рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Логика контрольная 6


Логика контрольная 6

Упражнения по логике

Понятие

1. Дать логическую характеристику следующим понятиям:

человек - простое, положительное, конкретное, общее, безотносительное

понятие;

совесть - простое, положительное, абстрактное, общее, безотносительное

понятие;

менеджер - это простое, положительное, конкретное, общее,

безотносительное понятие;

юрист - это простое, положительное, конкретное, общее,

безотносительное понятие;

музей Янтаря г.Калининграда - простое, положительное, конкретное,

единичное, соотносительное понятие;

2. Изобразить в круговых схемах Эйлера отношения между следующими

понятиями:

стол, стул, табуретка, домашний предмет, мебель;

домашний предмет

мебель

стол, стул, табуретка

рука, палец, ладонь, кисть, мизинец;

рука

кисть

ладонь

палец,

мизинец

3. Произвести ограничение следующих понятий:

студент, студент университета, студент университета Петров;

логика, закон логики, закон обратного отношения;

стоимость, цена, цена автобусного билета 2 рубля;

любовь, любовь к апельсинам, картина «Любовь к трем апельсинам»;

4. Эти же понятия обобщить:

студент, учащийся, человек;

логика, наука, сфера деятельности, сознание;

стоимость, свойство товара, свойство;

любовь, чувство, эмоции, сознание;

5. Определить следующие понятия:

студент – учащийся высшего учебного заведения;

преподаватель – работник учебного заведения, преподающий какой-либо

предмет;

юрист – специалист по юриспруденции (правоведению);

менеджер – профессиональный управляющий;

6. Выявить, соответствуют ли требования логики следующим понятиям:

Логика - наука о формах мысли. Соответствует.

Остров - часть суши, окруженная морем. Соответствует.

Санкт-Петербург - "Северная Пальмира". Не соответствует.

Суждение

1. Преобразовать следующие грамматические формы (предложения) в

соответствующие логические формы (суждения):

Рыбы дышат жабрами.

Все рыбы дышат жабрами. (Простое категорическое общеутвердительное

суждение).

Часть народонаселения нашей планеты - белые.

Только некоторая часть населения планеты – белые. (Простое

определенное частноутвердительное суждение).

Добрые дела часто бывают незаметны.

Некоторые добрые дела бывают незаметны. (Простое неопределенное

частноутвердительное суждение).

2. Выразить в символическом виде структуру следующих суждений:

Все суждения не есть понятия.

Ни одно S не есть Р. Е: ( х (S(x) ( ( P(x))

Это общеотрицательное суждение.

Некоторые элементарные частицы нестабильны.

Некоторые S суть Р. Е: ( х (S(x) ( P(x))

Это частноутвердительное суждение.

3. Выразить в круговых схемах отношение между субъектом (S) и

предикатом (Р) в следующих суждениях: (Распеределенность терминов в

суждениях)

Все хищники - млекопитающие. Все S суть Р.

Некоторые студенты хорошо воспитаны. Некоторые S суть Р.

4. Определить, к какому виду относятся следующие суждения:

Люди часто говорят и о несерьезном.

Это частноутвердительное суждение.

Только немцы - настоящие философы.

Это общеутвердительное суждение, т.е. "Все немцы настоящие философы"

5. Определить, в каких отношениях между собой находятся следующие

суждения:

"Некоторые студенты - спортсмены" и "Некоторые студенты не есть

спортсмены".

Эти суждения находятся между собой в отношении частичной совместимости

и могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными.

"Ни один хищник не есть травоядное" и "Некоторые хищники -

травоядные".

Эти суждения находятся между собой в отношении противоречия и быть не

могут одновременно ни истинными, ни ложными.

6. Обратить следующие суждения:

Ни один студент не есть профессор. Ни одно S не есть Р.

Ни один профессор не есть студент. Ни одно Р не есть S.

Некоторые суждения сложные. Некоторые S суть Р.

Некоторые сложные суждения суть суждения. Некоторые Р суть S.

7. Превратить следующие суждения:

Все планеты - шарообразны. Все S суть Р.

Ни одна планета не есть не-шарообразна. Ни одно S не есть не-Р.

Некоторые птицы не летают. Некоторые S суть Р.

Некоторые птицы не могут летать. Некоторые S не суть не-Р.

8. Противопоставить следующие суждения (предикату)

Некоторые млекопитающие живут в воде. Некоторые S суть Р.

Частноутвердительное суждение посредством противопоставления предикату

не преобразуется.

Все мудрецы - скромны. Все S суть Р.

Все не скромные не есть мудрецы. Ни одно не-Р не есть S.

Никакое знание не бесполезно. Ни одно S не есть Р.

Некоторые полезные вещи есть знание. Некоторые не-Р суть S.

Сложные суждения

1. Выразить в символическом виде следующие сложные суждения:

Если воду нагреть, то она расширится.

Если S есть Р, то S есть Р1. (S – P) ( (S – P1)

Линии бывают прямыми, или кривыми, или ломаными.

S есть Р1, Р2, и Р3. S ( .

Умозаключение

1. Назвать составные элементы предложенных умозаключений:

Все французы суть европейцы.

Некоторые виноделы - французы

Некоторые виноделы - европейцы.

В данном умозаключении субъектом вывода являются "виноделы", т.е. это

меньший термин умозаключения; соответственно и посылка, в которой он

находится, является меньшей посылкой. Предикатом вывода выступает понятие

"европеец", это - большой термин; соответственно и посылка, в которой он

находится, тоже большая. Средним термином этого умозаключения является

понятие о французах.

Некоторые мои знакомые - студенты .

Все студенты – учащиеся.

Некоторые учащиеся - мои знакомые.

В данном умозаключении субъектом вывода является понятие "учащиеся",

т.е. это меньший термин умозаключения; соответственно и посылка, в которой

он находится, является меньшей посылкой. Предикатом вывода выступает

понятие "мои знакомые", это - большой термин; соответственно и посылка, в

которой он находится, тоже большая. Средним термином этого умозаключения

является понятие о студентах.

2. Составить из предложенных суждений умозаключения:

Все планеты - шарообразны.

Земля – планета.

Земля шарообразна.

Все планеты – шарообразны, Земля является планетой, значит Земля

шарообразна.

Некоторые живущие в воде - позвоночные.

Все млекопитающие - позвоночные.

Некоторые млекопитающие живут в воде.

Некоторые живущие в воде – позвоночные, а все млекопитающие –

позвоночные, значит некоторые млекопитающие живут в воде.

Некоторые студенты отличники.

Все студенты - учащиеся.

Некоторые студенты отличники. Все студенты - учащиеся. Значит

некоторые учащиеся – отличники.

3. Нарушены ли законы логики (какие) в следующих умозаключениях:

Логика учит правильно рассуждать.

Грамматика не есть логика.

Грамматика не учит правильно рассуждать.

Все волки - хищники.

Это животное - хищник.

Это животное - волк.

Все слова выражают какие-то мысли.

Все жесты выражают какие-то мысли.

Все жесты - слова.

Все рыбы живут в воде.

Этот организм живет в воде.

Этот организм - рыба.

В этих умозаключениях нарушено правило второй фигуры категорического

силлогизма, а именно - одна из посылок по этой фигуре должна быть суждением

отрицательным. В этих же примерах умозаключения построены по второй фигуре,

но с утвердительными посылками. Вывод в таком случае не следует с

необходимостью.

4. Восстановить до полного силлогизма следующие знтамемы:

Наше дело правое, мы - победим.

В данной энтимеме выводом является суждение "мы - победим", а меньшей

посылкой, поскольку в ней находиться субъект вывода "Мы(наше)"." суждение

""Наше дело правое". Зная, что средним термином здесь выступает понятие

"правое", легко восстановить большую посылку, в которой будет предикат

вывода, он нам уже известен. Тогда получаем:

Правое дело всегда побеждает.

Наше дело правое.

Значит мы – победим.

Все металлы электропроводны, а золото металл.

В данной энтимеме опущен вывод. Большей посылкой является «металлы

электропроводны», меньшей посылкой – «золото – металл»

Тогда получаем:

Все металлы электропроводны.

Золото металл.

Значит золото электропроводно.

5. Перечислить законы логики (раскрыть).

Закон обратного отношения - объем одного понятия (моторная лодка)

может входить в объем другого понятия (лодка), более широкого по

содержанию. Чем шире объем понятия, тем уже его содержание, чем шире

содержание, тем уже объем.

Закон противоречия - два противоположных суждения не могут быть

истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении. Противоречием

считается утверждение 2-х противоположных суждений об одном и том же

предмете, взятом в одно и то же время, и в одном и том же отношении.

Формула закона A /\ A.

К противоположным суждениям относятся:

противные (контрарные), которые оба могут быть ложными, поэтому не

являются отрицанием друг друга.

противоречащие (контрадикторные) они являются отрицающими, т.к. если

одно из них истинно, то другое ложно.

Если в речи человека обнаружено формально-логическое противоречие, то

его мышление (и речь) считаются неправильным, а суждения - ложным. Поэтому

в полемике широко используется метод “приведение к абсурду”.

Эти типы простых суждений не могут быть одновременно истинными:

”Данное S есть Р “ и “Данное S не есть Р”

“Ни одно S не есть Р” и “Все S есть Р”.

“Все S есть Р” и “Некоторые S не есть Р”.

“Ни одно S не есть Р” и “Некоторые S есть Р”.

В №2 оба суждения могут быть одновременно ложными.

Закон достаточного основания - всякая истинная мысль должна быть

достаточно обоснованной.

Речь идет только об обосновании истинных мыслей, ложные мысли

обосновать нельзя. В качестве аргументов для подтверждения истинности

мысли могут быть использованы истинные суждения, цифровой материал,

статистические данные, законы науки, аксиомы, теоремы. Особую

доказательную силу имеют аргументы в научных исследованиях, в процессе

обучения, когда нельзя принимать на веру недоказанные утверждения.

Закон тождества - в процессе определенного рассуждения всякое понятие

и суждение должны быть тождественны самим себе. Нарушение закона тождества

в мышлении и рассуждении приводит к двусмысленности. Эти логические ошибки

часто совершаются через употребление омонимов. Ошибка - подмена тезиса,

когда в ходе рассуждения выдвинутый тезис умышленно или неумышленно

подменяется другим. Ошибка - подмена понятия, когда во время дискуссии в

результате отождествления разных понятий спор по существу заменяется спором

о словах.

Отождествление (идентификация) широко используется в следственной

практике при опознании людей, сличении почерков, отпечатков пальцев.

Закон исключенного третьего - из 2-х противоречащих суждений одно

истинно, а другое - ложно, третьего не дано. Контрадикторными

(противоречащими) называется такие 2 суждения, в одном из которых что-либо

утверждается о предмете, а в другом - отрицается. Они не могут быть

одновременно истинными или ложными, всегда одно из них истинно, а другое -

ложно.

-----------------------

S

P

S

P



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты