина иногда рассказывается,

как возникает бесстрастие, как исчезает страсть. Об этом

говорится в стихотворении «Чёрная шаль». Герой ,

переживший измену возлюбленной , «младой гречанки» ,

которую он «страстно любил» , и убивший её , приходит к

полной душевной охладелости . Он навсегда забывает о

женской красоте , совсем как старый цыган в пушкинской

поэме «Цыганы» . Здесь есть даже совпадения текстов :

С тех пор не целую прелестных очей ,

С тех пор я не знаю весёлых ночей .

Гляжу , как безумный , на чёрную шаль ,

И хладную душу терзает печаль .

(

«Чёрная шаль» )

...С этих пор

Постыли мне все девы мира ;

Меж ними никогда мой взор

Не выбирал себе подруги,

И одинокие досуги

Уже ни с кем я не делил .

( Рассказ старого

цыгана).

В обоих случаях катастрофическое исчезновение страсти

становится трагическим рубежом в жизни человека. ( «С тех

пор» , «С этих пор» - именно черта во времени ).

Но чаще, чем душевный холод, в лирике Пушкина

-романтика мы видим душевное горение , мощную огненную

страсть . Она появляется и тогда , когда Пушкин говорит о

своей политической страстности поэта . «Страстею воли и

гонениям я стал известен меж людей» , - пишет Пушкин в

одном из посланий В.Ф. Раевскому .

И всё же на первый план у Пушкина-романтика

выдвигалась тема любви с её принципиальным психологизмом .

Поэтому в любовных произведениях блистательнее всего была

развёрнута его философия страстей и резче всего проявилась

его убеждённость в том , что романтический поэт должен

жить в стихии яркой , напряжённой страсти. С

представлением о страсти у Пушкина связаны образы пламени

. В сердце поэта живёт «пламенная страсть» , «пламенный

восторг» , «лобзанья» возлюбленной «так пламенны» , «новый

жар волнует кровь», возлюбленная «вливает» в душу «огонь»

, «юный пыл страстей» ... Противопоставлен этому пламени

образ того , что остаётся от любовного горенья- образ

пепла.

В «Сожженном письме» Пушкин пишет :

Свершилось! Тёмные свернулися листы ;

На лёгком пепле их заветные черты

Белеют... Грудь моя стеснилась . Пепел милый ,

Отрада бедная в судьбе моей унылой ,

Останься век со мной на горестной груди ...

Поэт называет пепел «милым» , «лёгким». Для него пепел-

единственная «отрада» . Это всё что осталось от любви, от

всего того , что было ему дорого.

Живущий в стихии страстей , поэт- романтик часто

говорит об единственности своей любви , захватывающей всё

его существо. «Всё в жертву памяти твоей» ,- обращается он

к Воронцовой. Даже слава нужна ему лишь для того , чтобы

она всегда напоминала о нём возлюбленной. В стихотворении

«Желание славы» , посвящённом Воронцовой , читаем :

Желаю славы я , чтоб именем моим

Твой слух был поражён всечасно, чтоб ты мною

Окружена была , чтоб громкою молвою

Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне ...

Это «единственное» чувство заставляет поэта жить с

образом возлюбленной даже тогда , когда её нет с ним .

Нередко в любовной лирике Пушкина возникает видение-

воспоминание, заменяющее реальность. В стихотворении

«Ночь» , посвящённом Амалии Ризнич , перед поэтом «в

молчаньи ночи тёмной» с поразительной ясностью ,

возможной только при огромной силе чувства, предстаёт

образ возлюбленной. Он слышит даже звуки её голоса , её

страстные признания:

Во тьме твои глаза блистают предо мною.

Мне улыбаются , и звуки слышу я :

Мой друг , мой нежный друг...люблю...твоя...твоя

Такое же, только смягчённое видение-воспоминание есть

в знаменитом стихотворении «К ***». Поэт тоже видит лицо

любимой женщины и слышит её голос :

В томленьях грусти безнадёжной ,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный,

И снились милые черты.

И в стихотворении «Ненастный день потух...»,

посвящённом Воронцовой, перед поэтом ( видение -

воспоминание. Но на этот раз оно исключительно зрительного

порядка. Поэт видит возлюбленную на фоне южной

природы(движущейся «роскошной пелены» моря:

... по горе теперь идёт она

К берегам, потопленным шумящими волнами;

Там , под заветными скалами,

Теперь она сидит , печальна и одна...

В любовной лирике Пушкина огромная эмоциональная сила

переживаний поэта в большинстве случаев разрывает

упорядоченность художественных форм. Стиль становится

динамичным , остро экспрессивным и даже «разорванным».

Подобная «разорванность» отражает душевную

взволнованность поэта и противоречивость его любовных

переживаний, не поддающихся упорядоченности. Вопросы и

восклицания сменяют друг друга в стихотворении «Желание

славы» , где поэт сетует на интриги , возникшие в связи с

этой любовью :

И что же ? Слёзы , муки ,

Измены , клевета, всё на главу мою

Обрушилося вдруг... Что это я, где я ? Стою

Как путник, молнией постигнутый в пустыне,

И всё передо мной затмилося !

Какую бурю чувств мы видим в этих стихах ! Мы ощущаем

все переживания лирического героя . Стихотворение

«Ненастный день потух» завершено предельно экспрессивным

описанием одиночества возлюбленной:

Одна...никто пред ней не плачет , не тоскует;

Никто её колен в забвенье не целует;

Одна...ничьим устам она не предаёт

Ни плеч, ни влажных уст , ни персей белоснежных,

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Никто её любви небесной не достоин.

Не правда ль : ты одна ... ты плачешь... Я

спокоен

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Но если. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . .

Всё это необыкновенно сильно.

Ряды точек графически выражают взволнованную

прерывистость и скачкообразность эмоций возлюбленного. Эти

точки в то же время намекают на то, что скрывается в

глубинах психологии поэта. И замечательнее всего последнее

«Но если...». Это внезапно обрывает стихотворение и даже

лишает его внешней стройности и последовательности

рифмовки. Это гениальное «Но если...». Внезапный обрыв

речи повествователя яснее, чем слова , раскрывает ревнивое

волнение влюблённого . «Протяжённость» подразумеваемой

мысли изображена многоточием , занимающим почти целую

строку: поэт чувствовал бы себя глубоко несчастным , если

бы любимая женщина была не одна и полюбила бы другого

человека.

Вся эта поэзия страстей и бесстрастия имела

художественной целью раскрыть психологический . внутренний

мир личности и воссоздать её образ. Но перед романтиками

стояла и другая задача: отказываясь от традиций

«классической» поэзии , они стремились нарисовать

индивидуальный образ нации. Эту задачу решил романтик

Пушкин.

Подлинным шедевром пушкинского романтического

воспроизведения русского национального колорита явилась

«Песнь о вещем Олеге». Здесь не только использовано

летописное предание и блестяще нарисована эпоха

древнегреческого язычества, но и взят явно романтический

сюжет чудесного таинственного предсказания. Здесь у

Пушкина появляется тема поэта-пророка , не подчиняющегося

никакой земной власти, наделённого силой безошибочного

предвидения , которое выделяет его из среды обыкновенных

людей. Предсказывающий смерть Олега «вдохновенный

кудесник» открывает собой длинный ряд таких пушкинских

героев , как пророк из первого «Подражания Корану» , Андре

Шенье , Моцарт и др. Об этом свидетельствуют слова

«Песни»:

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесного дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

В лирических стихотворениях Пушкина -романтика ,

изображающих жизнь разных народов , нет соответствующих

пейзажей или же они не имеют почти ничего национально

характерного . Нет пейзажей в стихотворениях «Гречанка

верная !» , «Гречанке» (упоминается лишь достаточно

абстрактное «небо Греции священной» ), «Чёрная шаль» (

упоминаются лишь «дунайские волны» , куда раб убийцы

бросил мёртвые тела). И в «русских» произведениях Пушкина

мало национальных пейзажных образов. Дать описание жизни

разных народов на фоне соответствующих национальных

пейзажей Пушкину удалось лишь в южных поэмах. Зато в

пушкинской романтической лирике есть великолепные

«личностные» пейзажные стихотворения , рисующие

экзотическую природу и вместе с тем проникнутые глубоким и

тонким психологизмом . Эти стихотворения связаны не с

изображением какой-либо национальной среды , а с

переживаниями самого поэта , с его восприятием жизни.

Прекрасны морские пейзажи Пушкина-романтика. Пушкин

видел в море воплощение непокорности и бунтарства. Недаром

в его стихотворении «Узник» орёл, стремящийся на волю ,

звал поэта улететь «туда , где синеют морские края» . В

стихотворении «Погасло дневное светило» волнение океана

пробуждает в поэте воспоминания о его прошлых «желаниях и

надеждах» , о прошлой «безумной любви» , которую он не в

силах забыть , и бесконечно сильное стремление к новым

впечатлениям. Не только о море , но и о волнении души

поэта написаны строки этого стихотворения:

Шуми , шуми , послушное ветрило ,

Волнуйся подо мной , угрюмый океан

Я вижу берег отдалённый ,

Земли полуденной волшебные края ;

С волненьем и тоской туда стремлюся я ;

Воспоминаньем упоённый...

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает ;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И всё чем я страдал, и всё , что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман ...

В этих строках прекрасно сочетается волнующееся море и

душа в волнении.

Такова романтическая лирика Пушкина. Удивительно

тонкая и возвышенная , она стала художественным материалом

для многих крупных русских композиторов , находивших в ней

мир благородных эмоций. На тексты этой лирики были

написаны прекрасные романсы А.Н. Верстовского , М.И.

Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и др. Особенно замечателен

романс Н.А. Римского-Корсакова, написанный на текст

стихотворения Пушкина «Редеет облаков летучая гряда...» .

Когда после слушания этого романса начинаешь читать

пушкинское стихотворение , невольно повторяешь именно те

интонации , которые даны в романсе Римского-Корсакова. Так

органически сливается музыка с текстом романса. Но всё же

основная область романтической лирики Пушкина - это

область любовных переживаний. Поэтому все его

романтические поэмы имели любовные сюжеты . В них ещё ярче

, чем в романтической лирике , выразились сильные ,

«пламенные» страсти и полярная душевная охладелость. Так

как же проявилось всё это в его поэмах ?

«Кавказский пленник».

Первая романтическая поэма Пушкина(«Кавказский

пленник», ( законченная в феврале 1821 года , принесла ему

успех , наибольший в его литературной деятельности. Успех

был вызван тем , что читатели находили в ней образ

современного романтического героя , отсутствовавший в

допушкинской литературе.

Легко убедиться в том , что основные психологические

черты заглавного героя поэмы были в высшей степени

современными . В Пленнике живёт яркое и смелое

вольнолюбие. Он попадает на Кавказ именно потому , что

ищет свободы , которой нет в неудовлетворяющем его «свете»-

в цивилизованном обществе:

Отступник света , друг природы ,

Покинул он родной предел

И в край далёкий полетел

С весёлым призраком свободы.

Свобода ! он одной тебя

Ещё искал в пустынном мире.

Сам сюжет поэмы организует тема свободы : герой ,

лишённый духовной свободы и стремящийся обрести её , попав

в плен , лишается свободы физической. Таким образом ,

опять оказывается бессильным найти счастье. В поэме

сказано о закованном в цепи Пленнике :

Затмилась перед ним природа.

Прости , священная свобода !

Он раб.

Другая важная черта Пленника (душевная охладелость.

Пленник не может ответить на чувство влюбившейся в него

Черкешенки потому , что он лишился способности

чувствовать. Об этом говорят его слова , обращённые к

Черкешенке:

Бесценных дней не трать со мною;

Другого юношу зови.

Его любовь тебе заменит

Моей души печальный хлад...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

.

Как тяжко мёртвыми устами

Живым лобзаньям отвечать

И очи , полные слезами ,

Улыбкой хладною встречать!

Правда , даже эта душевная охладелость не заставляет

героя отвергнуть идеал свободы. Пушкин говорит о Пленнике

и свободе :

Охолодев к мечтам и мире

С волненьем песни он внимал ,

Одушевлённые тобою;

И с верой , пламенной мольбою

Твой гордый идол обнимал.

Рисуя душевную охладелость Пленника , Пушкин стремился

запечатлеть характерную сторону психологии не только

русской , но и западноевропейской молодёжи. Но вместе с

тем Пушкин нарисовал эту «преждевременную старость души»

на основе доступного ему жизненного и литературного

материала.

О том , что пленника привели к душевной охладелости

страсти , подробно рассказано в том месте поэмы , где

закованный Пленник вспоминает о родине:

Где первую познал он радость ,

Где много милого любил ,

Где бурной жизнью погубил

Надежду , радость и желанье

И лучших дней воспоминанье

В увядшем сердце заключил.

Это чисто романтическая предыстория Пленника. Особенно

важен здесь образ «душевного увядания». Особенности же

психологии «увядшего» Пленника были раскрыты Пушкиным по

законам романтической поэмы , в которой часто встречался

приём контраста , который позволяет оттенить

психологические черты героев. Душевному холоду и увяданию

Пушкин - романтик противопоставил пылкую расцветающую

страсть. Пушкинская сюжетная ситуация «Пленник-Черкешенка»

, сталкивает людей не имеющих ничего общего в своём

психологическом складе.

Черкешенка- прежде всего страстная дева. Вторая часть

поэмы начинается описанием «огненных» душевных переживаний

героини:

...Пленник милый,

Развесели свой взгляд унылый,

Склонись главой ко мне на грудь,

Свободу , родину забудь.

Скрываться рада я в пустыне

С тобою , царь души моей !

Люби меня...

Но «огню» в поэме был противопоставлен «холод» а

иногда и «окаменелость». Пленник в ответ на признания

Черкешенки жаловался на свою полную разочарованность и

жалел , что он уже не может разделить пылкое чувство :

Умер я для счастья ,

Надежды призрак улетел ;

Твой друг отвык от сладострастья ,

Для нежных чувств окаменел...

Здесь в связи с душевной драмой Пленника в поэме

звучала ещё одна тема. Герой рассказывал о какой-то своей

прошлой любви , которая не принесла ему счастья. Мы узнаём

, что это была любовь неразделённая , что герой «не знал

любви взаимной : любил один , страдал один». Эта тема

влекла за собой другую тему(ревности героини. Черкешенка

хотела узнать , кто её соперница:

Но кто ж она,

Твоя прекрасная подруга ?

Ты любишь , русский ? Ты любим?

Но Черкешенка преодолевает ревность(в этом-то и

состоит её душевный героизм. Освобождая Пленника ,

Черкешенка совершает подвиг великого благородства. Недаром

, когда она идёт освобождать Пленника , Пушкин говорит :

Казалось, будто дева шла

На тайный бой , на подвиг ратный.

В этой сцене поэмы Черкешенка действительно героична:

распилив оковы Пленника , она желает ему счастья и даже

соединения с «другой» , хотя её собственная любовь

разбита. Это место поэмы отмечено тонким психологизмом.

Хотя Черкешенка преодолела ревность в её словах ещё звучат

отголоски этого чувства. Она не хочет бежать с Пленником

именно из-за его любви к «другой», благословляя его в то

же время на новую жизнь, полную любви:

Прости , любви благословенья

С тобою буду каждый час.

Прости - забудь мои мученья ,

Дай руку мне... в последний раз.

Эти переживания Черкешенки, кончающей самоубийством,

бросающейся в ту самую реку , которую переплывает Пленник

, чтобы достичь родины , не похожи на «злую» ревность

Заремы и Алеко , которые под её влиянием совершают

убийство.

По мысли Пушкина , злоупотребление страстями ведёт к

охлаждённости, пресыщенности и душевной старости. Это

судьба Пленника. Но нормальная , естественная страсть

возвышает человека и даёт ему возможность совершить

подвиг. Это судьба Черкешенки. При этом Пушкин считает ,

что нормальные естественные страсти живут не в

цивилизованном обществе, к которому принадлежит Пленник, а

в диком, близком к природе, где воспиталась Черкешенка.

Первая русская романтическая поэма, изданная Пушкиным,

вполне отвечала его убеждению, что романтизм - это область

необыкновенного. Герои поэмы отмечены романтической

исключительностью, а их предыстория отличается намеренно

созданной поэтом неясностью.

Общее значение «Кавказского пленника» было очень

велико. Пушкин не только дал первый образец большого

романтического произведения, но и отразил характерные

черты целого поколения русской и европейской молодёжи.

Пушкин внёс огромный вклад в русскую литературу. Его

романтизм можно изучать бесконечно. Пушкин-романтик

написал множество прекрасных произведений, которые

поражают душу своей чувственностью. Его поэмы полны любви

и трагизма. Пушкин-романтик изображал сильные страсти,

яркие незаурядные явления «внутреннего мира души

человека». Пушкин создал наиболее содержательный и

оригинальный романтический мир страстей в русской

литературе. Его смерть потрясла всех. В.Ф. Одоевский

опубликовал 30 января 1837 года в «Литературных

прибавлениях» и журнале «Русский инвалид» такие строки:

«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался,

скончался во цвете лет, в середине своего великого

поприща!.. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная

слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К

этой мысли нельзя привыкнуть!»

Жуковский, перебирая бумаги только что умершего поэта,

обнаружил потрясающие стихи:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит...

И всё шептал он их как заклинание, как молитву, как

утешение.

Как реквием...

Библиографический список

1. Письма Н.М. Языкова к родным. С.П.б, 1913г.

2. Сборник ответов на вопросы по литературоведению (IV

Международный съезд славистов. Сов. комитет

славистов). М., 1958г.

3. Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (1-

ая половина). 3-е изд. М., 1970г.

4. Ребякин А.И. История русской литературы XIX века.

Первая половина. М., 1977г.

5. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л.,

1937г., т. XIII, с. 245.

6. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л.,

1937г., т. XII, с. 179.

7. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л.,

1937г., т. XIII, с. 57.

8. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л.,

1937г., т. XIII, с. 102.

9. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л.,

1937г., т. XIII, с. 225.

10. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л.,

1937г., т. III, с. 52.

Использованная литература

1. Волков Генрих. Мир Пушкина. М. «Молодая Гвардия», 1989г.

2. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. М.

«Просвещение», 1980г.

3. А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. М. «Художественная

литература», 1985г.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты